Количество сторонников здорового образа жизни в России неуклонно увеличивается. По данным ВЦИОМ за 2015 год, доля адептов ЗОЖ составляла 30% от всего населения. Соответственно растут и предложения от компаний, которые помогают этот образ жизни поддерживать. Так, российский рынок фитнес-услуг до недавнего времени демонстрировал стабильные и весьма оптимистичные показатели прироста – 30% в год (согласно исследованиям компании «NeoAnalytics»). В 90-х годах посещение фитнес-клубов считались приви
Тем не менее, экономический кризис, последовавший за девальвацией рубля и ростом курса валют, отразился на фитнес-индустрии. Прежде всего, подорожало обслуживание оборудования, которое в основном закупается за рубежом. Кроме того, кризис отразился и на арендных договорах – ставки по аренде возросли. Соответственно увеличилась и стоимость услуг. Все это привело к тому, что зимой 2014-2015 года владельцы фитнес-клубов фиксировали повышенный спрос на свои услуги, а вот уже в марте наступила стагнация.
В таких условиях самостоятельный запуск бизнеса в фитнес-индустрии может обернуться для предпринимателя столкновением со многими трудностями и «подводными камнями». По статистике, более 75% новичков-частников вынуждены закрывать свои фитнес-предприятия, поскольку не справляются с конкуренцией и возросшими расходами. Поэтому в кризисный период бизнес по франшизе является именно тем вариантом, который поможет сделать фитнес-клуб прибыльным и способным к выживанию.
На что обратить внимание при выборе франшизы?
Аудитория
В Европе, где фитнес-центры посещает от 20% до 60% населения, рынок фитнес-услуг имеет четыре ярко выраженных направления: «gym» -атлетизм, культуризм и силовая подготовка, «sport-club» - площадки для различных видов спорта, «health-club» - многофунциональные центры с тренажерами и групповыми программами, предлагающие не только занятия, но и комплексное оздоровление, и «wellness&spa» - клубы, делающие основной упор на массаж, - процедуры и прочие оздоравливающие техники. В России, где фитнес-индустрия еще переживает период формирования, нет такого четкого расслоения, и каждый франчайзер стремится занять свою уникальную нишу, комбинируя различные форматы и предложения. Поэтому решающим фактором в выборе конкретного франчайзера является та целевая аудитория, на которую рассчитано предложение.
Наиболее перспективным вариантом сейчас является демократичный формат (для его открытия будет достаточно помещения площадью от 50 до 800 квадратных метров). Учитывая положение на рынке, именно расположение клуба определяет его аудиторию, поэтому концепция бизнеса не должна идти вразрез с запросами потенциальных клиентов.
Закупки
Большая часть оборудования для клубов ввозится в Россию из-за рубежа, что отражается на закупочных ценах, а также ремонте и обслуживании. Поэтому плюсом будет прямое сотрудничество франчайзера с производителями оборудования («Slimclub») или возможность организации препродаж («Fit-N-Go»). В некоторых случаях франчайзер сам является производителем продукции («Тонус-клуб»).
Также в состав стандартного франчайзингового пакета обычно входят такие блага, как подбор, дизайн-проект и зонирование помещения, обучение и аттестация персонала, предоставление программного обеспечения для работы клуба, предоставление эффективных методик тренировок, рекламная поддержка и т.п.
Предложения франшиз фитнес-услуг на российском рынке
Женский фитнес
В последние годы в России становятся популярны форматы «ленивого фитнеса» и wellness-студий, рассчитанные на женскую аудиторию. Женщин привлекают тренажеры, не требующие особых нагрузок, индивидуальные программы (например, по восстановлению после родов) и залы, в которых они могут заниматься, не стесняясь мужчин.
«Тонус-клуб»
Данная компания стала пионером российского рынка в области фитнеса для тех, кто хочет иметь хорошую физическую форму, но не любит нагрузки и энергозатратные упражнения. Концепция «Тонус-клуба», начавшего свое развитие с Санкт-Петербурга, исключает групповые тренировки и занятия с профессиональными тренерами. Для своих клиенток компания закупила за границей инновационное оборудование, делающие процесс похудения и обретения красивых форм легким и приятным – тренажеры, имитирующие иппотерапию, тонус-столы, клаймб-тренажеры и т.п. Смарт-программы для тренировок разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей клиентки.
На сегодняшний день франшизная сеть «Тонус-клуба» насчитывает более 150 представительств. Для открытия клуба франчайзи должен располагать площадью от 50 до 200 квадратных метров. Сумма инвестиций составит полтора миллиона рублей. Первоначальный взнос за пользование франшизой бренда – 150 тысяч, а платеж по роялти – 15 тысяч. Рентабельность проекта оценивается в 40%, а заявленный срок окупаемости – от 4 месяцев.
«Slimclub»
Этот бренд, имеющий 92 франшизных предприятия – главный конкурент «Тонус-клуба». Wellness-студия «Slimclub» специализируется на тренажерах, позволяющих избавиться от проблемных зон, вернуть хорошую физическую форму после родов, избавиться от варикоза и просто поддерживать тонус организма (все оборудование закупается в Европе). Инвестиции во франшизный клуб данного бренда составят от 1761 тысяч до 3584 тысяч рублей, паушальный взнос – 300 тысяч рублей, а роялти рассчитывается исходя из объема полезной площади – по 150 рублей с каждого квадратного метра. Площадь помещения должна составлять от50 до 250 квадратных метров, а располагаться клуб должен в спальном районе, рядом с пешеходным и автомобильным трафиком. Срок окупаемости вложений составляет от 5 месяцев работы, а рентабельность оценивается в 60%.
Фитнес «для всех»
Фитнес-клубы данного формата могут иметь различную направленность – качалки «у дома», клубы с широким ассортиментом услуг, нестандартные фитнес-направления и т.д. Объединяющим фактором является доступность услуг данных заведений и широкая потребительская аудитория (то есть любой пол и возраст, а также практически любой уровень дохода).
«Fit-Studio»
Эта сеть, включающая в себя 41 клуб, принадлежит компании «X-Fit Group» и реализует три вида франшиз демократичного уровня – от небольшого тренажерного зала до многопрофильного клуба, предлагающего тренировки по многим видам спорта, которые проводятся опытными тренерами с серьезными спортивными достижениями. Плата за пользование франшизой «Fit-Studio» составит 300 тысяч рублей, а роялти – 100 рублей с одного квадратного метра клуба.
«Fit-N-Go»
«Fit-N-Go», имеющая сеть из 24 клубов, позиционирует себя в качестве сети инновационного фитнеса, направленного на комплексное оздоровление организма. Концепция бренда основана на индивидуальных тренировках с использованием электростимулирующих тренажеров и персонально составленных диетах. Франшиза «Fit-N-Go» представлена в двух форматах – мини-студия тренировок и диагностики (от 2,4 миллионов рублей инвестиций, 500 тысяч рублей паушального взноса, 45 тысяч рублей по роялти) и полномасштабный оздоровительный центр, включающий косметологические услуги и консультации по здоровому питанию (от 4 миллионов рублей инвестиций, 2 миллиона рублей паушального взноса, 95 тысяч рублей по роялти). Заявленный срок окупаемости составляет 4-8 месяцев.
«РОКФИТ 24/7»
Еще одно непривычное для России направление – круглосуточные тренажерные залы эконом-класса площадью 150-200 квадратных метров, оснащенные оборудованием, которое помогает отслеживать результаты тренировок. Инвестиции в открытие такой качалки составят 2-5 миллионов рублей, паушальный взнос за пользование франшизой – 350 рублей, а роялти – 5% от прибыли. Окупаются вложенные средства примерно через полтора года после запуска.
«Kangoo Jumps»
Концепцию этой сети уже успели окрестить «кенгуробикой», поскольку занятия фитнесом проводятся на тренажерах-джамперах, позволяющих выполнять прыжки на различных поверхностях (асфальт, земля, паркет, трава, линолеум и т.д.). Площадь помещения для студии должна составлять около 250 квадратных метров, потолок должен находиться на высоте 3 метра от пола. Располагаются клубы «Kangoo Jumps» на первых этажах зданий. Инвестиции в открытие студии составляют от 800 тысяч до 3 миллионов рублей, паушального взноса и роялти политика компании не предусматривает.
Премиум-сегмент
В городах с населением выше миллиона и крупных областных центрах человек есть возможность открыть не только демократичные фитнес-клубы, но и клубы премиум-класса, рассчитанные на аудиторию с высоким уровнем жизни. Инвестиции в такой бизнес начинаются от 5 миллионов рублей и могут достигать 50 миллионов.
«World Class»
Компания «World Class», имеющая более 49 представительств на территории России и Казахстана, предлагает приобрести франшизы фитнес-клубов сегментов «премиум» и «люкс». В концепцию бренда помимо групповых и индивидуальных тренировок по фитнесу и wellness-программам, тренажерных залов, соляриев и SPA-салонов входят также русская и турецкая бани, детские клубы и фитнес-бары. Финансовые детали сотрудничества компания широкой огласке не предает, однако известно, что инвестиции в открытие франшизного представительства «World Class» составят порядка 30 миллионов рублей.
«X-Fit»
Данный фитнес-оператор также предлагает открыть клуб премиум-класса, спектр услуг которого охватывает не только различные направления тренировок, но и сопутствующие блага (SPA-салоны, финтес-кафе с богатым меню, сауны и бани и т.п.). Помещение для такого клуба должно быть не меньше 2500 квадратных метров с обязательным наличием парковки и бассейна. Паушальный взнос в данном формате отсутствует, а роялти составляет 100 рублей за квадратный метр площади. Стартовый капитал для открытия премиум-представительства «X-Fit» составит не менее 50 миллионов рублей, а окупаются вложения примерно через 2-3 года.
Gold's Gym»
В России этот международный бренд имеет 5 представительств. Популярен «Gold's Gym» прежде всего у бодибилдеров, на которых и рассчитан. Инвестиции в представительство бренда составят порядка 50 миллионов рублей, паушальный взнос – полтора миллиона рублей, а роялти обговариваются в индивидуально порядке. Окупаются вложения в срок от 3 до 5 лет. Компания бережно относится к своей репутации и, стремясь поддерживать высокий уровень услуг, тщательно отбирает кандидатов на роль своих франчайзи. Для открытия клуба «Gold's Gym» понадобится помещение площадью не менее 800 квадратных метров с обязательным наличием парковки, расположенное в месте с большим пешеходным и автомобильным трафиком, в здании торгового центра, спортивного комплекса либо жилого дома.
Посмотреть весь каталог франшиз.