19.08.2011

Стоит ли PepsiCo разделять свой бизнес?

После того, как Kraft Foods объявил о разделении на две части, аналитики задумались, какая компания будет следующей

В начале августа одна из крупнейших корпораций по производству пищевой продукции Kraft Foods Inc. объявила о разделении на две независимые компании. Согласно новой стратегии, одна из них будет специализироваться на производстве снеков и включать в себя глобальные бренды, тогда как другая представлять локальные марки основных продуктов питания (макарон, сыра, напитков, соусов и т.д.) и ограничится распространением в Северной Америке.

В России компания Kraft Foods выпускает
шоколады Cote d’Or, «Воздушный», Alpen Gold,
Milka, жевательную резинку Dirol, печенье
«Юбилейное», кофе Carte Noir и Jacobs,
кондитерские изделия «Торнадо»,
«Причуда», «Барни».

Вслед за разделением KF, аналитики с Wall Street начали говорить о том, что PepsiCo может стать следующей компанией, которая повторит ход Kraft. Эксперты мотивируют свои предположения тем, что в компании наблюдается быстрый рост продаж в сфере снеков, тогда как в сфере напитков бизнес действует неэффективно.

В начале этого года, когда Pepsi опустилась на третье место в рейтинге газированных безалкогольных напитков США, оставив лидерство за Diet Coke. Долю рынка потерял и флагманский бренд Gatorade, хотя и остается доминирующим игроком с более чем 70% доли среди спортивных напитков.

 Естественно, что сама компания опровергла такие предположения. «Заявления Kraft не влияют на нашу точку зрения относительно бизнеса PepsiCo, ее портфеля или стратегий. Мы и без этого видим привлекательные возможности для развития нашего бизнеса на глобальном рынке снеков и напитков», - заявили в компании.

Конечно же, нет никаких причин, сомневаться в этом, если к тому же аналитики не предсказывают глобальных изменений на рынке. Однако до недавнего времени и в Kraft Foods ничто не предвещало неожиданных поворотов в ведении бизнеса

Оценивая бизнес PepsiCo, аналитики утверждают, что компания имеет те же самые тенденции, что и Kraft Foods. «Из-за проблем в бизнесе напитков, портфель брендов компании неэффективен», - писал в своем отчете аналитик из газеты Morningstar Филипп Горам, добавляя, что PepsiCo может «повысить акционерную стоимость, разбив компанию на части».

Схожее суждение высказывает Джек Руссо, представитель компании Edward Jones: «Мы чувствуем, что PepsiCo недооценена. Если компания разделится на две части, возможно, что и акции будут стоить дороже».

По прогнозам компании годовой оборот
глобального бизнеса снэков составит
32 миллиарда долларов, а североамериканского
подразделения бакалеи – 16 миллиардов долларов.
Реорганизацию Kraft Foods планируется провести
до конца следующего года.

В стремлении захватить больше международных акций, PepsiCo переходит от своей межрегиональной структуры к созданию новой глобальной группы напитков. Компания также готовит первую всемирную кампанию для своего флагманского бренда. В то же время, PepsiCo рассматривает возможность создания нового бренда на рынке снеков по примеру брендов Lay's, Doritos, Cheetos и Tostitos. Поэтому следом напрашивается вопрос: будет ли глобальным закускам и напиткам лучше вместе или врозь?

Билл Песориелло, генеральный директор Consumer Edge Research считает, что в настоящее время в PepsiCo нет никаких препятствий к разделению компании.

Другие же аналитики заявляют, что потенциальный барьер все же есть, и состоит в том, что достаточно долгое время PepsiCo следовала своей стратегии Power of One («Сила Одного»), продвигая оба бизнеса в розничной сети. Аналитики к такому подходу относятся скептически, заявляя, что напитки и снеки должны распределяться отдельно друг от друга на рынке, своими собственными способами.

Однако на этом дело не заканчивается. Некоторые аналитики полагают, что автономные подразделения Pepsi, имеют все предпосылки к тому, чтобы слиться с Kraft. Они заявляют, что обе компании обладают впечатляющими портфелями марок, в которые входят соленые закуски, печенье, жевательная резинка и конфеты, и являются доминирующими в пересекающихся регионах (Бразилия, Россия, Индия, Мексика и др.). Это открывает двери для потенциальной сделки между двумя компаниями.

Екатерина Ткаченко, Sostav.ru
Наталья Малютина, Sostav.ru