Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

"Сначала у меня была бригада из 10 человек"

Что движет предпринимателем, когда приходит успех и сделано все, о чем мечталось на старте? Об этом - в интервью Елены Ткаченко с основателем и генеральным директором строительного концерна "Крост" Алексеем Добашиным

"Мы все делали вопреки обстоятельствам"

В 1990 году начальник участка Московского управления объединения "Союзспортстрой" Алексей Добашин решил, как тогда говорили, "пошабашить". Идея была простой: собрать толковых мужиков и начать работать на себя. Так появился на свет кооператив "Кровля и строительство" - сокращенно "Крост".
Какое-то время личный бизнес и "Союзспортстрой" существовали в жизни Добашина параллельно. Официальная работа не всегда радовала высокими заработками, но помогала заводить полезные знакомства в государственных структурах Москвы. Их заказы и сделали имя "Кросту". В 1992-1997 годах компания Добашина реконструировала ряд административных зданий. И хотя большой прибыли бюджетные проекты не принесли, они стали хорошим заделом на будущее. А в 1997 году Добашин построил свой первый жилой дом - неподалеку от Павелецкого вокзала.
Сегодня на счету концерна "Крост" почти 200 возведенных с нуля и рекон-струированных зданий. Только в прошлом году он ввел в строй 120 тыс. кв. м площадей. Но oснователь "Кроста" по-прежнему работает до 18 часов в сутки. А в отпуске не был 14 лет, с того самого момента, как у него появилось собственное дело.
- Знаете, о чем я мечтаю? - начал Алексей Добашин наш разговор, состоявшийся поздно вечером в офисе "Кроста". - О том, чтобы молодежь, которая открывает свой бизнес, научилась находить время на отдых. Для меня успешная предпринимательская деятельность - это прежде всего нервы, седые волосы и огромный труд.
- Но одного трудолюбия мало для успеха. Что еще нужно?
- Знания, опыт старших.
- Кто был вашими учителями?
- Меня многому научил Владимир Иосифович Ресин (первый заместитель мэра Москвы, руководитель строительного комплекса столицы - "СБ"). С ним я знаком еще со времен "Союзспортстроя". Стараюсь перенять его умение идти на компромиссы, порой договариваться себе в убыток (если дело того требует!). Это труднейший навык - гибкость…
А главное - Ресин научил меня порядочности. Задача номер один любого руководителя - вовремя платить людям достойную зарплату. Ведь наше благополучие создается теми, кто сам себя кормит. Для "Кроста" это люди, которые работают на линии, наши рабочие. Им я говорю "спасибо". На них опираюсь.
- У вас были такие ситуации, когда не удавалось выплатить вовремя зарплату?
- Два раза. В 1998 году, после дефолта. И еще раньше, в 1996 году, во время выборов президента Ельцина. Трудные были времена. Объемы работ сократились, техника встала. 70% водителей с московских строек я вообще отправил в отпуск. Они сидели дома, получая две трети от зарплаты. И никто не ушел!
- А заказчики вам вовремя платят?
- Только в 20% случаев деньги приходят вовремя. Впрочем, при моих оборотах это не так страшно.
Вообще, я убежден: нужно генерировать добро, не рассчитывая на благодарность. Потому что, скорее всего, вы ее и не дождетесь. Могу привести пример: в детстве вас качали в коляске, а рядом росло дерево, летом под ним было прохладно, хорошо. Но ни ваша мама, ни вы не знали, кто это дерево посадил. И не могли сказать этому человеку "спасибо". И это нормально. Деревья нужно просто сажать, не думая, что через много лет вас кто-то отблагодарит за это. Нужно делать свое дело каждый день. И не давать загубить его. Добро должно быть с кулаками.
- Часто кулаками приходилось работать?
- Когда я начинал, мы делали все вопреки обстоятельствам. И тысячи предпринимателей скажут то же самое. Недавно я беседовал с почтенными людьми, еще советской закалки, и один из них мне сказал: "Раньше мы думали: только бы чем помогали". А сейчас думаешь: лишь бы не мешали. Например, приезжает на стройку экологическая милиция. Видит: чуть-чуть ободрана кора на дереве. И это могут признать ненадлежащим сохранением природного фонда, могут штраф наложить, по судам затаскать.
Когда я только начинал свой бизнес и у меня была бригада всего из десяти человек, мне хотелось доказать, что русские умеют строить. Такая вот была детская цель. Но потом, с опытом, она трансформировалась в нечто большее… Хотя романтика, конечно, остается в любом возрасте, даже сейчас я смотрю на свою работу сквозь розовые очки. Это помогает радоваться жизни и не обращать внимания на локальные трудности, которые были, есть и останутся.
- Во что же трансформировалась ваша цель?
- Она расширилась. Теперь моя цель - воспитать смену, молодежь. Я считаю, что нужно поднять материальный уровень двадцатилетних, тридцатилетних. У молодых должны быть деньги, чтобы, например, поехать на субботу и воскресенье посмотреть строительную выставку в Копенгагене. Я начинаю осуществление этой цели со своих рабочих, своих сотрудников. Многие наши ребята учится в институтах, и компания им в этом помогает. На обучение в "Кросте" затрачиваются немалые средства.

"Проникнуть в будущее"

- Многие российские предприниматели до сих пор важнейшие решения принимают интуитивно. Вы доверяете своей интуиции?
- Я больше доверяю знаниям и опыту: это 95% правильного решения. На интуицию полагаться нельзя, это ненадежно. Она должна, конечно, присутствовать, но лучше, чтобы ее было меньше. Принимать интуитивные решения можно себе позволить только несколько раз в год, в качестве небольшого праздника.
- А было такое?
- Конечно. Например, я купил за $12 млн. два завода по производству коллекционной тротуарной плитки. Мы строим жилье для среднего класса, и я интуитивно уверен, что этим людям во дворе нужна коллекционная плитка, потому что каждый мечтает иметь дом, который выглядит оригинально. Убежден, что решение заняться производством плитки правильное, хотя опыта работы с такими стройматериалами у нас пока нет.
В 1998 году, сразу после дефолта, интуиция подсказала мне, что необходимо потратить $2 млн. на современное французское оборудование. Именно оно позволило "Кросту" первым в России реализовать метод скоростного монолитного строительства. Риск был очень большим: никто не знал, как быстро восстановится страна после кризиса. Но я рискнул. Оборудование окупилось через год-два.
- Что это было за оборудование?
- Так называемая тоннельная опалубка. При ее использовании одновременно заливаются бетоном стены и перекрытия. Качество поверхностей стен получается выше, скорость работы - тоже.
Эта технология, как локомотив, все потянула за собой: пришлось развивать вертикальный транспорт на стройке, укреплять дисциплину. Мы впервые составили такой график работы строителей, где все этапы работ рассчитаны даже не по часам, а по минутам. В результате этаж мы стали делать за трое суток, а обычно такая работа занимает дней пять-семь. Новая технология требовала и новых знаний. Чтобы освоить оборудование, мы ездили учиться во Францию и в США. И все же, чтобы сделать этот шаг, мне потребовалось не просчитать ситуацию, а интуитивно проникнуть в будущее.
- А этому можно научиться? У вас есть рецепт?
- В строительном бизнесе важно видеть весь процесс в целом. Быть стратегом. Для этого необходимо не только разбираться в своем деле, но и постоянно изучать смежные области. Это нам заложили еще в Московском инженерно-строительном институте. Как только ты замыкаешься внутри одной специальности, считай, что вынес себе приговор. Изучил строительство - изучай архитектуру. Изучил архитектуру - изучай функции технического заказчика. Постоянно расширяй круг своих знаний.
- Что вы делаете для этого в своей компании?
- Для всех сотрудников установлено обязательное посещение выставок, конференций. Категорическое требование - повышение квалификации. Круг познания так парадоксально устроен, что чем больше ты знаешь, тем чаще соприкасаешься с неведомым. Но при этом знания, находящиеся в центре круга, сильнее закрепляются и обогащаются.
Именно поэтому я привлекаю к проектам, которые реализует компания, крупных иностранных специалистов: архитектора Рема Колхаса, ландшафтного архитектора Марту Шварц. Чтобы хорошо строить, надо использовать опыт разных культур. Глупо надеяться, что монокультура родит что-то гениальное. Она замыкается и съедает сама себя.
Америка почему сильна? В этой стране соединились все культуры. Важно применять этот принцип и в результате слияния различных культур - мексиканской, английской, китайской, русской - добиваться грандиозных изменений.
Или, скажем, я собираю разные старые инструменты - молотки, стамески, гвозди. Знаете, почему? Инструменты вобрали в себя знания и навыки многих поколений. У нас уже целый музей, даже специалисты из Третьяковки к нам приезжали.
- В каких сферах знаний, которые не относятся напрямую к строительству, вы хорошо разбираетесь?
- В математике, в философии - царице всех знаний. Мне близко учение Гегеля, например. Такие законы и принципы, как переход количества в качество, единство и борьба противоположностей, закон отрицания отрицания.
- А как на работе это отражается?
- Ну, возьмем борьбу противоположностей: с возрастом вы начинаете понимать, что после белой полосы непременно наступает черная. Вся жизнь состоит из удач и промахов. Закон отрицания отрицания проявляется в умении идти на компромисс: ты имеешь право сегодня сказать, что вчера был неправ, хотя тогда искренне верил, что был неуязвим. А переход количества в качество - это как раз тот процесс, когда ты обретаешь новые знания. Как только остановишься на пути расширения своего круга познания, ты превратишься в палочку штрих-кода и никому не будешь интересен. Но для того, чтобы использовать свои знания, нужна некоторая дерзость.
- Почему?
- Потому что, предлагая новое, ты нередко разрушаешь правила, устоявшиеся за многие и многие годы. Когда я работал в "Союзспортстрое", заметил, что обычную миллиметровую бумагу для черчения использовать не-
удобно. Расстояние между линейками на ней - пять миллиметров. А когда шаг составляет семь миллиметров - чертить одно удовольствие. Дело в том, что в природе существует определенная закономерность - золотое сечение. Все, что соответствует этому принципу, для человека удобно и гармонично. Вот семимиллиметровка как раз соответствует правилу золотого сечения, на ней удобнее всего писать, рисовать, чертить. Эффективность использования бумажного листа повышается на 30%. Я специально считал.
Сперва сам чертил на новой миллиметровке и стеснялся рассказывать коллегам, как это удобно. Для такого шага было необходимо немного "обнаглеть", вырасти… Теперь время пришло: мы в "Кросте" используем тетрадки и бумагу для черчения с расстоянием между линейками в семь миллиметров.

"Люблю работать руками"

- Многие, развивая бизнес, опираются на близких друзей. А как у вас?
- Мои главные партнеры - рабочие-строители. С коллегами по работе скорее товарищеские отношения, чем дружеские. Друзья у меня, конечно, есть, но они не работают со мной.
- Если бы обстоятельства заставили оставить бизнес, чем бы тогда занялись?
- Ушел бы в шабашники. Ответственно заявляю. Помните, в советское время многие инженеры подрабатывали в совхозах, колхозах? Строили по субботам и воскресеньям коровники и свинарники. Я тоже так строил. Шабашил. И с удовольствием снова стал бы работать руками. Люблю стройку, мне это нужно.
- А сейчас, если видите, что рабочий "криво" кирпич кладет, не подмывает показать, как правильно?
- Нет. Я три слова скажу - и человек все прекрасно поймет. Три хороших русских слова порой удивительно эффективно работают. Если надо, я умею сказать так и таким тоном, как на стройке все разговаривают.
- Не боитесь уронить свой авторитет?
- Знаете, есть хорошая поговорка: одежда монаха не делает. Главное, что в душе ты монах. Вот и у нас: если мы в галстуках, за столами, в кабинетах - это еще не значит, что мы предприниматели настоящие…


ЕЛЕНА ТКАЧЕНКО
16.06.2004  Журнал "Свой бизнес"

16.06.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов