ЭКСПЕРТ
АвтоВАЗ переосмыслил классику
Представленные на «Интеравто» модели призваны спасти
крупнейшего российского автопроизводителя от падения продаж. Новинки имеют все
шансы стать бестселлерами, правда, их появление может перетянуть потенциальных
покупателей старых вазовских моделей
АвтоВАЗ стал главным ньюсмейкером очередной выставки
«Интеравто», на которой ежегодно представляют свою продукцию изготовители
автокомпонентов и запчастей, а также отечественные автопроизводители (правда, в
этом году АвтоВАЗ был единственным их представителем). Широкой публике были
проде-монстрированы давно ожидаемые вазовские модели, главная из них —
лоу-костер Lada Granta, призванная спасти российский автогигант от падения
продаж и придать предприятию новый импульс развития.
Еще одной сенсацией выставки стало объявление о подписании
АвтоВАЗом контракта с дизайнером Стивом Маттином, 17 лет проработавшим в
Mercedes-Benz и четыре года — в Volvo. Маттин станет главным идеологом
российского предприятия и разработчиком нового образа вазовских машин.
Жизнь после
утилизации
Нынешнее положение АвтоВАЗа можно назвать тревожным. Да,
финансовые показатели неплохие: согласно официальному отчету, по итогам первого
полугодия компания получила прибыль по РСБУ более 2 млрд рублей. На «Интеравто»
глава предприятия Игорь Комаров заявил, что всего по итогам текущего года
компания планирует получить более 3,5 млрд рублей прибыли. Это в 1,7 раза
больше, чем годом ранее, и гораздо лучше, чем в позапрошлом году — 2009?й
АвтоВАЗ закончил с убытком в 38,5 млрд рублей.
Достичь положительных финансовых показателей АвтоВАЗу
помогла государственная программа утилизации старых машин: до последнего
времени каждый второй автомобиль компании продавался по сертификату,
полученному в рамках этой программы. По итогам прошлого года продажи предприятия
подскочили на 48% (до 517 тыс. единиц). Но утилизационная программа
завершается: последние машины будут проданы в октябре. Поползли вниз и продажи
АвтоВАЗа: по итогам июля впервые за посткризисный период реализация снизилась
на 3% (до 50,5 тыс. штук); очевидно, что в ближайшие месяцы тенденция
сохранится. Руководство автозавода надеется, что падение не будет драматическим
и составит порядка 20%. «Мы понимаем, что с окончанием утилизационной программы
пойдут вниз и наши продажи, — признал на пресс-конференции на “Интеравто” Игорь
Комаров. — По нашим подсчетам, если в середине года мы в месяц продавали более
50 тысяч автомобилей, то в декабре продажи снизятся до 40 тысяч машин».
Дешево и не сердито
Ранее руководство АвтоВАЗа заявляло, что смягчить падение
продаж после закрытия утилизационной программы должны готовящиеся новые модели.
Главные надежды возлагаются на представленную на выставке Lada Granta, или
ВАЗ-2190. Это, пожалуй, самый оперативный проект российского автопрома. Так,
продаваемая сейчас «Калина» зрела к серийному производству чуть не десять лет,
решение же о создании Granta было принято весной 2009 года. И уже через год, в
мае 2010-го, готовую серийную машину торжественно показали руководству страны:
во время съезда Союза машиностроителей России в Тольятти модель опробовал
премьер Владимир Путин. Правда, тогда не обошлось без конфуза: из-за сломанного
замка глава правительства никак не мог открыть багажник, а позже ему не удалось
машину с первого раза завести.
На АвтоВАЗе постоянно подчеркивают, что новая машина — это
«народный автомобиль», качественное и надежное транспортное средство по
доступной цене. Был даже проведен конкурс «Народному автомобилю — народное
название». Организаторы утверждают, что на сайт было прислано 160 тыс. вариантов
имени будущей машины, победителем стал житель Красноярска, которому в качестве
приза вручили новенькую «Калину».
Lada Granta классифицируется как четырехдверный
переднеприводный седан. Она создана на платформе самой продаваемой сейчас
вазовской модели «Калина», перед разработчиками изначально ставилась задача
сэкономить и одновременно сделать качественный автомобиль.
Цена машины получилась действительно невысокой: на
«Интеравто» было объявлено, что розничная стоимость будет начинаться от 226
тыс. рублей. Это всего на 20 тыс. рублей дороже, чем ходовая, давно устаревшая
модель «классики» — ВАЗ-2107.
На фоне «семерки» Granta выглядит действительно современной
и технологичной машиной. Начать с того, что у нее в отличие от «классики»
передний привод, что более удобно и безопасно. К тому же модель более
вместительна — чего стоит внушительный багажник объемом около 500 литров, который в
свое время, кстати, особенно похвалил Путин, сказав, что в него легко войдет
два мешка картошки.
Новинку предполагается продавать в трех комплектациях:
«стандарт», «норма» и «люкс». Уже в самой доступной комплектации, «стандарт», у
машины, например, есть подушка безопасности водителя (что «классике» и не
снилось). В комплектации «норма» добавляется электроусилитель руля, электрические
стеклоподъемники, центральный замок, иммобилайзер, дополнительно можно заказать
кондиционер, подогрев сидений, парктроник, АБС. А в комплектации «люкс»
появляются такие немыслимые раньше для российских машин опции, как
климат-контроль, подогрев лобового стекла и даже датчик дождя и датчик
включения света. Также в этой самой богатой комплектации впервые в истории
массового российского автопрома предполагается выпуск машины с автоматической
коробкой передач.
За счет чего удалось снизить цену на столь богатую по
оснащению модель? «Автомобиль получился доступным по цене прежде всего потому,
что он создавался не с чистого листа, а на платформе уже существующей модели
“Калина” путем реинжиниринга и оптимизации ключевых узлов и агрегатов», —
объясняет директор проекта Granta Олег Груненков.
По словам инженеров, затраты на разработку машины удалось
снизить и за счет того, что Granta проектировалась с помощью современных
цифровых технологий, в освоении которых помогали зарубежные партнеры из альянса
Renault-Nissan. А реинжиниринг позволил сократить число деталей без
существенной потери функциональности ключевых узлов. Например, передняя панель
Granta, в целом такая же функциональная, как и панель «Калины», состоит из 39
деталей против 52 калиновских. Или, скажем, бамперная группа: у Granta она
состоит из трех деталей, у «Калины» — из семи.
К новой машине адаптировали существующие двигатели: в
комплектации «стандарт» мотор объемом 1,6 литра (84 л. с.) взят у «Калины», для
комплектации «норма» модернизирован 8-клапанный мотор от «Приоры» (1,6 литра, 90 л. с.), а в комплектации
«люкс» будет 16-клапанный мотор объемом 1,6 литра (98 л. с.) от «Приоры».
На АвтоВАЗе говорят, что удешевить машину получилось и за
счет выбора поставщиков комплектующих — в этом предприятию помогал
Renault-Nissan.
Тольяттинцы подчеркивают, что Granta — исключительно
российский автомобиль, и зарубежные партнеры помогали лишь на этапе
использования инструментов проектирования, выбора поставщиков плюс оказали
некоторую помощь в организации производства.
Впрочем, в конструкции Granta немало импортных узлов. Это,
например, системы безопасности компании Takato, замки дверей Valeo, стеклоподъемники
Brose, генераторы и другие системы электроники от Bosch. Также для изготовления
деталей кузова и интерьера закупалось оборудование в Японии и Италии.
Автоматическая коробка передач будет закупаться у альянса Renault-Nissan (эта
же коробка-автомат сейчас устанавливается на модель Nissan Tiida).
Будет ли «модельный
каннибализм»?
На «Интеравто» было объявлено, что сразу после выставки
официальные дилеры начнут принимать заказы на Lada Grantа, а «живые» машины в
салонах появятся в декабре. Предполагаемый первоначальный объем производства —
150 автомобилей в год.
Наблюдатели убеждены, что новинка имеет все шансы стать
бестселлером. «Если АвтоВАЗ выдержит заявленные сроки и цены, а автомобиль
окажется действительно качественным, то Grantа будет продаваться очень хорошо и
в первое время даже станет большим дефицитом, — считает Сергей Удалов, директор
аналитического агентства “Автостат”. — Ведь как раз ниша сверхдешевых
автомобилей сейчас на рынке не заполнена, а такие машины, особенно в российской
провинции, пользуются большим спросом».
Впрочем, наряду с перспективой большого успеха выход Granta
на рынок грозит и опасностью — автомобильные маркетологи говорят о «модельном
каннибализме». Да, Grantа, по замыслу АвтоВАЗа, призвана заменить устаревшую «классику»,
с которой российский автопроизводитель готов проститься. Но одновременно новая
машина может оттянуть на себя часть потенциальных покупателей других ходовых
моделей, выпуск которых тольяттинское предприятие сворачивать не собирается
(«Калина», «Приора», «Самара»).
Чтобы не допускать перекрещивания целевых аудиторий этих
машин и новой Granta, АвтоВАЗ нынешним летом, в частности, прекратил выпуск
«Калины» в кузове седан. Логика следующая: если человек хочет купить седан, то
он будет покупать Granta, а если хетчбэк или универсал — то, пожалуйста, вот
вам «Калина» или «Самара». Granta в кузове хетчбэк тоже планируется выпускать,
но не ранее 2013 года, и, по планам производителя, эта модификация будет
постепенно заменять «Самару».
Кроме того, уверены тольяттинцы, целевая аудитория новой
Granta и, например, «Калины» разная. «Калина» — городской компактный
автомобиль, приспособленный к пробкам и тесным парковкам. «“Калина” обладает
привлекательным дизайном и рассчитана на более молодых и требовательных к
внешнему виду машины покупателей, к тому же к концу 2012 года мы планируем
произвести ее рестайлинг, — подчеркивает Олег Груненков. — Новая Granta
смотрится попроще. Она скорее адресована людям в провинции и нацелена на более
прагматичных покупателей».
Впрочем, такая логика может не сработать, и с началом продаж
Granta переманит часть потенциальных покупателей той же «Калины». Ведь
последняя будет стоить как минимум на 50 тыс. рублей дороже, и это весомый
аргумент при выборе новой бюджетной модели. Так что вполне вероятно, что после
начала массовых продаж Granta спрос на «Калину» пошатнется. Уже сейчас
некоторые дилеры АвтоВАЗа жалуются на то, что у них притормаживаются продажи
именно из-за начала формирования отложенного спроса на Granta — покупатели начинают
выжидать, чтобы посмотреть, что это за новая модель, и прикидывают, не стоит ли
купить ее.
Французская
родословная
Помимо Granta стимулировать продажи АвтоВАЗа в ближайшее
время призвана еще одна впервые представленная на «Интеравто» модель — Lada Largus.
«С выходом этой модели на рынок мы хотим занять сегмент недорогих универсалов
повышенной вместимости», — объяснил на выставке Игорь Комаров.
Lada Largus — результат кооперации АвтоВАЗа с альянсом
Renault-Nissan. Новая машина создана на знаменитой реношной платформе В0 (на
основе которой с 2004 года выпускается Renault Logan), и по своей сути — это
получивший лишь небольшие изменения выпускаемый в Румынии компакт-вэн Dacia
MCV.
Путь к потребителю этой машины был труден: о возможном
начале ее выпуска говорили еще несколько лет назад. В прошлом году на
Московском международном автосалоне наконец показали концепт. Прошел еще год —
и публика увидела серийный автомобиль. Но продаваться он будет еще через
полгода — с лета 2012-го.
Но неторопливость появления Largus вполне может
компенсировать ее объявленная на выставке цена. Largus будет предлагаться в
двух основных модификациях: в виде грузового двухместного фургона — эта машина
будет стоить от 310 тыс. рублей. Или же в виде пяти- или семиместного универсала
— от 340 тыс. рублей. «При такой цене машина будет крайне популярна, так как ее
стоимость получится значительно ниже присутствующих на рынке зарубежных
аналогов», — убежден Сергей Целиков из агентства «Автостат».
Ну и под занавес своего выступления на выставке АвтоВАЗ
преподнес сюрприз, объявив о подписании трехлетнего контракта со Стивом
Маттином. Маттин уже начинает создавать дизайн-студию АвтоВАЗа в Москве. Вполне
возможно, что его идеи помогут серьезно усовершенствовать внешний вид будущих
моделей тольяттинского предприятия, в частности, ближайшая работа, к которой он
будет, скорее всего, привлечен, — это упомянутый на пресс-конференции
рестайлинг модели Lada Kalina в следующем году.
Алексей Грамматчиков
29.08.2011