Сегодня уже редко встретишь компанию, руководство которой не проводило бы корпоративные праздники для собственных сотрудников, и в особенности это утверждение касается Нового Года. Подобные специальные мероприятия давно считаются фактически обязательным атрибутом в современном бизнесе. Однако в большинстве ситуаций они проводятся по принципу "надо - сделаем" и без учета задач, которые могут и не могут быть решены, последствий, которые могут последовать, и без четко определенных целей. А ведь, на самом деле, это все имеет основополагающее значение для конечного успеха.
С другой стороны, краткосрочный эффект, как правило, наблюдается в большинстве случаев, даже если какие-то правила были нарушены. Такое положение дел способно создать обманчивую картину. Иными словами, главная проблема корпоративных праздников, в общем, и корпоративного Нового Года в частности - это отсутствие их эффективности в долгосрочной перспективе. То есть польза ощущается неделю-две, а потом все возвращается к исходной точке. Пути для решения мы рассмотрим чуть ниже, а пока определим список целей, которые корпоративный Новый Год может помочь достичь.
Цели и задачи
Сразу оговорюсь, что в рамках настоящего материала мы будем рассматривать специальное мероприятие, приуроченное к празднованию Нового Года, как исключительно внутрикорпоративный инструмент, оставив за бортом его маркетинговое применение. То есть, из статьи сразу исключаются такие задачи, как, например, укрепление партнерских связей или улучшение взаимоотношений с ключевыми клиентами. В то же время отметим, что корпоративные мероприятия могут оказаться полезными и здесь: положительных примеров тому немало, но эта тема уже для другой отдельной статьи.
В следующем списке представлены классические и очевидные задачи, которые чаще всего ставятся перед компанией в рамках организации и проведения корпоративного Нового Года.
· Повышение лояльности сотрудников.
Корпоративные мероприятия вообще считают очень удачным выбором, когда компании требуется повысить лояльность своих сотрудников, а практика это, как правило, доказывает в полной мере. Но и здесь не обошлось без подводных камней: неудачно спланированный или реализованный проект способен не то, что не повысить, но и даже понизить лояльность сотрудников. Секрет успеха в большинстве случаев - внимание к деталям.
· Поощрение персонала.
Эта задача рано или поздно встает перед любой компанией. Корпоративный Новый Год - неплохой инструмент или же неплохая площадка для поощрения. Вариантов может быть много: различные подарки, личный неформальный разговор с руководством, награждение лучших сотрудников и так далее. Более того, сам факт проведения корпоративного Нового Года определенного формата уже может стать поощрением в какой-то мере.
· Улучшение связей между отделами.
Если компания имеет более-менее серьезный штат, то проблема связей между отделами в большинстве случаев актуальна. К тому же, по мере развития, она неизменно становится все весомее, а сложности во взаимодействии между подразделениями дают знать о себе все чаще. Не упоминая методик, о которых пойдет речь чуть ниже, отметим, что многие эксперты сходятся во мнении: корпоративный Новый Год может оказаться действенным средством по решению обозначенной проблемы.
· Фиксация успеха.
Думаю, что многим читающим этот материал, знакома ситуация, когда по достижению компанией некоего значительного успеха мотивация персонала обычно снижается, причем порой в катастрофических масштабах. В подобном случае с помощью корпоративного Нового года можно, условно говоря, поставить точку после прошлых достижений, обозначить ориентиры на будущее и мотивировать сотрудников на дальнейшую эффективную работу.
Разумеется, этими четырьмя задачами круг эффективного применения корпоративного Нового года не ограничивается: их гораздо больше. Кроме того, решение даже этих самых очевидных зачастую требует тесного сотрудничества с профессионалами или хотя бы консультации.
Особенности планирования
Когда мы определились с задачами, которые собираемся решать с помощью корпоративного Нового Года, наступает пора планирования. Здесь все достаточно привычно для тех, кто когда-нибудь организовывал специальные мероприятия, но ряд специфических моментов все же есть. Касаются они, в первую очередь, работы с гостями, в роли которых в нашем случае выступают сотрудники компании. Многие эксперты утверждают, что для достижения успеха, необходимо исключать на корпоративных праздниках какое-либо деление персонала на группы согласно статусу или принадлежности к тому или иному подразделению. Это особенно важно в контексте уже упомянутой чуть выше задачи по улучшению связей между отделами.
К примеру, на Западе очень часто применяется такой метод: все сотрудники компании на корпоративном празднике рассаживают согласно различным "случайным" критериям (дата рождения, первая буква фамилии и так далее), а не согласно принадлежности к тому или иному отделу. Таким образом, весь персонал перемешивается, и отсутствующие коммуникации между звеньями обязательно появятся, ведь во время праздника люди в любом случае начнут общаться друг с другом. Если же предоставить сотрудникам выбирать место для посадки самостоятельно, в итоге мы, скорее всего, получим несколько разрозненных групп, что вряд ли будет отвечать поставленным целям.
Еще один момент - в последнее время очень часто встречается такая общая рекомендация для корпоративных праздников: "Вместе с логистикой и кейтерингом, компании должны разрабатывать и психологию проекта". Другими словами, эффективный корпоративный Новый Год в самую последнюю очередь может напоминать пьяное застолье. Он должен ко всему прочему нести аудитории какую-то идеологию. Также, возможно, дополнительная польза будет получена, если сотрудники придут на праздник со своими семьями.
Главная проблема
Как и было обещано во вступлении к материалу, сейчас мы рассмотрим одну из основных проблем, сопровождающих корпоративный Новый Год - отсутствие эффективности подобных мероприятий в долгосрочной перспективе. В большинстве ситуаций описанное положение дел объясняется довольно просто: люди в компании, отвечающие за организацию проекта, либо не представляют, каких целей хотят добиться, либо не могут подобрать верные инструменты.
Это же, в свою очередь, как правило, является следствием недостаточного анализа ситуации внутри компании. Например, нам очевидно, что с персоналом происходит что-то непонятное, часто случаются конфликты между сотрудниками, и принимается решение на корпоративном Новом Году сосредоточить усилия по поощрению, ибо кажущаяся причина трудностей - отсутствие мотивации. Но, на самом деле, они могут быть вызваны и отсутствием должных связей между отделами. Если так, то запланированное мероприятие не принесет никакой пользы.
Практика
А сейчас попробуем определить на примере, какие средства можно использовать во время корпоративного Нового Года для решения тех или иных задач. В качестве основы возьмем все то же поощрение персонала. В этом случае дизайн мероприятия лучше всего, как показывает практика, делать развлекательным и достаточно активным, но не сильно досаждающим гостей, иначе комфорт будет утрачен.
Кроме того, если позволяет бюджет, то в качестве площадки для проведения стоит выбрать место вне офиса компании; всевозможные развлекательные центры отлично подойдут. Смена обстановки в таких случаях раскрепощает людей и позволяет им сосредоточиться именно на празднике, а не на оставшихся в офисе делах. Если планируется какая-то дополнительная активность помимо самого празднования (конкурсы, лотереи и т.д.), то иногда бывает полезно предусмотреть вариативность этих активностей, чтобы люди могли выбрать то, что им интереснее.
Завершая статью, отвечу на обозначенный в заголовке материала вопрос. Корпоративный Новый Год может приносить пользу? Определенное "да". По крайней мере, так нам подсказывает практика и множество экспертов. Случится ли так в нашем случае? Зависит от того, насколько серьезно мы подойдем к вопросу, какое количество внимания уделим проекту, и на каком качественном уровне он будет реализован. Но, как бы то ни было, корпоративный Новый Год многими признается достаточно эффективным инструментом для внутрикорпоративной работы.