Как ивент-менеджмент развивал спорт
Часто организаторы спортивных мероприятий сталкиваются с тем, что потенциальные спонсоры и рекламодатели либо не заинтересованы в выделении денег на проведение соревнований, либо рассматривают такую деятельность исключительно как благотворительность. Особенно остро эта проблема стоит для новых, неолимпийских видов спорта. Мизерный призовой фонд дополнительно снижает престиж данных соревнований, престиж этого вида спорта вообще, а, следовательно, и мотивацию спортсменов. И виновато в этом не равнодушное общество, а сами организаторы, которые выпрашивают у государства и коммерческих организаций "крохи с барского стола", вместо того, чтобы честно ответить на вопрос: а что они сделали для того, чтобы их мероприятия стали интересны для спонсоров?
Роль успешного ивент-менеджмента в соревновательном спорте неоспорима. История развития профессионального серфинга иллюстрирует эту очевидную истину.
Совсем недавно 11 марта на Золотом Побережье штата Квинсленд, Австралия, завершился первый этап мирового чемпионата по серфингу. Призовой фонд только этого этапа составил 300 000 долларов. Неудивительно, что профессиональные серферы съезжаются со всех уголков мира ради участия в этих соревнованиях. 70 километров золотых пляжей, чудесный тропический климат, великолепное спортивное шоу днем и насыщенная ночная жизнь сделали это событие привлекательным не только для поклонников серфинга, приехавших поболеть за своих кумиров, но и для обычных туристов.
Мероприятие организовано Ассоциацией Профессионалов Серфинга в рамках серии спортивных соревнований "Мировой Чемпионский Тур", по результатам которых и определяются лучшие серферы на планете.
Профессиональный серфинг сегодня - престижный и высокодоходный спорт. Для примера, призовой фонд финального этапа "Мирового чемпионского Тура" Rip Curl Pro Pipeline Masters, состоявшийся 20 декабря минувшего года на северном берегу гавайского острова Оаху, составил 540 000 долларов США. Неплохо для спортивного ивента?
Но соревнования по серфингу не всегда проводились с таким размахом.
Из истории
В наше время сложно представить, что в далекие 60-е, когда серфинг только формировался как вид спорта, первые соревнования проводились на чистом энтузиазме. Их участниками руководила любовь к волнам и здоровое самолюбие. Не было ни спонсоров, ни индустрии серфинга, только группы увлеченных тинейджеров, которые встречались и демонстрировали друг перед другом свое мастерство. Это была эра любителей. Теперь сложно подумать о таких звездах мирового масштаба как Миджет Фаррелли, Джой Кабелл, Майк Дойл и Боб МакТэвиш как о любителях, но тогда это было фактом: победив в очередном соревновании, они возвращались к обычной жизни, далекой от серфинга. О том, что любимым видом спорта можно будет заниматься профессионально, тогда не приходилось и мечтать. В серфинге того времени на высоком уровне был дух товарищества, но ни призов, ни спонсоров, ни рекламодателей, ни масштабных ивентов.
Надо было с чего-то начинать, и именно успешная организация и промоушн соревнований сделали серфинг всемирно известным видом спорта, а мировую серфинговую индустрию (производство и прокат оборудования, организацию учебных и туристских центров в местах с подходящими для серфинга природными условиями) превратили в высокодоходный бизнес.
В то время, когда индустрия серфинга все еще была на стадии формирования в Австралии, Японии и на Гавайях, и еще совершенно не развита в Европе и Южной Америке, она уже хорошо обосновалась в Калифорнии. Здесь серфинг, появившийся в сумасшедшие 60-е, сам по себе привлек общественное внимание и стал брендом, неразрывно связанным в восприятии обывателя с молодостью, ловкостью, отличной спортивной формой, загорелыми парнями и девушками, которые стали героями своего поколения.
В 70-е начали появляться отдельные островки структурированных регулярных соревнований. Форпостом развития профессионального серфинга были Гавайи - спортивная Мекка для серферов всего мира, где проводились такие ивенты, как Smirnoff Pro, The Duke Kahanamoku Classic и Pipeline Masters. Суммарный призовой фонд этих соревнований составлял около 10 000 долларов. В число суперзвезд серфинга в это время выбились Джефф Хакман, Рено Абеллера и Джерри Лопез. Эти спортсмены, а также такие ветераны как Нэт Янг и Дэвид Нууйва уже могли обеспечить себя с помощью спорта, добавляя к выигранным на соревнованиях призовым деньгам деньги спонсоров, продукцию которых они рекламировали.
Уже к середине 70-х ивенты проводились от Сиднея до Рио, от Флориды до Дурбана. Эта сетка турниров и соревнований послужила основой для формирования ASP, Ассоциации Профессионалов Серфинга, крупнейшей мировой организации в индустрии серфинга на сегодняшний день. Тогдашние чемпионы мира и руководители Ассоциации Марк Ричардс и Шон Томсон открыли новую эру развития спорта, сформировав в 1984 году список из 20 международных событий, объединенных единой турнирной таблицей. Это дало импульс и развитию серфинга как вида спорта, который объединял в себе все большее количество соревновательных дисциплин, а значит, и спортивных событий. Отдельные соревнования проводились для мужчин, женщин и юниоров.
Когда число профессиональных серфинговых ивентов интернационального масштаба достигло шестидесяти, ASP представило новую двухуровневую систему соревнований. Это произошло в 1992 году. С этого времени высшим уровнем были соревнования так называемого Мирового Чемпионского Тура (World Championship Tour или WCT). Попасть в число участников этих соревнований могли только те, кто хорошо показал себя на Мировых Квалификационных Сериях (World Qualifying Series или WQS), в рамках которых проходит до 40 мероприятий в год. Эти соревнования - не только первый этап становления профессиональной карьеры любого серфера, но и отличное развлечение для местных спортсменов, постоянно тренирующихся в том месте, где проводятся соревнования.
Как результат роста интереса спонсоров и болельщиков к серфингу, ивент-промоутеры предложили устраивать соревнования Чемпионского уровня в лучших серфинговых зонах мира, включая такие экзотические уголки, как G-Land, J-Bay, Mundaka, Tavarua, Tahiti и Trestles. На заре развития серфинга соревнования обычно проходили в середине лета на центральных городских пляжах, несмотря на то, что хороший прилив начинается только осенью. Основной целью тогда было привлечь как можно больше внимания к новому виду спорта. По этой причине многие масштабные ивенты, запертые в рамки "закончить за выходные" проводились на слабом приливе, что снижало возможности спортсменов и зрелищность мероприятия. И теперь летом в крупных приморских городах проводятся серфинговые события, рассчитанные на широкую публику, популяризацию спорта и демонстрации возможностей ведущих серферов.
"Нет, уж лучше вы к нам!.."
Однако крупные соревнования сместились от мегаполисов на целину. Теперь соревнования проводятся не там, где проще собрать целевую аудиторию, а напротив, болельщики со всего мира съезжаются к месту проведения соревнований.
Но даже организация ивентов в экзотических местах с легендарными волнами и в подходящий сезон не гарантирует стопроцентный результат. Специфика соревнований по серфингу не позволяет назначить конкретную дату проведения финальной битвы, как это принято для всех спортивных мероприятий крупного уровня. Точная дата и время заменяются формулировкой "период ожидания", так как нельзя заранее предсказать в какой день погода будет идеальной для проведения соревнований. Удерживать в течение 10 дней внимание болельщиков, спортсменов и фанатов серфинга не так сложно. Гораздо сложнее "забронировать" на такой срок съемочные группы центральных каналов и журналистов спортивных изданий.
Развитие спорта и популяризация серфинговых соревнований оказались в прямой зависимости от качественного медиаосвещения, и, прежде всего, телетрансляции. Благодаря развитию сети спутникового телевидения, и возросшей активности и профессионализму ASP эта проблема была решена. Теперь "Ассоциация Профессионалов Серфинга" профессионально подходит и к продвижению своих мероприятий, заключая договора с ведущими спортивными СМИ, снимая собственные сюжеты, и постепенно завоевывая все более широкую мировую аудиторию.
Вызовы времени встречают уже не любители, а команда профессионалов, способных планировать развитие серфинга и специальных мероприятий в этом сегменте.
Индустрия быстро подхватила эстафету, и мировые бренды стали участвовать в организации и спонсировании мероприятий в рамках реализации глобальной стратегии продвижения своей продукции. ASP предлагает своим партнерам несколько уровней спонсорского сотрудничества, начиная от глобальных спонсоров серфингового движения, и заканчивая участием в организации локальных соревнований. Теперь соревнования по серфингу спонсируют не только производители "досок", но и компании из других сегментов индустрии, будь то производители одежды или зубной пасты. Рекламодатели пришли к выводу, что, если товар рассчитан на молодежную аудиторию - значит серфинговые мероприятия окажутся эффективным инструментом рекламы. И заслуга организаторов соревнований в этом неоценима.