Успешные игровые стратегии для мотивации сотрудников отделов продаж

2016-06-30 14:49:46 2605

Я много и часто пишу о геймификации. Так часто, что мне кажется, что ничего нового в этой теме уже придумать нельзя. Однако геймификация по-прежнему продолжает интересовать и зачаровывать бизнес. Поэтому сегодня поделюсь своим опытом самых популярных игровых сценариев для продавцов.

Ни для кого не секрет, что первая и самая важная часть команды, на которую направлена геймификация – это front-end сотрудники. Другими словами, все те, кто напрямую взаимодействует с клиентом. Углубляться в мотивацию персонала я не буду, скажу лишь, что именно от них зависит уровень финансового благополучия компании и именно ими сложнее всего управлять и мотивировать в долгосрочной перспективе.

Итак, еcли вы решились на запуск геймификации, самое время задуматься о ключевом игровом сценарии, который вы можете использовать в своем бизнесе. Опыт сбора российских кейсов для моей книге о геймификации показывает интересную закономерность. Несмотря на то, что разработка программы мотивации с помощью игровых механик дело весьма креативное, количество сценариев лидеров явно ограничено. И многие из них как по мановению волшебной палочки повторяются в разных компаниях их разных индустрий.

Теперь немного статистики.

Во-первых, в 90% случаев основная игровая механика, используемая при мотивации сейлзов – это соревнование. И тут все версии хороши – соревнования между дивизионами по региональному принципу, в личном зачете, командном между отделами или офисами. Все едино. Главное, что большинство сценариев построено именно на выявлении лучшего из лучших.

Не вдаваясь в дебри мотивации, скажу, что большинство сотрудников клиентских отделов по психотипу склонны к азарту, сравнениям и достигаторству, да и сам бизнес-процесс продаж весьма конкурентное занятие, причем в некоторых отраслях сугубо мужское. Поэтому соревнование для создания энергии в продажах и драйва подойдет идеально и будет беспроигрышным и работоспособным. Да и реализовать его собственными силами достаточно просто.

Вот, например, и мы, во время бизнес-акселератора exeRace (разработка маркетинговой стратегии силами собственной команды exerace.exestation.com), используем соревновательный игровой сеттинг в стиле гонок «Формула-1». Это соревнование между командами за лучшее решение бизнес-кейса в течение 2 дней. В любых командах и индустриях работает безотказно.

Во-вторых, есть несколько повторяющихся игровых концепций внутри соревновательного механизма, которые чаще всего встречаются и также беспроигрышно работают:

  • Гонки. На велосипедах, автомобилях, верблюдах - не важно на чем, главное, что основной параметр – это скорость движения по треку от точки А к точке Б. Задача - добраться до него максимально быстро с максимально возможным количеством баллов.
  • Путешествия или освоения новых территорий. Соревнования в контексте открытия новых земель и освоения неизведанных территорий. Один из успешных примеров - опыт Гульмиры Пушкаревой -базировался на поисках золота Эльдорадо и морской регате. Внутри этого сценария можно встретить поиск сокровищ или любого рода квесты.
  • Битва не на жизнь, а на смерть любого рода. Межгалактические войны, джедаи, воркрафт или то, что вам больше по вкусу. Я даже не буду говорить, какое количество известных компаний в своем игровом сеттинге использовало мотивы «Звездных войн», и я уверена, что можно найти с десяток тех, кто это сделал, но кого мне не удалось найти.

Совершенно точно можно сказать, что если вы возьмете за основу один из 3-х ключевых сценариев и найдете конкретный бенч (книгу, фильм, мультик, игру), то совершенно бесплатно силами собственной команды за пару рабочих дней перепишите правила под свой бизнес процесс. И вас неминуемо будет ждать успех. По крайней мере, моим первым успешным опытом геймифкации был перенос правил «Формулы-1» на поведение участников в тренинге. Я сделала это сама за 2 часа. Без теоретической подготовки, ничего не зная о геймификации, просто руководствуясь здравым смыслом.

Удачи!