Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Таймураз Боллоев, президент "Балтики"

"Если все будет как сейчас, сделок не будет".

Пивоваренная компания "Балтика" - крупнейший в стране производитель пива - в прошлом году отказалась от практики приобретения уже существующих заводов и начала новое строительство в Самаре и Хабаровске. По мнению президента "Балтики" Таймураза Боллоева, требования рынка стали настолько высокими, что строить новое производство теперь проще, чем переделывать старое.
Тем более что на рынке практически не осталось технически оснащенных заводов. В следующем году "Балтика" планирует расширить экспансию в том числе и за пределы России. Наиболее перспективными для развития пивоварения президент "Балтики" считает Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку. А вот рост российского пивного рынка, по прогнозам Боллоева, может замедлиться, а то и вовсе остановиться из-за того, что Минфин и Минэкономразвития ведут непродуманную налоговую и тарифную политику.

- Какова инвестиционная программа "Балтики" на следующий год?

- На прошлой неделе совет директоров рассматривал этот вопрос в рамках бюджета следующего года. Увеличение инвестиционного бюджета в целом одобрено. А конкретные цифры будут определены в ноябре. Инвестиционная программа зависит не от наличия денег, а от наличия проектов. Думаю, она будет больше $200 млн (в этом году $180 млн - "Ведомости"). Основным источником, как и раньше, очевидно, будут собственные средства, но мы скорее всего будем планировать и привлечение кредитных средств.

- Что происходит в Белоруссии? Скоро ли этот проект сдвинется с мертвой точки?

- Белорусский проект, к сожалению, заморожен с декабря. Хотя первый этап мы должны были завершить в апреле текущего года. Запланированные на него затраты нам пришлось переориентировать на другие объекты.

У нас была встреча с Лукашенко 10 апреля. Было публично объявлено, что Белоруссия не отказывается от своих первоначальных намерений, что "Балтика" ничего не потеряет. Эти слова прозвучали из уст Лукашенко. Но это, наверное, везде так, от одного человека все не может зависеть. По крайней мере, недавно Лукашенко в одном из своих заявлений объявил, что причиной торможения проекта "Балтики" являются чиновники Белоруссии самого высокого ранга. Наверное, президент Лукашенко знает о чем говорит.

Проект заморожен. Внятного ответа, почему это произошло, мы не можем получить до сих пор. Единственный аргумент - нужно подписать инвестиционное соглашение. Соглашение, которое нам присылают, явно делает проект экономически несостоятельным.

- Можно ли детализировать последние предложения белорусской стороны?

- Главное, что написано в соглашении, - белорусская сторона соглашается на передачу контрольного пакета. А дальше целый перечень того, что мы должны сделать. Мы его суммировали, подсчитали дополнительные затраты, окупаемость. Она составила более 12 лет. А нам нужно, чтобы она была не более восьми лет.

- Этот опыт не повлиял на ваше желание развиваться в странах СНГ? "Балтика" ведет переговоры с Киргизией...

- Да, [президент Киргизии Аскар] Акаев лично был на заводе и предложил "Балтике" начать инвестиционную деятельность в Киргизии. С учетом географического положения страны и ее принадлежности к ВТО это предложение достаточно привлекательно. Из Киргизии можно экспортировать продукт в близлежащие страны - и республики Средней Азии, и Китай. Хотя экономика, жизненный уровень, численность населения не могут служить сильными аргументами "за". Тем не менее у нас идет не просто переговорный процесс, а поиск конкретной площадки, разработка проекта. Речь идет о производстве.

- Какие регионы кроме Киргизии вы рассматриваете?

- Чтобы не оказаться в ситуации, когда хотим одной рукой поймать несколько арбузов, мы стараемся придать инвестиционному процессу некоторую последовательность.

Изучаем возможности и внутри страны, и за ее пределами. Ведем переговоры с некоторыми заводами в Китае и Вьетнаме, чтобы получить плацдарм для дальнейшего развития. Вариантов насчитывается около десятка. Какие из них выйдут на финишную прямую, зависит от многих обстоятельств.

- А от московских планов вы не отказались?

- Нет, не отказались. Но в Москве нам не везет. Какой бы проект мы ни взяли. .. Вот у нас были переговоры с "Останкино". Мы их так долго вели, что потеряли интерес к этому проекту. Мы посчитали, что нужно переделывать практически все, кроме административного комплекса и, кажется, котельной. Пять лет назад мы готовы были взять любой завод в Москве. Сейчас все технически оснащенные заводы достаточно самостоятельны, а неоснащенные не представляют интереса. Приобретая неоснащенный завод и неизвестную марку, фактически приобретаешь голый участок земли. А участок столько не может стоить. Тогда проект становится опять экономически невыгодным. В случае с "Останкино" речь шла о сумме, близкой к $20 млн.

- Недавно вы стали почетным консулом Бразилии в Петербурге. Зачем вам эта должность?

- Это общественная нагрузка. Может быть, какая-то ностальгия по прошлому - я всю жизнь занимался общественной работой, начиная со школьной скамьи. Мне как-то [Алексей] Мордашов говорит: "Что вы общественной работой не занимаетесь? " Я спросил у него: "А вы? " Он отвечает: "Я член бюро РСПП. А вы даже на заседания не приезжаете". Я принял замечание.

Если же говорить серьезно, тот регион, конечно, очень интересен и перспективен для нашего бизнеса. Наиболее перспективны для развития пивоварения - Юго-Восточная Азия и Латинская Америка, где идет активное развитие экономики.

- Как, на ваш взгляд, будет развиваться пивной рынок России? В прошлом году потребление пива выросло на 10%. Сохранятся ли такие темпы?

- Темпы роста пивного рынка в целом катастрофически падают. Если так будет продолжаться, рост через два года остановится. Эта ситуация создана субъективными факторами - рукотворная работа правительственных структур, которые создают условия для худшей работы предприятий и худшего положения на рынке. Из 260 пивоваренных предприятий страны развиваются только те, кто нашел средства для технического переоснащения, остальные падают. Но происходит удивительная вещь: Госкомстат объявляет завышенные цифры роста. Раньше я думал, что эта привычка осталась с советских времен. Но потом до меня дошло. Когда объявлены большие цифры по отрасли, у министерств появляется возможность протолкнуть свои идеи о повышении налогов. Это, как правило, делает Минфин.

За первое полугодие Госкомстат объявил рост в отрасли 22%. Это такая ложь! Фактически рост на уровне 15%. По результатам года цифра будет еще ниже. Мы предупреждали об этом, когда вырабатывались законодательные инициативы относительно повышения акциза на пиво до 25%. Но нас не слушали.

- Эти меры что, откроют рынок для иностранцев? Смогут ли выжить компании, которые опираются на отечественный капитал?

- Это неблагодарное занятие - гадать, как будет. Во время моей встречи с Путиным 2 августа я поднял вопрос инвестиционной емкости отрасли. Чиновники, ангажированные лоббистами крепких алкогольных напитков, утверждают, что пива у нас хоть залейся. Это ложь. Пива у нас употребляется в два-три раза меньше, чем в экономически развитых странах. Чтобы приблизиться к минимальному европейскому уровню потребления - 70 л на душу населения, - потребуется почти $2 млрд инвестиций. Вопрос, кто эти $2 млрд вложит.

Есть два сценария.
Первый: создаются инвестиционные условия внутри страны, и отечественные производители вкладывают эти деньги. Но для этого нужно создавать условия.
Второй: открываются двери ВТО, и с насыщенных рынков наш рынок заполняется с 40 л до 70 л, но уже не отечественным, а западным производством. Благоприятные условия для российских производителей не создаются не потому, что нас окружают враги. За благами кратковременного решения задач - закрыть бюджетные дыры - более долгосрочные проблемы отходят в сторону. О заинтересованности западных производителей в российском рынке можно судить по сделке Heineken и "Браво". Голландская компания приобрела за очень высокую цену - около $0,5 млрд - 4% рынка, которые занимала марка "Бочкарев".

- Возможны ли еще подобные сделки?

- Сделки могут быть, если будет благоприятная ситуация. Если все будет так, как мы видим сегодня, их не будет.

- Кстати, экспорт "Балтики" будет увеличиваться?

- Да, по прошлому году экспорт в процентах от объема вырос в два раза, а в натуральном выражении - в три раза. На следующий год мы планируем экспортировать около 10% общего выпуска. Для нас экспорт - это возможность минимизировать сезонные колебания спроса.

- С чем, на ваш взгляд, связан рост потребления баночного пива? К этому привели усилия поставщиков банки, которые устраивали рекламную кампанию, или у потребителей изменились вкусы?

- Я думаю, что усилия поставщиков здесь ни при чем. Они три года пытались продвигать банку, но ничего не происходило. Это потенциал торговой марки "Балтика". Потому что сейчас 50% рынка баночного пива - это "Балтика". До нас и параллельно с нами выпускалось много баночной продукции, но она даже близко не подошла к "Балтике" по объемам.

Поставщики, конечно, скажут, что это их усилия. Они прокрутили рекламный ролик. Но реклама в целом не гарантирует развития. Есть примеры, когда огромные средства выбрасываются на рекламу, а результата нет.

Баночные линии многих заводов простаивали, но, как только появилась "Балтика", произошел всплеск спроса. Заводы принялись устанавливать свои линии.

- Вы сталкиваетесь с вопросами, которые выходят за рамки одного предприятия. Вам не приходило в голову заняться политикой?

- Политик должен заниматься проблемами общества в той сфере, где он является специалистом. А если он марионетка и по сумме заплаченных денег определяется его позиция, это уже не политик. Мне кажется, что оказаться в этой ситуации, когда ты зависим от чьих-то финансовых вливаний, - значит потерять свое лицо, это недостойно и унизительно.

Я от этого всего очень далек. Я заканчивал вуз по специальности "пивоварение" и всю жизнь этим занимался. Невозможно понять, как некоторые политики, только оказавшись на этом месте, не вникнув в суть вопроса, выдают гениальные мысли о государственном обустройстве. Я бы не хотел быть в этом ряду. Можно, наверное, менять работу, профессию, если чувствуешь, что достиг своего потолка и дальнейшего развития не будет.

Я не считаю, что я или компания "Балтика" достигли своего потолка.

БИОГРАФИЯ: Таймураз Казбекович Боллоев родился в 1953 г. в Северной Осетии. Окончил Московский институт пищевой промышленности.

В 1980 - 1991 гг. работал на Комбинате пивоваренной и безалкогольной промышленности им. Степана Разина (сменный мастер солодовни, заместитель начальника цеха, начальник цеха розлива, главный пивовар). С 1991 г. - генеральный директор пивоваренной компании "Балтика".

Член Совета по предпринимательству при правительстве РФ, зампредседателя Союза российских производителей пивобезалкогольной продукции.

О КОМПАНИИ: Пивоваренная компания "Балтика" основана в 1990 г. Около 75% акций "Балтики" принадлежит концерну Baltic Beverages Holding. Компания располагает тремя производственными площадками - в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Туле, а также сбытовыми подразделениями в 23 городах России.

За первое полугодие 2002 г. компания произвела 83 млн дал пива. Выручка от реализации за этот период составила около $350 млн, прибыль - $72 млн.


Анна Щербакова
09.10.2002  Ведомости

09.10.2002



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов