Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Алексей Нечаев, президент ОАО "Фаберлик"

"Первую пятилетку мы выполнили за четыре года".

         Когда семь лет назад два выпускника юрфака МГУ Алексей Нечаев и Александр Даванков решили заняться продажей средств по уходу за кожей, они вряд ли рассчитывали на то, что со временем их детище станет крупнейшей российской компанией "многоуровневого маркетинга". Сегодня парфюмерию и косметику под маркой "Фаберлик" продают 300 000 консультантов не только в России, но и за рубежом. В прошлом году по объему продаж в России компания "Фаберлик" уже обогнала таких мировых лидеров, как Herbalife или Mary Kay, и всего на треть отставала от лидера отечественной индустрии красоты - концерна "Калина".

        - Последние два-три года отечественный рынок парфюмерии и косметики очень быстро растет. Как долго продлится такой бурный рост?

        - По данным агентства Euromonitor, среднестатистический житель стран так называемого второго эшелона Европы - Испании, Португалии, Греции - тратит на покупку косметических изделий около $100 в год. В более богатых странах расходы на покупку парфюмерии и косметики еще выше: в Швейцарии это примерно $180 в год на одного человека, в Англии - $150, во Франции - $200.

        В России на покупку парфюмерии и косметики каждый житель страны тратит примерно $36 в год, а исследовательская компания Comcon оценивает объем российского косметического рынка в $5 млрд.

        Мы исходим из того, что уровень потребления в России будет сближаться с европейским и в ближайшие семь лет россияне будут покупать все больше кремов, декоративной косметики и средств личной гигиены. За это время уровень затрат на парфюмерно-косметические средства приблизится к $100 на человека в год. Быстрый рост рынка, на мой взгляд, прекратится только после того, как его объем превысит $15 млрд. К этому моменту уход за собой с помощью косметических средств станет культурной нормой для большинства жителей России.

        - Как вы оцениваете перспективы сектора прямых продаж на косметическом рынке?

        - Этот сегмент должен расти динамичнее, чем рынок в целом. Если в прошлом году на его долю приходилось около 10% общего оборота рынка, в этом - около 12% , то через семь лет он займет не менее 20%. В своих оценках мы ориентируемся на опыт США и Японии с объемами прямых продаж $28 млрд и $24 млрд соответственно. Благодаря сетевым компаниям на косметическом рынке в этих странах продается до 30% всей косметики.

        Развитость способа сообщения с потребителем с помощью сетевого маркетинга зависит от политики каждой страны в этом отношении. Например, во Франции занятые в прямых продажах жители автоматически теряют право на пособие по безработице. Зато в этой стране очень популярны продажи через почтовые каталоги. В последние годы самыми перспективными странами для развития сетевого бизнеса стали страны бывшего СССР, поэтому они представляют основной интерес для четырех лидеров рынка сетевых продаж - нашей компании [Faberlic], Avon, Oriflame и Mary Kay.

        - Почему вы начали заниматься именно сетевым бизнесом?

        - Мы с моим партнером Александром Даванковым в середине 80-х участвовали в развитии коммунарского движения. Мы создали отряд из школьников разного возраста, ходили с ними в походы, в том числе парусные, учили ребят истории, психологии, фехтованию. Коммунарские отряды были сродни движению скаутов на Западе.

        Нам нравилось общение с людьми, педагогика, чем-то похожим мы хотели заниматься и в бизнесе. В 1997 г. мы заработали деньги на фондовом рынке и стали их вкладывать в создание компании прямых продаж. Наш стартовый капитал составлял тогда около $10 млн. Мы проанализировали работу с несколькими товарными категориями и остановили свой выбор на товарах по уходу за кожей, а потом обратили внимание и на другие сегменты рынка красоты, например на макияж и парфюмерию.

        Сначала мы создали компанию "Русская линия". Такой выбор названия был для нас принципиальным: мы хотели показать, что успешным может быть и русский человек, и русский бизнес. Когда бизнес действительно стал успешным и мы решили, что будем заниматься им не год и не два и пойдем в другие страны, стал актуальным поиск слова, которое одинаково хорошо воспринималось в разных странах с разными языками и культурами. Стало понятно, что с "Русской линией" было невозможно успешно развиваться за рубежом. Мы целый год подбирали подходящее слово и наконец придумали новое слово Faberlic. В нем два корня: "лик", который в русском языке значит гораздо больше, чем просто "образ", и faber, что в переводе с латыни означает "мастер". Хотя для иностранцев слово Faberlic так же ново, как и для русского человека, оно отсылает их к ассоциациям с известной всему миру историей русско-европейского [брэнда] "Фаберже".

        - Как развивается бизнес компании?

        - В прошлом году продажи нашей компании в потребительских ценах без НДС составили $120 млн. В этом году мы постараемся превысить эту цифру.

        Если же говорить о развитии, то основная ставка сделана на нашу научно-исследовательскую лабораторию. Она состоит из двух групп - научно-исследовательской и группы новых разработок. В лаборатории трудятся 12 ученых, которые занимаются разработками в областях, где традиционно сильна отечественная парфюмерно-косметическая промышленность (средства по уходу за кожей, шампуни). Компания имеет 15 патентов на свои разработки, и еще три проходят экспертизу.

        Помимо научно-исследовательской у нас еще есть лаборатория контроля качества. Ее задача - тщательно контролировать всю выпускаемую продукцию на каждом этапе производства и доставки до клиента.

        В других категориях - декоративная косметика, парфюмерия и средства гигиены - мы сотрудничаем с иностранными специалистами. В этом году мы заключили контракт с создателем таких ароматов, как Dolce Vita (Christian Dior) , Cool Water (Davidoff) , Good Life Davidoff (Davidoff) , Пьером Бурдоном. Его разработки появятся в продаже уже осенью. Про мсье Бурдона шутят, что, будучи французским парфюмером, он создал немецкую и испанскую элитную парфюмерию. Теперь мы с ним решили создать элитную парфюмерию и для России.

        Для разработки макияжа мы пригласили визажиста Кьяру Фантиг, которая последние годы работает арт-директором Nina Ricci. Мы всегда уделяли большое внимание развитию декоративной косметики, но летняя коллекция макияжа, созданная Кьярой, - это, конечно, совершенно новое качество в смысле креативности и "модности".

        Мы начали продажи Faberlic на Украине и в Казахстане, открыли филиал в Польше и Румынии. Уже сегодня средний поляк тратит на косметику около $60 в год. Производство продукции для западного бизнес-подразделения мы наладили на одном из французских заводов. Но ключевым рынком для нас остается Россия, где продается более 80% нашей продукции.

        - По объему рекламных вложений в двух сегментах рынка, кремах и декоративной косметике, вы в прошлом году обогнали многих конкурентов. Почему вы так активно занимаетесь рекламой?

        - В начале 90-х в России одна известная международная компания очень сильно подорвала доверие людей к сетевому маркетингу. Нужно было как-то реабилитировать имидж всего сегмента, показать женщинам, которые с нами работают, что они не спекулянтки и неудачницы, а занимаются новым для страны и полезным для семьи делом. Поэтому рекламой мы поднимаем престиж наших консультантов, чтобы к ним относились так же уважительно, как в Англии или Японии. И, конечно, реклама помогает нам продавать товар. В отличие от высокой репутации отечественных продовольственных продуктов (мясо, шоколад, молочные продукты) у людей пока не сложилось впечатления, что в России может производиться качественная и дорогая косметика. И надо сказать, что предубежденность людей сходит на нет. Согласно исследованиям MAGRAM о том, какую марку покупатель считает лучшей в сегменте "уход за кожей лица", Faberlic всего за два года существования занял 3-е место по предпочтениям потребителей после Vichy и Nivea.

        - Компания занимается только парфюмерией и косметикой или вы собираетесь развивать работу еще с какой-нибудь продукцией?

        - В прошлом году мы начали продавать биодобавки. Мы называем это направление "косметикой изнутри". Планируем довести долю этой категории в нашем объеме продаж до 10%.

        - Как вы видите развитие компании через 3 - 5 лет?

        - Когда мы с моим партнером Даванковым только планировали развитие своего бизнеса, то составили бизнес-план на две пятилетки. Первую пятилетку мы выполнили за четыре года, вторую - за три. Свою первую задачу мы видели в том, чтобы компания была заметна, а ее оборот достиг как минимум $10 - 15 млн. Вторая заключалась в том, чтобы выручка превысила $100 млн, чего мы в прошлом году и достигли, увеличив оборот на 70%.

        В 1997 г. , когда мы только стартовали, нам говорили: "Куда вы лезете, смотрите, какие вокруг гиганты". За что мы так уважаем "Калину", так это за то, что из фабрики с оборотом в $5 млн она постепенно выросла в компанию, оборот которой превысил $160 млн. При том что остаются другие традиционные большие фабрики, оборот которых либо растет намного медленнее, либо вообще падает.

        Цель Faberlic - стать крупной европейской компанией, потом мы должны превратить ее в крупную глобальную. Очень важно, чтобы лет через 20 продажи нашей компании за рубежом составляли около 80%. Естественно, не за счет сокращения оборотов в России.

        - В конце прошлого года вы купили фабрику в Москве, которая раньше выпускала продукцию для L'Oreal. Сколько средств было потрачено на ее покупку, когда ожидаете запустить производство?

        - Годовая мощность фабрики после реконструкции - 150 млн изделий в год. Реконструкция обойдется нам в $12 млн, комментировать сумму, за которую мы ее приобрели, я бы не хотел. После открытия в октябре эта фабрика будет выпускать 60% наших изделий. Сегодня основная часть продукции по уходу за кожей производится на фабрике в Балашихе, на покупку и оснащение которой мы потратили до $5 млн. При этом декоративная косметика для нас производится на заводе Intercos в Италии, а парфюмерные композиции мы привозим из Франции.

        - У вас в компании работает более 300 000 женщин. Тяжело ли находить с ними общий язык?

        - С женщинами работаем с большим удовольствием, я бы даже сказал - с любовью. По человеческой отдаче, верности и устремленности в будущее они интереснее многих мужчин. А если серьезно, то у нас 290 сервисных центров. Там наши консультанты не только покупают продукцию, но и встречаются, общаются, пьют чай. Дефицит общения в женском коллективе восполняется с легкостью. Общение с людьми на основе доверия и тепла - это то, что мы хотели перенести из своего коммунарского опыта в бизнес. Каждый месяц во всех странах СНГ мы проводим 35 - 40 больших семинаров и около 100 небольших. На них обучается до 30 000 человек. Наши консультанты любят петь, сочиняют песни про Faberlic, про некоторые наши продукты, например про интимный гель. Таковы особенности женского коллектива.

        - Недавно "Калина" очень успешно провела свое IPO. Планируете ли вы привлекать дополнительные средства таким же образом?

        - Наши банки-партнеры - Райффайзенбанк, Ситибанк, ING - предоставляют нам большие кредитные линии, которые мы пока полностью не выбираем. Но если потребуется, то лет через 5 - 7 мы можем выйти на финансирование с помощью первичного размещения акций.

        - В прошлом году доля международных компаний на нашем парфюмерно-косметическом рынке превысила 50%. Что будет происходить в дальнейшем с небольшими отечественными производителями?

        - Небольшие национальные компании с оборотом до $10 млн существуют на всех рынках. Компании, которые вкладывают много души в свое дело, такие как "Новая заря", "Дзинтарс" или "Мирра-люкс", будут и дальше развиваться - твердо держать свою долю рынка и даже расти. Но для этого таким компаниям нужны сегодня не только уникальные продукты, амбиции и смелость, но и уникальные капиталовложения в их продвижение. Правда, мы понимаем, что для них сейчас ситуация не столь благоприятна, как была у "Калины" или у нас после кризиса 1998 г.

        БИОГРАФИЯ: Алексей Нечаев родился в 1966 г. Окончил в 1988 г. юридический факультет МГУ. До 1997 г. занимался операциями на фондовом рынке. С 1997 г. - президент ОАО "Русская линия", которое с 2001 г. носит название "Фаберлик". Является совладельцем и президентом компании "Фаберлик".

        О КОМПАНИИ: Основанное в 1997 г. ОАО "Русская линия" было четыре года спустя переименовано в компанию "Фаберлик". Компания специализируется на выпуске парфюмерии и косметики. Ей принадлежат два завода в Балашихе и Москве мощностью соответственно 40 млн и 150 млн упаковок в год. В 2003 г. выручка компании (без учета НДС) составила около $120 млн, а прибыль (EBITDA) - $18 млн. Продукцию "Фаберлик" продают около 300 000 консультантов. Офисы компании работают на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Польше и Румынии.


Сергей Рыбак

17.05.2004 Ведомости

17.05.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов