Парень с Востока
Эдуард Морадпур всегда знает, куда дует ветер
Для европейских карьеристов с русскими корнями Россия не раз становилась полигоном реализации собственных амбиций. Эдуард Морадпур не стал исключением. Недавно он открыл четвертое рекламное агентство, носящее его имя Euro RSCG Moradpour. Сам он называет себя любителем приключений. В прессе его не раз именовали российским рекламным гуру. Л бывшие коллеги и сегодняшние конкуренты считают Морадпура авантюристом.Эдуард Морадпур говорит на причудливой смеси русского, английского и французского. Он родился в Тегеране, на исторической родине отца, гражданина Франции Хибиба Морадпура. Зато мать Эдуарда Евгения Лищински происходит из семьи русских эмигрантов. Видимо, это обстоятельство позволяет нашему герою, несмотря на наличие французского паспорта, считать себя российским менеджером и с удивлением озираться по сторонам, когда при нем произносят слово «экспат». И все же Морадпур иностранец, просто в нем так удачно сочетаются Восток и Запад, что Россия не могла не стать для него второй родиной.
Рекламная чесотка
Карьера рекламиста для Морадпура началась сразу после окончания Парижской высшей коммерческой школы (НЕС) в 1971 году. Он пришел на стажировку в рекламное агентство NCK (в настоящее время FCB) и остался там на пять лет. К 1976 году дослужился до главы ассоunt-департамента, и, по его собственному признанию, «влюбился в рекламу». В течение следующих пяти лет он сделал блестящую карьеру в отделах по работе с клиентами таких крупных международных агентств, как Leo Burnett, Euro RSCG и Saatchi & Saatchi. Причем в Euro RSCG Морадпур познакомился с Жаком Сегела знаменитым на весь мир французским рекламистом, который, по словам Эдуарда, научил его всему, что он сейчас знает о рекламе.
В 1982 году вместе с тремя компаньонами Морадпур основал и возглавил первое собственное агентство MGTB (по первым буквам имен партнеров). У MGTB были именитые (например, коньячный Дом Remi Martin, с которым Морадпур работал в Saatchi & Saatchi), но не слишком щедрые клиенты. Так производитель дорогой спортивной обуви Timberland выделил крайне скромный бюджет на размещение ролика. А резонанс требовался серьезный. Тогда у компаньонов возникла мысль снять в ролике настоящего французского клошара и с его помощью реализовать идею: «Двадцать лет экономии 10 лет спокойствия». Мол, покупаешь обувь от Timberland один раз и на всю жизнь. «Мы провели настоящий кастинг бомжей, вспоминает рекламист. -Потом, правда, чесались целую неделю, зато кампания произвела фурор. И наше агентство, и бомж стали настоящими звездами».
После успеха рекламы Timberland в списке клиентов MGTB оказался даже государственный газовый монополист Gas de France. В 1983 году MGTB было признано «лучшим молодым агентством года». А через пять лет после создания его штат расширился до 100 человек. Оно попало в список 15 крупнейших агентств Франции и было куплено рекламной группой AYER. Морадпур тогда же продал свои акции компаньонам и вместе с рекламной сетью Young &
Rubicam основал новое агентство MDLP. Через два года он продал свою долю и в этом предприятии. «Мне нравится создавать компании, делать из ничего нечто большое и успешное, комментирует Морадпур.- Я по натуре старт-аповец».Ветер
перемен
В 1989 году владельцы крупнейшей французской рекламной группы Carat Франсис и Жильбер Гросс заинтересовались перестроечным Советским Союзом. Морадпур, который, во-первых, хорошо знал русский язык, а во-вторых, слыл любителем приключений, показался Гроссам лучшим кандидатом для проведения разведки боем. «Страна тогда только начала открываться миру, -рассказывает Эдуард. Это было еще до падения берлинской стены, но я почувствовал: здесь что-то будет». В очередной раз нюх не подвел французского бизнесмена. Не зря Сергей Кривоногов, сейчас глава российского представительства сети DDB, а в начале 1990-х один из подчиненных Морадпура, основной чертой характера своего бывшего шефа считает умение чувствовать, «куда дует ветер».
Тем не менее его первое пришествие на родину предков по материнской линии закончилось быстро и не слишком успешно. В 1993 году группа Carat закрыла свое представительство в России. По версии Морадпура, поводом послужила смерть Франсиса Гросса. «Кроме того, мне нравится работать в креативных агентствах, заниматься непосредственным созданием рекламы, a Carat специализируется на медиа. Это просто не my cup of tea», уверяет Морадпур.
Олег Панофф, занимавший в 19901993 годах должность консультативного директора по работе с СССР в группе Carat, говорит, что проект «Карат Россия» оказался нерентабельным из-за неэффективного менеджмента. «Морадпур жил в Москве на широкую ногу. Финансовые отчеты явно не удовлетворяли штаб-квартиру», добавляет свою «ложку дегтя» еще один бывший сотрудник «Карат России», пожелавший остаться неназванным.
Однако первый не совсем удачный опыт не остановил Морадпура. «Россия не перестала меня интересовать, она с каждым днем привлекает меня все больше, -говорит он. Здесь весело». В 1994 году Эдуард вернулся в Москву, одержимый идеей создать лучшее рекламное агентство. Для этой цели он даже привлек в качестве партнера одну из старейших рекламных сетей Leo Burnett.
Если свое первое французское агентство Морадпур открывал с четырьмя сотрудниками, то первое российское с пятнадцатью. Да и наличие в клиентском листе Philip Morris и Procter & Gamble существенно повышало шансы на успех Leo Burnett & Moradpour.
Тем не менее лидером рынка агентство так и не стало. Видимо, отчасти из-за позднего выхода. В 1994 году в России уже работали несколько сетевых агентств DMB&B (DArcy), Ogilvy & Mather, Young & Rubicam. (Многие из них последовали примеру группы Carat, которая в 1989-м была действительно первопроходцем.)
В 1998 году оборот Leo Burnett & Moradpour, по данным журнала Advertising Age, составлял $22 млн, в то время как у лидера рекламного агентства BBDO Moscow этот показатель превышал $67 млн. Отставание по финансовым результатам отчасти компенсировалось успехами в области креатива. Ведь именно в Leo Burnett & Moradpour родился один из самых известных и успешных российских рекламных слоганов 1990-х: «Чистота чисто Тайд».
Но с Leo Burnett Морадпур уже не мог воплотить в жизнь свою мечту о лучшем рекламном агентстве. Поэтому в конце 2002-го, воспользовавшись удобным моментом (агентства DArcy и Leo Burnett сливались), он покинул Leo Burnett, продав свой пакет акций сети. Правда, сам Эдуард вновь вспоминает о своей «старт-аповской» натуре: «Моя миссия заключалась в том, чтобы создать агентство и поставить его на ноги. Я остался даже на больший срок, чем должен был из-за кризиса».
Развод по-французски
Очередной попутный ветер подул для нашего героя в начале 2003-го. По словам рекламиста, парижский офис Euro RSCG вышел на него с предложением провести реорганизацию представительства сети в России сразу после того, как он покинул Leo Burnett. «В Euro RSCG давно хотели выделиться из группы „Максима“ и объединить свои подразделения в России (Euro RSCG и Bounty Euro RSCG), но не было человека, который смог бы помочь им это сделать», говорит Морадпур.
Однако бывшие партнеры Euro RSCG в России президент коммуникационной группы «Максима» Владимир Евстафьев и гендиректор Euro RSCG Maxima Олег Панофф утверждают, что события развивались по другому сценарию. «Когда Олег Па-нофф решил оставить Euro RSCG и заняться своим собственным проектом (агентством „Элин“), я предложил Эдуарда Морадпура в качестве нового гендиректора Euro RSCG в России», рассказывает Евстафьев. Но кадровое предложение руководителя «Максимы» в Euro RSCG поначалу встретили без особого энтузиазма. Евстафьев в этой связи припоминает даже о некоем судебном разбирательстве между Морадпуром и его будущими работодателями. (Сам Эдуард, правда, это категорически отрицает). Так или иначе, но после очередного визита Морадпура в Париж, позиция Euro RSCG изменилась, и Эдуард, по словам Евстафьева, «постепенно перетянул одеяло на себя». А с Euro RSCG намерен судиться сам руководитель «Максимы», обвиняющий французскую компанию в нарушении нескольких пунктов договора с российским партнером.
Свой очередной start-up в России рекламист делает с 70 сотрудниками и как минимум семью клиентами Intel, «Данон-Большевик», Reckitt Benckiser, Peugeut, Kraft Foods, Air France, Novartis. По его прогнозам, агентство Euro RSCG Moradpour уже в этом году станет рентабельным. Эдуард не расстался со своей мечтой создать лучшую рекламную компанию: «Ниша специализированных креативных агентств на российском рынке не занята, и через пять лет Euro RSCG Moradpour войдет в тройку лидеров в этом сегменте», уверен он.
Правда, Александр Можаев, гендиректор PA McCann-Erickson Russia, считает, что креативных агентств в России достаточно, не хватает самого креатива. Морадпуру же, по мнению Можаева, пока не удавалось собрать самых талантливых в этой области людей.
Владимир Евстафьев, напротив, полагает, что «Морадпур блестящий креатор и организатор процесса, но он, к сожалению, до сих пор живет по законам общества времен бандитского капитализма».
Как бы то ни было, но теперь главе Euro RSCG Moradpour придется конкурировать не только с агентствами, которые возглавляют его бывшие подчиненные по «Карату» Сергей Кривоногов или Владимир Евстафьев, но и с созданным им же самим Leo Burnett Moscow. Подобная перспектива Эдуарда не пугает: «Это несложно, скорее приятно. Как раз то, что американцы называют challenge („вызов“. Прим. „К°“)».
Конкуренты, в свою очередь, видят «вызов» Морадпура не только в борьбе со своим детищем или бывшими сослуживцами. «С уходом Euro RSCG из „Максимы“ группа потеряла около $10 млн оборота, комментирует Олег Панофф. Если учесть, что эти бюджеты распределятся между двумя агентствами Euro RSCG Moradpour и MPG Russia (медиа-подразделение группы Havas, в которую входит и Euro RSCG), то получится, что на долю агентства Морадпура придется не больше $3 млн $4 млн».
Впрочем, сам же Панофф говорит о Морадпуре, как о талантливом, хитром и тщеславном человеке. А подобные качества в сочетании с отмеченным Евстафьевым авантюризмом очень часто способствуют успеху.
К тому же в характере Эдуарда довольно удачно уживаются восточная хитрость и западный прагматизм. Наверное, поэтому ему многое удается в России, совмещающей в себе черты восточной и западной цивилизаций. Помогут Морадпуру Восток и Запад на сей раз осуществить мечту в России, или для ее реализации придется искать другую страну, будет ясно уже через год.
Что такое Euro RSCG Moradpour
Год основания: 2003
Профиль: рекламное агентство полного цикла (среди клиентов Intel, «Данон-Большевик», Reckitt Benckiser, Peugeut, Kraft Foods)
Оборот: $4 млн (данные «К°»)
Резюме Эдуарда Морадпура
Год рождения: 1947
Образование: Высшая коммерческая школа (НЕС) в Париже
Профессиональный опыт:
1971 1976: стажер, младший специалист по работе с клиентами, начальник отдела по работе с клиентами PA NCK (теперь FCB);
1977 1982: работал в области client service в группе Havas и международных агентствах PA Leo Burnett, Euro RSCG, Saatchi & Saatchi;
1982 1987: президент PA MGTB в Париже;
1987 1989: президент PA MDLP в Париже;
1989 1993: глава российских бюро сетевых агентств Carat и Interspaces; 1994 200З: президент PA Leo Burnett & Moradpour; с начала 2004 года: президент и креативный директор Euro RSCG Moradpour
Личная информация: владеет пятью языками английским, французским, русским, фарси, испанским. Любимый писатель Жан-Поль Сартр. Увлекается астрофизикой, фотографией. Любит французское и советское кино («Жестокий романс», «Бриллиантовая рука», «Ирония судьбы»)
Екатерина Винокурцева
10.02.2004
журнал Компания