Владилен Ситников, сопредседатель комитета Digital-агентств АКАР, партнер агентства Grape, запускает авторский подкаст, чтобы разобраться, тендеры на рынке креативных услуг — это хорошо или плохо?
Тендеры – устоявшаяся форма социально-экономического взаимодействия. Рекламные услуги также являются для многих компаний основанием для проведения закупочных процедур на конкурсной основе.
Согласно данным Аналитического центра АКАР/АРИР/РАМУ 25% тендеров на рекламном рынке являются неэтичными (тендеры, организаторы которых сознательно нарушают правила и нормы проведения таких мероприятий). Чаще всего фейковые конкурсы нужны для того, чтобы оправдать выбор заранее известного подрядчика, — так считают 72% респондентов.
Подобная практика не только способствует быстрому профессиональному выгоранию большого количества специалистов, занятых в рекламном бизнесе, а также росту тех, кто подвергает механизм тендерных процедур критике.
Подкаст «Тендер без тендера» - это дискуссия Владилена Ситникова с приглашенными экспертами, направленная на то, чтобы оценить целесообразность проведения закупочных процедур на рекламном рынке.
Герои подкаста:
О проекте
#Безтендера — проект, запущенный Владиленом Ситниковым в октябре 2023 года. Это платформа, которая помогает брендам и агентствам / независимым креаторам находить идеи для запуска рекламной кампании в условиях совместного мозгового шторма или открытой сессии - презентации идей на основе брифа клиента.
Официальный сайт: http://безтендера.рф
Руслан Северинов, лидер спецпроектов «Додо Пицца», использовал площадку #Безтендера и отметил для себя, что участники креативного шторма были увлечены атмосферой внутри комьюнити и предлагали решения для поддержания творческого тонуса.
Григорий Новиков, директор по развитию АНО «Национальные приоритеты»: Когда бренды просят сделать стратегию извне, ничего не выйдет. Я видел миллионы таких проектов: приходят в агентство за стратегией, а оно не дотягивается и даже не хочет, на самом деле, узнать какое настроение, стилистика их заказчика, не общаются со стейкхолдерами. Агентство делает в своей стилистике, и это максимально цинично, по-снобски.
Руслан Северинов, лидер спецпроектов «Додо Пицца», считает, что тендеры - это способ выбрать лучшего подрядчика, а, с другой стороны, защита от злоупотребления, потому что для брендов помимо интересного решения, важна и деловая репутация агентства.
Владилен Ситников подсчитал в человеко-часах, что агентство тратит минимум 500 тысяч рублей, чтобы подготовиться к тендерной процедуре. Сюда входит работа дизайнеров, стратегов, аккаунт-менеджеров и других специалистов. Таким образом, как считает Владилен, происходит потеря денежных средств.
Живой диалог помогает собрать инсайты, особенно там, где бренд хочет пойти по непроторенной дороге. Игорь Тарасенко, коммерческий директор «Иль де ботэ», считает, что такой инструмент, как платформа #безтендера может помочь бизнесу тестировать состоятельность нестандартных запусков в профессиональной среде.
Любая идея – «вкусовщина», как считает Владилен Ситников. Тендеры накладывают рамки и ограничения, тем самым, лишая агентства права на полноценную творческую деятельность, которая может повлиять на бизнес-результат.
Удачно проведенный тендер помогает найти одного подрядчика на долгие годы или познакомиться с агентствами, тонко чувствующими бренд-платформу. Участники первого эпизода подкаста «Тендеры / без тендера» поделились критериями, которыми должно обладать агентство, если оно хочет выстроить долгосрочное партнерство с клиентом, и самый ключевой параметр – инициативность. Руслан Северинов убежден, что если агентству не удалось понять философию бренда сразу, то нужно дать ему время, при условии, что у команды есть желание исследовать целевую аудиторию и предлагать релевантные решения.
Владилен Ситников считает, что тендеры не позволяют брендам найти нужного для себя исполнителя, потому что «агентство – это инструментарий, который нужно изучить и почувствовать». Платформа #безтендера предлагает клиентам отойти от привычных рамок бизнес-взаимодействия.
Тендеры, как и их отсутствие, подходят далеко не всем, так как у всех разная политика на этот счёт. Есть корпорации, у которых всё жёстко, и они могут «ценой задавить». Можно сказать «мы самые дешёвые», а потом менеджеры с этим подрядчиком просто умирают и вешаются. Есть противоположные случаи, когда готовы смотреть на креатив, платить в рыночной стоимости, но не за космические деньги. Формат «без тендера» подходит тем компаниям, которые только-только выходят на рынок, которым нужно громко заявить о себе, так как для клиента открывается креативное поле идей.