28.06.2011

«Яндекс» изучил особенности мужского и женского поиска

Исследование интернет-компании показало, что прекрасная половина человечества тратит на поиск больше времени и чаще задает вопросы

«Яндекс» опубликовал исследование, посвященное особенностям поискового поведения мужчин и женщин. Технология Матрикснет учитывает закономерности в поисковом поведении и позволяет автоматически определять пол. Каждый раз она оценивает вероятность того, насколько правильно проведена оценка. По данным comScore, в марте 2011 года поиском Яндекса ежедневно пользовались более 43 миллионов человек. 48% из них составляют мужчины, 52% – женщины.

Исследование основано на данных о пользователях, пол которых был определён с точностью не менее 70%. Это около 15 миллионов мужчин и столько же женщин. Пол остальных пользователей был определён с меньшей вероятностью, и данные об их поведении не учитывались. Таким образом, речь идёт о типичных поисковых запросах и сессиях мужчин и женщин, а поведение каждого конкретного человека может отличаться от этих средних данных.

Общая поисковая активность мужчин и женщин практически не различается — она совпадает со средней активностью всех пользователей «Яндекса». Единственное заметное отличие — в количестве времени, которое пользователи тратят на поиск. Мужчины тратят на поиск немного меньше времени: каждый день они задают в среднем 6,1 запроса. На 54% вопросов они находят ответ сразу, а на остальные — в среднем за 5 минут 25 секунд. Средняя длина мужских запросов — 3,2 слова. 12% мужских запросов содержат опечатки, около трети — латиницу. Женщины задают в среднем 6 запросов. На 55% вопросов они находят ответ сразу, а на остальные — в среднем за 5 минут 50 секунд. Средняя длина женских запросов — 3,5 слова. 11% женских запросов содержат опечатки, 13% — латиницу.

Мужские запросы немного короче женских — в среднем 3,2 слова против 3,5. При этом мужчины делают опечатки чуть чаще, чем женщины — в 12% и 11% запросов соответственно. И то, и другое отчасти связано с тем, что женщины чаще копируют в поисковую строку длинные цитаты — запрос получается длинным, а ошибиться в нём невозможно.

Женщины чаще общаются с поисковой системой на естественном языке. Например, они задают больше запросов в форме вопросов — то есть с использованием вопросительных слов. Таким образом сформулированы 3,3% мужских запросов и 4,2% женских. Среди запросов со словами «что» и «как» и у мужчин, и у женщин наиболее популярны [что такое любовь] и [как правильно целоваться]. Запросы [что посмотреть из фильмов 2010] и [как заработать в интернете] чаще задают мужчины, а [что приготовить на ужин быстро и вкусно] и [как похудеть] — женщины.

Числа встречаются в мужских запросах в 1,7 раза чаще, чем в женских (в 15% и 9% случаев соответственно). В мужских запросах это в первую очередь артикулы различных товаров, в женских — даты и разнообразные номера.

Мужчины и женщины задают запросы на самые разные темы — и нет такой, которая интересовала бы только мужчин или только женщин. Тем не менее, соотношение запросов разной тематики у пользователей разных полов неодинаковое. По данным Яндекса, самые «мужские» темы – это ИТ и компьютерные игры, а самые «женские» — отношения между людьми, дети и поиск работы. При этом мужчин и женщин в равной степени интересуют автомобили, запчасти и всевозможные автомобильные аксессуары (хотя среди организаций мужчины ищут автосервисы и автосалоны гораздо чаще, чем женщины).

У большинства запросов можно определить не только тематику, но и цель, с которой их задают. Традиционно все запросы группируют в три большие категории — информационные, навигационные и транзакционные.

Информационные запросы особенно разнообразны. Часть из них связана с потребностью решить конкретную практическую задачу — например, [салат с авокадо], [как отключить автозапуск в flowplayer], часть касается нормативов, документации — например, [ГОСТ на асбест листовой], [санитарно-гигиенические требования]. Но большинство из них — разнообразные теоретические вопросы, от заданий из кроссвордов до научных проблем. Среди этих групп самая «мужская» — документация, а самая «женская» — теоретические вопросы.

Навигационные запросы в основном связаны с поиском сайтов, компаний и организаций — чаще всего их ищут по названию, реже спрашивают про схемы проезда и конкретные адреса. Мужчины чаще вбивают в поисковую строку названия сайтов, а женщины — названия компаний и организаций.

Транзакционные запросы направлены на конкретное действие — купить слона, забронировать гостиницу и т.д. Часто такие запросы содержат характерные уточняющие слова. Например, женщины чаще мужчин хотят «смотреть онлайн» или «скачать» что-либо. Мужчины чаще интересуются покупками, причём ищут не только сами предметы, но также отзывы и тематические форумы о них.

Сходства и различия мужчин и женщин ярко проявляются в узких категориях запросов, где указано конкретное намерение. Например, и мужчины, и женщины хотят [купить] автомобиль и квартиру, но мужчины кроме того — ноутбук, iPad и PlayStation Portable, а женщины — дюфастон, котёнка и билеты на поезд.

Ирина Милош, Sostav.ru