Кто может предъявить требование о защите деловой репутации?
И к кому можно предъявить требования?
Кажется, что ответы очевидны. Обладатель деловой репутации может предъявить требование к нарушителю деловой репутации. При этом обладателем и нарушителем деловой репутации могут быть как граждане, так и компании.
А могут ли предъявить требования наследники о защите деловой репутации умершего, правопреемник компании и иные лица? К кому предъявить требования: к автору и (или) распространителю, к работодателю и (или) работнику, распространившего недостоверные сведения? Что делать, если невозможно установить нарушителя?
Постараемся ответить на данные вопросы.
Кто может предъявить требования?
После смерти гражданина заинтересованные лица вправе требовать защиты деловой репутации такого гражданина.
К заинтересованным лицам, в частности, относятся: родственники, усыновители, наследники.
Можно отнести их ко второй группе, но поскольку данные лицами являются заинтересованными в защите деловой репутации юридических лиц, выделим их отдельно.
При реорганизации компании с иском о защите его деловой репутации вправе обратиться правопреемник или учредитель компании.
Вам нужно будет доказать, что защита деловой репутации реорганизованной компании непосредственно связана с формированием деловой репутации правопреемника. Например, правопреемник действует в той же экономической сфере, использует активы реорганизованного лица.
Например, администрации городского округа г. Первомайск Нижегородской области удалось защитить деловую репутацию администрации Первомайского муниципального района Нижегородской области. Первая администрация являлась правопреемником второй (Дело № А43-26790/2012).
К кому можно предъявить требования?
Типичным примером распространителя недостоверных сведений является СМИ.
Иногда в СМИ указывают такое лицо, в этом случае оно тоже будет надлежащим ответчиком.
Если известен автор, распространитель, источник, то лучше предъявить требования к каждому из указанных лиц.
Требование к работодателю или работнику?
Иногда перед вами может встать вопрос: предъявить требование к работодателю или к его работнику, который непосредственно распространил недостоверные сведения?
Если сведения были распространены работником в связи с осуществлением профессиональной деятельности от имени организации, в которой он работает, то предъявлять требование нужно к работодателю. В иных случаях, непосредственно к работнику.
Что делать, если сведения распространены анонимно?
Нередко невозможно установить лицо, распространившее недостоверные сведения.
Но не стоит отчаиваться.
Вы также можете обратиться в суд. При этом вы должны подать не исковое заявление, а заявление о признании распространенных сведений не соответствующих действительности. Суд рассмотрит данное заявление в порядке особого производства.
Так, на сайте www.take-profit.org были размещены анонимные недостоверные отзывы о компании «Инста Медиа Сервис». Пользователей, а также владельца доменного имени www.take-profit.org и администратора указанного сайта установить было невозможно.
Компания «Инста Медиа Сервис» обратилось с заявлением о признании сведений, порочащих деловую репутацию, не соответствующими действительности. Суд признал данные отзывы порочащими деловую репутацию и несоответствующими действительности (Дело № А21-2816/2015).
Отметим, что часто анонимная информация появляется в Интернете на различных ресурсах, где пользователи обмениваются мнениями. По большей части, содержащаяся там информация представляет оценочные суждения.
Напомним, что при распространении таких сведений судебная защита деловой репутации не предоставляется, поскольку оценочные суждения нельзя проверить на соответствие действительности.
Однако на подобном ресурсе могут содержаться утверждения о фактах, не имеющих места в действительности. В таком случае за размещение отзывов на таких сайтах администрация не несет ответственности, поскольку лишь предоставляет площадку для их размещения. Но суд может возложить на администрацию ресурса обязанность удалить недостоверные сведения.
Перед тем, как начать защиту своей репутации, определите к кому предъявлять требования. Это важно для эффективной защиты вашей деловой репутации.