Тендеры — это хорошо или плохо?

2024-06-24 16:38:53 Время чтения 7 мин 159

Владилен Ситников, сопредседатель комитета Digital-агентств АКАР, партнер агентства Grape, запускает авторский подкаст, чтобы разобраться, тендеры на рынке креативных услуг — это хорошо или плохо? 

Тендеры – устоявшаяся форма социально-экономического взаимодействия. Рекламные услуги также являются для многих компаний основанием для проведения закупочных процедур на конкурсной основе.

Согласно данным Аналитического центра АКАР/АРИР/РАМУ 25% тендеров на рекламном рынке являются неэтичными (тендеры, организаторы которых сознательно нарушают правила и нормы проведения таких мероприятий). Чаще всего фейковые конкурсы нужны для того, чтобы оправдать выбор заранее известного подрядчика, — так считают 72% респондентов.

Подобная практика не только способствует быстрому профессиональному выгоранию большого количества специалистов, занятых в рекламном бизнесе, а также росту тех, кто подвергает механизм тендерных процедур критике

Подкаст «Тендер без тендера» - это дискуссия Владилена Ситникова с приглашенными экспертами, направленная на то, чтобы оценить целесообразность проведения закупочных процедур на рекламном рынке. 

Герои подкаста:

  1. Владилен Ситников, сопредседатель комитета Digital-агентств АКАР, платформа #Безтендера 
  2. Руслан Северинов, лидер спецпроектов «Додо Пицца»
  3. Григорий Новиков, директор по развитию АНО «Национальные приоритеты»
  4. Игорь Тарасенко, коммерческий директор «Иль де ботэ»

О проекте 

#Безтендера  — проект, запущенный Владиленом Ситниковым в октябре 2023 года. Это платформа, которая помогает брендам и агентствам / независимым креаторам находить идеи для запуска рекламной кампании в условиях совместного мозгового шторма или открытой сессии - презентации идей на основе брифа клиента.  

Официальный сайт: http://безтендера.рф 

За тендеры

  1. Клиенты в отсутствии тендера не видят глубокого погружения в бренд со стороны креаторов и не ощущают качественной проработки идей. 

Руслан Северинов, лидер спецпроектов «Додо Пицца», использовал площадку #Безтендера и отметил для себя, что участники креативного шторма были увлечены атмосферой внутри комьюнити и предлагали решения для поддержания творческого тонуса. 

  1. Обращаясь к агентству напрямую, можно столкнуться с грубыми процессуальными ошибками. 

Григорий Новиков, директор по развитию АНО «Национальные приоритеты»: Когда бренды просят сделать стратегию извне, ничего не выйдет. Я видел миллионы таких проектов: приходят в агентство за стратегией, а оно не дотягивается и даже не хочет, на самом деле, узнать какое настроение, стилистика их заказчика, не общаются со стейкхолдерами. Агентство делает в своей стилистике, и это максимально цинично, по-снобски. 

  1. Тендеры – защита безопасности компании

Руслан Северинов, лидер спецпроектов «Додо Пицца», считает, что тендеры - это способ выбрать лучшего подрядчика, а, с другой стороны, защита от злоупотребления, потому что для брендов помимо интересного решения, важна и деловая репутация агентства. 

ПРОТИВ ТЕНДЕРОВ

  1. Агентство теряет деньги на этапе подготовки к самому тендеру. 

Владилен Ситников подсчитал в человеко-часах, что агентство тратит минимум 500 тысяч рублей, чтобы подготовиться к тендерной процедуре. Сюда входит работа дизайнеров, стратегов, аккаунт-менеджеров и других специалистов. Таким образом, как считает Владилен, происходит потеря денежных средств. 

  1. Инновационные идеи / продукты от бренда нуждаются в обсуждении

Живой диалог помогает собрать инсайты, особенно там, где бренд хочет пойти по непроторенной дороге. Игорь Тарасенко, коммерческий директор «Иль де ботэ», считает, что такой инструмент, как платформа #безтендера может помочь бизнесу тестировать состоятельность нестандартных запусков в профессиональной среде.

  1. У креатива нет ГОСТ 

Любая идея – «вкусовщина», как считает Владилен Ситников. Тендеры накладывают рамки и ограничения, тем самым, лишая агентства права на полноценную творческую деятельность, которая может повлиять на бизнес-результат.

Бренды смотрят на агентства как на потенциальных бизнес-партнеров

Удачно проведенный тендер помогает найти одного подрядчика на долгие годы или познакомиться с агентствами, тонко чувствующими бренд-платформу. Участники первого эпизода подкаста  «Тендеры / без тендера» поделились критериями, которыми должно обладать агентство, если оно хочет выстроить долгосрочное партнерство с клиентом, и самый ключевой параметр – инициативность.  Руслан Северинов убежден, что если агентству не удалось понять философию бренда сразу, то нужно дать ему время, при условии, что у команды есть желание исследовать целевую аудиторию и предлагать релевантные решения. 

Владилен Ситников считает, что тендеры не позволяют брендам найти нужного для себя исполнителя, потому что  «агентство – это инструментарий, который нужно изучить и почувствовать». Платформа #безтендера предлагает клиентам отойти от привычных рамок бизнес-взаимодействия. 

Тендеры, как и их отсутствие, подходят далеко не всем, так как у всех разная политика на этот счёт. Есть корпорации, у которых всё жёстко, и они могут «ценой задавить». Можно сказать «мы самые дешёвые», а потом менеджеры с этим подрядчиком просто умирают и вешаются. Есть противоположные случаи, когда готовы смотреть на креатив, платить в рыночной стоимости, но не за космические деньги. Формат «без тендера» подходит тем компаниям, которые только-только выходят на рынок, которым нужно громко заявить о себе, так как для клиента открывается креативное поле идей.
Руслан Северинов 
Лидер спецпроектов «Додо Пицца»