Интервью: Рахми Коч, председатель совета директоров группы компаний Koc Holding
"Мы вынуждены перейти к этапу инвестирования".
Открытых независимых сведений об объемах продаж ведущих российских сетей супермаркетов, в числе которых "Перекресток", "Пятерочка", "Рамстор" и "Седьмой континент", не существует. Поэтому каждая из этих структур претендует на то, чтобы называться первой, озвучивает собственные громкие данные о себе и намекает, что подсчеты конкурентов недостаточно корректны. Московская сеть со 100% -ным турецким капиталом "Рамстор" не является исключением. Рахми Коч, председатель совета директоров турецкой группы компаний Koc Holding, владеющей магазинами "Рамстор", говорит, что именно его сеть ныне лидирует на нашем рынке, обойдя местных ритейлоров. Сеть, которая больше пяти лет работает в России, но о которой до сих пор многое неизвестно.
- Относятся ли "Рамсторы" к сети Migros или это два отдельных розничных проекта Koc Holding?
- "Рамстор" и Migros - это одно и то же, у них единая философия, они работают в одном и том же недорогом секторе рынка. Это две части нашей международной розничной сети.
- А почему российские магазины называются "Рамстор", а не Migros? Почему вы не продвигаете в России известный у вас на родине брэнд? Россияне отдыхают в Турции, Migros знают...
- Дело в том, что наименование Migros официально принадлежит Швейцарии и используется нами по лицензии (в 1954 г. Migros Turkey был создан компанией Migros Swiss и администрацией Стамбула, а в 1974 г. швейцарский Migros продал свою долю в турецкой сети семье Koч. - "Ведомости"). Мы вправе открывать магазины под таким названием только в Турции. Поэтому за рубеж мы вышли с новым брэндом - Ramstore. Изначально мы хотели дать сети название Kocstore [ "Кочстор"], но решили, что это плохо звучит. А наша фамилия Koc в переводе на английский означает ram [ "баран"].
- Когда родилась идея создать в России сеть "Рамстор"?
- В 1996 г. мы начали эту идею обсуждать, а в ноябре 1997 г. открыли первый "Рамстор" в Москве.
- Это был первый магазин холдинга Koc за пределами Турции?
- Да. В середине 1990-х гг. мы как раз почувствовали, что пора открывать свои магазины в других странах. И увидели, что как раз Москве необходимы супермаркеты и гипермаркеты.
- Koc Holding сегодня является единственным владельцем в России сети "Рамстор"?
- Оператором сети является компания "Рамэнка", в которой 50% принадлежит нам, а 50% - другой турецкой компании, Enka. В такой пропорции Koc и Enka (строительная компания) инвестировали средства в создание в Москве "Рамсторов".
- А компания Ram Foreign Trade Company? Что это за компания, которая раньше тоже была в числе учредителей "Рамэнки"?
- Эта компания на 100% принадлежит Koc. Раньше она наряду с Migros была партнером Enka. Но в прошлом году Migros выкупил ее акции в "Рамэнке". Но вы же понимаете, что это носило характер проформы.
- Migros был в числе первых иностранных ритейлоров, пришедших в Россию. В чем преимущество перед теми, кто приходит сейчас?
- Во-первых, у нас была возможность выбирать хорошие места для строительства магазинов: наши магазины уже есть на площадках, которые мы считаем лучшими в Москве. Население уже знает нашу торговую марку, знает, какие товары у нас можно найти. Мы задали в свое время ценовой уровень, поскольку первыми из торговых сетей начали конкурировать с рынками.
Во-вторых, мы уже изучили недостатки рынка, какие существуют бюрократические препоны.
- А как вам при заходе на московский рынок удалось преодолеть бюрократические препоны?
- Enka к тому времени уже работала на российском строительном рынке. Этот фактор тогда существенно уменьшил наш риск. Кроме того, мэр Москвы [Юрий] Лужков являлся сторонником проекта по строительству "Рамсторов". Для нас это являлось своего рода психологической помощью.
- Как вам удалось договориться с московскими чиновниками, подружиться с Лужковым?
- Опять же Enka осуществляла крупные строительные проекты, и у нее были очень хорошие отношения с московской мэрией. Одна из фирм Koc Holding тоже занималась в Москве строительством - совместно с немцами построила, например, здание Центробанка РФ. Сейчас отношения явно не ухудшились: с 1997 по 2001 г. включительно сеть "Рамстор" заплатила $75 млн только одних налогов, а инвестировала в московский рынок на сегодня $220 млн. Это одна из самых крупных турецких инвестиций в российскую экономику.
- Какой процент в бизнесе Koc Holding занимает розничная торговля?
- Объем продаж продуктов питания и потребительских товаров составляет порядка $1,2 - 1,5 млрд в год, не включая торговлю бытовой техникой нашего производства.
- Migros лидирует в Турции, а какие позиции на российском рынке занимает сеть "Рамстор"?
- По моим данным, лидирующие.
- Не возникало ли у вас желания свернуть российский проект "Рамстор"? Скажем, после экономического кризиса в России, который случился в августе 1998 г.
- Не возникало. Кризисы нас не очень волнуют, поскольку Россия их периодически переживает. Это трудные времена, но пережить их можно. Одна из причин, по которой мы вышли на другие рынки, - перестраховка на случай кризиса в Турции. Турецкая экономика тоже носит волнообразный характер, т. е. переживает и подъемы, и падения. Сейчас около 30% общего объема нашего бизнеса осуществляется за пределами Турции. И мы думаем в ближайшем будущем увеличить эту цифру до 50%. Ведь нельзя класть все яйца в одну корзину.
- Сейчас в Россию приходят крупные западные компании, к примеру французская Auchan и немецкая Metro. Вам, наверное, сложно будет с ними конкурировать?
- Ряд крупных европейских компаний присутствует и на турецком рынке, и мы выигрываем у них.
- Какие европейские торговцы есть в Турции?
- Например, подразделения Metro AG - Real и Metro Cash & Carry. Так что мы привыкли к конкуренции со стороны иностранных компаний и знаем, что они могут предложить.
- Что вам не нравится в деятельности "Рамэнки" в России?
- Я полностью доволен: я смотрю на финансовые показатели, и они радуют меня. В следующем году сеть "Рамстор", как планируется, выйдет на объем продаж $370 млн. "Рамэнка" откроет несколько магазинов в Москве, ее области, Казани, Красноярске. В 2003 г. чистая прибыль должна составить $50 млн. Правда, в Турции у нас есть огромные склады, через которые идет распределение всех товаров на магазины. Но в России мы еще не смогли их организовать, хотя, безусловно, планируем.
- Получается, что "Рамсторы", открывшиеся в 1997 г. , уже окупились?
- Да, и сеть уже развивается за счет прибыли. Хотя мы продолжаем привлекать кредиты в одном из подразделений Мирового банка США.
- Когда вы говорите об объеме продаж сети "Рамэнка", вы включаете в озвученную сумму деятельность оптового подразделения компании, доходы от аренды?
- Нет, мы говорим только о розничных продажах.
- В каких странах еще есть "Рамсторы"?
- Два магазина - в Болгарии, три - в Казахстане и три - в Азербайджане. Мы планируем открывать "Рамсторы" в балканских странах, тюркских республиках.
- Не поступали ли вам предложения от иностранных розничных компаний продать сеть "Рамстор"?
- Да, поступали.
- От кого?
- Не могу сказать.
- А сколько денег вам предлагали за российскую сеть "Рамстор"?
- В практике одной из американских сетей при оценке розничного бизнеса, как наш [ "Рамстор"], брать годовую прибыль "приобретаемого" ритейлора и умножать ее на 20. Если вы умножите нашу годовую прибыль на 20, то получите ту самую сумму.
- Вы готовы кому-либо продать сеть "Рамстор"?
- Каждая вещь имеет свою цену.
- "Рамэнка", как недавно заявил ее гендиректор Мустафа Саглам, сама не прочь купить какие-то российские торговые компании. Так ли это?
- Естественно, мы не останавливаемся на достигнутом, изучаем такие возможности. Если г-н Мустафа найдет подходящий вариант, он прежде всего расскажет о нем гендиректору сети Migros, который, если сочтет вариант приемлемым, затем доложит об этом руководителю сектора ритейла, который уже будет обсуждать это со мной.
- Вы жестко контролируете работу менеджеров "Рамэнки"?
- Мы проводим политику децентрализации, предлагаем программу, которую надо осуществить региональным менеджерам, а они сами уже решают, как ее лучше реализовать. Но определенная процедура решения вопросов, разумеется, присутствует.
- Какое принципиальное отличие российского рынка от турецкого?
- Наши магазины рассчитаны на самый широкий круг покупателей, и я могу сказать, что в настоящее время, во всяком случае, московское население богаче турецкого. В Турции минимальная потребительская корзина стоит $6, а в Москве - $12 - 13.
- Есть ли у Koc Holding еще какие-либо проекты в России?
- Да, по сборке нашей крупной бытовой техники марки Beko, а также планы по строительству завода по ее производству (компания Arcelik, входящая в Koc, производит холодильники, стиральные машины, пылесосы, телевизоры. - "Ведомости"). Мы продаем в Европе холодильников на $2,5 млн, нам, например, принадлежит 14% английского рынка в этом секторе.
- Уточните, пожалуйста, речь идет об инвестициях со стороны Koc Holding в строительство завода по производству в России крупной бытовой техники?
- Да.
- Что это будет за завод? В какую сумму он вам обойдется?
- Планы по его созданию еще не на том этапе, чтобы о них рассказывать (речь идет о производстве в России стиральных машин Beko. - "Ведомости"). Мы сейчас контактируем по этому вопросу с российскими чиновниками.
- Когда вы планируете начать строительство завода?
- Это зависит от разрешительной системы в России, как мы сможем договориться с чиновниками. Надеюсь, мы приступим к строительству в течение полутора лет. Пока мы поставляем в Россию товар из Турции. У вас на родине очень высокий уровень таможенных пошлин, и из-за этого мы не можем конкурировать на вашем рынке в сегменте недорогой бытовой техники. Поэтому мы вынуждены здесь открыть собственное производство.
- А вас не вдохновил пример шведской компании IKEA, которая работает на нашем рынке в мебельном секторе и является активным борцом за снижение таможенных ставок? IKEA неоднократно вела на эту тему переговоры с правительством и даже кое-чего добилась...
- Мы очень много занимались этим [пытались снизить ставки таможенных пошлин]. Но мы прошли этот этап.
- Вы добились желаемого?
- Нет, российское правительство не захотело снизить таможенные пошлины, и мы вынуждены перейти к этапу инвестирования, строительству производства.
БИОГРАФИЯ: Рахми Коч родился в 1930 г. в Анкаре. Получил МБА в университете Джона Хопкинса. Вся трудовая деятельность Коча прошла в Koc Holding, структуре, принадлежащей его семье. В настоящее время он возглавляет совет директоров Koc Holding, является почетным доктором университета Хопкинса и ряда ведущих турецких высших учебных заведений, неоднократно награжден правительствами европейских стран и Турции за вклад в развитие бизнеса. Группа Koc основана в 1926 г.
О КОМПАНИИ: Koc Holding является одним из ведущих турецких торгово-промышленных конгломератов. Оборот холдинга, осуществляющего 14 направлений деятельности, составил в прошлом году порядка $10 млрд. В число наиболее значимых предприятий Koc Holding входит розничная сеть Migros из 436 различных по формату магазинов, самая крупная по числу магазинов в Турции, а также компания по производству бытовой техники Arcelik, совместные с Ford и Fiat заводы по производству автомобилей. Из проектов Koc Holding, действующих в России, наиболее известна фирма "Рамэнка" - оператор розничной сети "Рамстор", которая состоит из пяти моллов и 10 супермаркетов, торгует продуктами и промышленными товарами.
Юлия Полякова
25.12.2002
Ведомости
|