05.05.2011

Watcom и РСТЦ оценят торговые центры

Первым под прицел экспертов попал "Охотный ряд", которые оказался не в числе лучших

Торговый центр "Охотный ряд" не получил высшего класса в рамках Всероссийской классификации торговых центров, разработанной компанией Watcom Group совместно c Российским Советом Торговых Центров (РСТЦ). Определять качество торговых центров предложил РСТЦ еще в 2010 году. По словам гендиректора группы Watcom Романа Скороходова, цель проекта, получившего название "Молл 21 века", "создать консолидированное комплексное представление о качестве применительно к объектам торговой недвижимости в России".

Первым в ряду экспертов Watcom оказался торговый центр "Охотный ряд". Ему был присвоен класс BBBA (A - инвестиционная привлекательность) при максимально возможной оценке AAAA и вручен сертификат "Молл 21 века". С такой оценкой согласен первый заместитель генерального директора УК "Манежная площадь" Андрей Сухов. "Мы долгое время были в лидерах, пришло время остановиться и подумать о дальнейшей стратегии. К тому же, самые главный критерий для нас - это инвестиционная привлекательность и устойчивые финансовые показатели".

В разработку критериев оценки были вовлечены девелоперские, консалтинговые, управляющие компании, инвесторы и ритейлеры. Четыре буквы интегрального класса присваиваются по каждому из четырех блоков, в каждом из которых собраны характеристики торговых центров. Торговый центр оценивается как здание, как арендный бизнес, как место шопинга и проведения досуга и как привлекательный и ликвидный актив. Всего система классификации включает в себя около 50 параметров. По каждому блоку присваивается одна из трех степеней (А, В, С), и в итоге складывается общая оценка. Анализируется практически все, начиная от земельных отношений, транспортной доступности и заканчивая атмосферой, высотой потолков и наличием бренд-бука.

По оценкам респондентов, Охотный ряд недотягивает до высшего балла с точки зрения предлагаемого сервиса. В силу ряда причин у торгового центра маленькая платная парковка, которую нелегко найти, и, соответственно, недостаточное количество парковочных мест. "Охотный ряд был построен 14 лет назад, и идеальное на первый взгляд место имеет определенные ограничения, поясняет Андрей Сухов. - Мы рады, что получили независимую оценку. Теперь время все осмыслить и готовиться к переменам".

Торговые центры могут классифицироваться раз в полтора года, что даёт возможность для повышения класса в промежутках между оценками. Партнер, руководитель отдела исследований и стратегического консалтинга Cushman & Wakefield Денис Соколов говорит, что классификация торговых центров принесет дополнительные знания собственникам, а также брокерам торговой недвижимости, но в то же время место торгового центра и трафик - вот основные показатели, на которые ориентируются собственники. "Классификация в целом нужна рынку торговой недвижимости, считает Петр Щелищ, председателя Союза потребителей России, депутата Госдумы,- рынку нужны национальные стандарты, без этого нет развития отрасли". Остается вопросом, как воспримут классификацию участники рынка.