Тринидадский карнавал

Февраль - время знаменитых на весь мир карнавалов. Совсем недавно мы рассказывали о венецианском карнавале и о карнавале в Рио. Темой же сегодняшнего материала стал карнавал в Порт-оф-Спейн, столице небольшого государства Тринидад и Тобаго. 19-20 февраля более 40 тысяч людей, украшенных перьями, блестками и цветными красками заполонили улицы города. Группы выступающих прошествовали по веками отточенному маршруту к Королевскому парку-саванне, где на огромной сцене под открытым небом состоялась кульминация праздника - соревнование за титул Карнавального короля этого года. Местные жители считают, что тринидадский карнавал - самый древний из всех карнавалов мира, который часто имитируют, но не могут повторить. Возможно, они правы.


Тринидадский карнавал - нечто большее, чем просто два дня маскарада. Этот взрыв эмоций, красок и искусств представляет собой целую эпоху для тех, кто его наблюдает, важнейшую сторону жизни для тех, кто в нем участвует. Мистерии, которые творятся на карнавале, возникли за долго до появления христианства, но именно в христианскую эпоху они обрели временные рамки: с первого дня нового года до начала Великого поста. В эти магические дни на свободу прорываются самые древние стороны человеческой натуры, происходит нечто экстраординарное. Рушатся барьеры, социальное и имущественное положение не имеет никакого значения. Все самозабвенно предаются отдыху, забавам и искусству получать удовольствие от жизни.

История
Есть много исторических теорий происхождения карнавала. Само слово "карнавал" в переводе с латинского означает "прощание с плотью", то есть последняя возможность для веселья перед суровым аскетизмом великого поста. Европейцы унаследовали традиции карнавальных шествий из греческой культуры, от языческих празднеств, посвященных Бахусу. В то же время в современных карнавалах сильно заметно влияние африканских традиций.
Тринидад и Тобаго, острова Карибского архипелага, как раз и были тем местом, где эти две культуры слились воедино и сформировали Карнавал в его современном виде.
А произошло это так. В 1783 году французы колонизировали Тринидад, и привезли сюда свои культурные традиции в виде роскошных маскарадных балов, а также своих африканских рабов. Рабы не допускались на празднования господ, но в своих тесных бараках проводили собственные празднества, сохраняя родную африканскую культуру. В 1838 году рабство было отменено, и празднования выплеснулись на улицы, став общими для всех. С тех пор каждая новая волна иммигрантов добавляла свой колорит к празднованиям, постепенно создавая Карнавал таким, какой он есть сейчас. В то время формировался спектр традиционных карнавальных персонажей: демоны Джеб-Джеб, баррокеты (гибрид человека и осла), карнавальные бандиты и клоуны, гиганты на ходулях по прозвищу Моко Джамби.

Мистерии
Турист, оказавшийся в Тринидад и Тобаго в эти дни, может увидеть, как культура готовится к празднованию себя. Шьются тысячи костюмов. Местное население собирается в группы для участия в карнавале. Эти группы постоянно репетируют прямо на улицах, постепенно сливаясь в единое целое. Массовые вечеринки, или 'fetes' слишком многочисленны, чтобы их все можно было перечислить или посетить.
Карнавал в Тринидаде - общественное достояние, начиная от подготовки и заканчивая награждением самых ярких коллективов. И даже репетиции отдельных ансамблей пользуются не меньшим вниманием зрителей, чем само праздничное шествие. Кстати, это существенный источник дохода для исполнителей, особенно музыкантов, которые еще в предкарнавальные дни часто выступают в барах. Народные ритмы прочно обосновываются не только в репертуарах баров и ресторанов, но и в звукозаписывающих студиях, в эфире местных радиостанций, а каждый вечер их можно слушать вживую в специальных шатрах для исполнителей в стиле "Калипсо". Тринидад и Тобаго - родина этого музыкального стиля. Предшественниками "калипсо" были куплетисты, которые сопровождали карнавальные ансамбли в прошлом столетии, распевая забавные песенки на злободневные темы. Эта традиция никогда не угасала, и теперь исполнители "калипсо" поют смешные песенки на сценах карнавальных шатров. За один вечер выступает до 20 исполнителей. Их творчество оценивает публика, приближая выбор лучшего исполнителя, которого назовут Королем Карнавала в этом году. В карнавальный вечер встречаются 9 "финалистов", которые будут сражаться с чемпионом прошлого года за монарший титул.
А сам карнавал начинается гораздо раньше, в 2 часа утра. Именно в этот ранний (или поздний) час на улицах появляются первые гуляки, разгоряченные местным ромом и уникальностью момента. Этот период карнавала называется 'J'Ouvert' от французского 'jour ouvert' - начало дня. Он посвящен празднованию темной стороны человеческой натуры. В руках выступающих вилы, на телах грязь и краска. Оказавшись здесь, Иероним Босх подумал бы, что кто-то решил воплотить его картины в реальность.
И только с приходом дня воцаряется 'Pretty Mas' - "милый маскарад", следующая стадия увеселений, когда на улицы выходят массовые ансамбли и начинается одно из самых ярких и красочных шоу на земле. В центре всеобщего внимания короли и королевы. Да-да, в каждом ансамбле, состоит он из 50 человек или из 2000, есть свой король или своя королева. Это "лицо" группы, поэтому для него и нее сооружаются самые фантастические костюмы. Для их изготовления "народные дизайнеры" используют перья, проволоку, бамбук, цветы и ткани. Порой бывает сложно поверить, что в центре этого сооружения находится обычный человек. Хотя, конечно же, не обычный, ведь речь идет о монаршей особе. Кстати, в рамках Тринидадского карнавала проходит конкурс карнавальных королей и королев. Претенденты на звание Верховного Правителя Тринидадского карнавала съезжаются из самых разных стран, отдавая дань уважения прародине мировых карнавалов.
Отличительная особенность Тринидадского карнавала состоит в том, что его нельзя приравнять к очередному массовому шоу, созданному для того, чтобы произвести впечатление на зрителей. В отличие от многих других, этот ивент создается прежде всего для удовольствия самих выступающих. Местные жители наряжаются и репетируют для карнавала не потому, что им платят за это деньги и не для того, чтобы привлечь побольше богатых туристов, а просто потому, что им это нравится! Карнавал для них - способ самовыражения, получения удовольствия от жизни, и это чувствуется в атмосфере мероприятия.
Какое же удовольствие, целый день разгуливать под палящим солнцем, в буквально смысле одетым в пух и прах? Ответ прост: для современного человека участие в карнавале - это прорыв на свободу, возвращение к себе. Как ни странно, в карнавальном костюме не нужно играть роль и нет нужды беспокоиться "а что подумают люди". Можно просто расслабиться и быть собой, петь, танцевать и наслаждаться праздничной эйфорией.

Организация
Может создаться впечатление, что Тринидадский карнавал - совершенно стихийное мероприятие. Но если его возникновение и было спонтанным, то теперь все организационные вопросы решает Компания по развитию туризма, созданная правительством республики Тринидад и Тобаго. Помимо строительства шатров и сцен, планирования мероприятий, Компания проводит специальные семинары на темы "Традиционная маскарадная культура", а также ведутся детские занятия в Национальной карнавальной школе. Карнавал в Тринидад и Тобаго - событие государственного значения, да и просто часть жизни всего общества. И, надо признать, очень веселая часть.

Ирина Шаповалова
Eventmarket.ru: еще более 900 статей