Как стать звездой на работе и почему эмоциональный интеллект важнее профессиональных навыков?

2013-06-05 13:35:23 1686

Благодаря "IQ" Вы устраиваетесь на работу, а благодаря "EQ" - делаете карьеру! Теперь это неоспоримый факт. Сейчас о нас судят по новым критериям, ориентируясь не только на то, насколько хорошо и быстро мы соображаем или на уровень нашей профессиональной подготовки и эрудиции. В расчет принимается и то, в какой степени мы владеем собой и ладим с другими.

Этот критерий становится чуть ли не главным, когда приходится решать, кого уволить, а кого нет; кого с легкой душой отпустить, а кого обязательно удержать; кого оставить на нынешней позиции, а кого продвинуть.

В условиях, когда полностью исчезают гарантии обеспеченности работой, а само понятие “специальность ” быстро заменяется “мобильными навыками”, такие способности становятся важнейшими качествами, которые помогают устроиться на работу и сохранить ее. Об этом предмете расплывчато рассуждают десятки лет подряд. Как только не называют его — от “характера” и “личности” до “дара обходительности” и “компетентности”… Но теперь наконец появилось более точное понимание и определение для этих человеческих талантов — эмоциональный интеллект.

Первым об исключительной важности эмоционального интеллекта — EQ заговорил Даниэль Гоулман, и благодаря ему этот термин приобрел такую популярность. В книге “Эмоциональный интеллект в бизнесе” он четко определяет 5 основных социальных компетенций:

• самоосознание: четкое понимание того, что мы чувствуемв данный момент, и использование этого умения в процессе принятия решения

• саморегуляция: умение справляться с эмоциями, чтобы они содействовали, а не мешали выполняемому в данный момент заданию

• мотивация: использование наших сокровеннейших предпочтений для того, чтобы заставлять нас действовать и направлять к достижению целей, помогать нам брать на себя инициативу

• эмпатия: ощущение того, что чувствуют другие люди, способность понять их точку зрения

• социальные навыки: точное считывание социальных ситуаций и отношений между людьми; использование этих навыков для убеждения и руководства, ведения переговоров и улаживания споров, сотрудничества и коллективной работы.

Работая в крупной организации, вы, вероятно, даже сейчас подвергаетесь оценке с точки зрения этих способностей, но не догадываетесь об этом. Если вы подадите заявление о приеме на работу, вас, скорее всего, будут рассматривать через ту же лупу, хотя, опять же, вам никто открыто об этом не скажет. Чем бы вы ни занимались, понимание того, как развивать эти способности, необходимо для достижения успеха в профессиональной деятельности.

Являясь руководителем, вы должны понимать, как поступит ваша организация — поощрит или затормозит она процесс развития этих компетенций. Чем больше атмосфера вашей организации способствует расцвету этих способностей, тем более эффективно и продуктивно будет она функционировать.

Работая в маленькой организации или на себя, вы будете ощущать, что ваш успех во многом зависит от наличия у вас этих способностей, хотя почти наверняка упоминание о них отсутствовало в вашей школьной программе. Но даже в этом случае ваша карьера в большей или меньшей степени будет зависеть от того, насколько основательно вы овладели ими. Ведь новое время требует новых талантов!