www.abc.az Правительство Азербайджана не видит, как денонсация правительством РФ соглашения о транзите азербайджанской нефти через российскую территорию может нанести ущерб азербайджанской экономике.
Как заявил Fineko/abc.az источник в правительстве Азербайджана, даже в случае полного закрытия трубопровода Баку–Новороссийск для азербайджанской нефти она найдёт альтернативные пути на мировой рынок.
«Сегодня спрос на азербайджанскую нефть серьёзно превышает её предложение. При этом спрос растёт также в самом Азербайджане. Единственным последствием распоряжения премьер-министра Дмитрия Медведева от 5 мая является лишь неприятный осадок. Это распоряжение можно расценить как шаг в сторону ухудшения азербайджано-российских отношений и месть за закрытие Габалинской РЛС, хотя мы и далеки от таких оценок», – сказал источник.
Российская трубопроводная монополия «Транснефть» уже заявила, что с 2014 года будет готова транспортировать азербайджанскую нефть по трубопроводу Баку–Новороссийск на основе коммерческих соглашений. При этом тариф на прокачку должен будет покрывать расходы на поддержание технического состояния трубопровода. Сегодня при тарифе в $15,7 за 1 тыс. километров и планируемой прокачке в 1,6 млн. тонн в год убытки «Транснефти» от содержания Баку–Новороссийск оцениваются в $50 млн.
Российская монополия указывает, что тарифы трубопроводов Баку–Тбилиси–Джейхан (BTC) и Баку–Супса (WREP) уже составляют $20–25 за 1 тыс. км, при этом, в отличие от тарифа на Баку–Новороссийск, не учитывают портовые и иные сборы. Сама же «Транснефть» готова поднять тариф минимум в 2 раза, если Азербайджан не увеличит объёмы прокачки. В компании понимают неконкурентоспособность тарифа в $30, но указывают, что ей проще законсервировать Баку–Новороссийск, чем нести убытки.
В «Транснефти» прямо надеются, что Азербайджан сохранит альтернативный маршрут экспорта по российской территории, который активно использовался во время 5-дневной войны в Грузии в 2008 году и при проблемах на BTC. http://abc.az/news_15_05_2013_73562.html