Российские банки одними из первых в рунете начали превращать свои сайты в сервисы. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, диджитализация снижала затраты на клиентскую поддержку, а это всегда значительная доля расходов любого банка. Во-вторых, банковские продукты всегда были сложными — потребители искали ответы на свои вопросы в интернете, так что присутствие в их информационном поле было жизненно необходимо.
Со временем сайты банков стали стандартом для других отраслей — те перенимали уже проверенные решения и подходы. А сектор финтеха сыграл роль своеобразной «лабораторией инноваций», именно финансовым стартапам мы обязаны, например, повсеместно распространённой функцией онлайн-оплаты. Сегодня она есть практически на любом сайте, продающем товары или услуги.
В середине нулевых появляются полностью цифровые банки — без отделений. Пионером в России стал «Тинькофф Банк», который совершил технологический прорыв, изменив парадигму банковских услуг. По сути, он был финтех-банком еще до того, как появился сам термин «финтех».
Вслед за ним банк без отделения открыл «Модульбанк» и другие.
Финтех окончательно укоренился в нашей жизни после экономического кризиса 2008 года, превратив интернет в нативную среду для финансовых сервисов. Услуги стали сложными и многопараметрическими.
В 2010 году возникли банковские мобильные приложения. «Альфа-банк», ВТБ, UniCredit, «Тинькофф Банк» и «Сбербанк» положили начало удобному мобильному банкингу. Со временем подтянулись и региональные игроки. Многие функции банковских приложений потом позаимствовали другие сферы бизнеса, и мы ежедневно сталкиваемся с такими примерами.
Финтех выступил локомотивом новых технологий, изменил поведение потребителей и заставил другие сферы догонять себя.
Большое количество сложных типов данных и необходимость оперативно реагировать на запросы клиентов способствовали появлению новых форматов обслуживания — калькуляторов, подборщиков вкладов, онлайн-консультантов.
Они значительно облегчили всем жизнь и автоматизировали процесс.
По сути, эти сервисы представляют собой всем знакомый обычный калькулятор, позволяющий производить расчеты. Калькуляторы, которые могут заменить полноценного специалиста, изначально были прерогативой банков, но позже их начали использовать повсеместно.
И это неслучайно. Такие виджеты выполняют сразу несколько функций.
Прежде всего, с помощью них можно увеличить трафик из поисковой выдачи и социальных сетей. Число запросов с ключевиками «калькулятор» и «рассчитать» огромно. Поэтому если сайт соответствует тематике, то имеет смысл поставить себе калькулятор и попытаться выйти в топ.
Количество запросов по ключевику «Калькулятор рассчитать», Яндекс Вордстат
Помимо этого, такие сервисы улучшают поведенческие факторы веб-страниц, заставляют посетителей дольше на них находиться и как следствие — помогают лидам окончательно «разогреться» и превратиться в преданных клиентов компании.
Кредитный калькулятор на сайте ВТБ
Калькулятор окон на сайте Veka
Сфера влияния: Везде.
Банковский сектор первым начал внедрять чат-ботов в процесс клиентской поддержки. По данным опроса 2017 года 18% российских банков использовали эту технологию, а еще 21% сказали, что готовы передать часть нагрузки call-центра ботам.
В умелых руках чат-боты могут стать некой палочкой-выручалочкой, которая сэкономит сотни человеко-часов.
Они значительно снижают нагрузку на маркетологов и службу поддержки. Теперь это еще один полноценный канал для обращения пользователей, который дает им необходимую информацию еще на этапе вхождения в воронку продаж.
Пока чат-боты остаются одним большим экспериментом, потому еще далеко не все научились ими пользоваться. Но предрекают, что скоро они заменят реальных консультантов во многих сферах и расширят регулярный инструментарий веба.
Сфера влияния: Везде.
Следующий закономерный этап развития — возникновение информационной архитектуры и дизайн-систем.
Банки здесь снова впереди планеты всей и первыми начали применять их принципы.
Информационная архитектура (IA) — набор правил и принципов для проектирования виртуальных структур, лежащих в основе цифровых продуктов. От нее зависит, насколько сайт или приложение будут понятными и удобными.
Сегодня банки строят свои сайты почти по одному шаблону, что даже стало поводом для шуток. Впрочем, из-за такой стандартизации не только сайты банков похожи друг на друга, а вообще все.
Новые версии сайтов «Альфа-Банка» и «Сбербанка», vc.ru
«Альфа-Банк» показал хороший пример брендированной дизайн-системы, в которой отражена философия компании и ее фирменный стиль.
Область платежей можно разделить на множество направлений, в каждом из которых находится место автоматизации и новым технологиям, включая мобильные кошельки (Venmo, Alipay, Paytm), мобильные платежи (Square, iZettle, Sumup), оформление заказа и оплата онлайн (Stripe, Klarna, Adyent), криптовалюты (биткоин, ether, zCash) и платежную инфраструктуру (DAH, Setl, Ripple).
Онлайн-платежи сегодня можно встретить практически везде. Возьмем тот же онлайн-шопинг (Lamoda.ru, (Wildberries) или многочисленные приложения для бронирования билетов (Skyscanner, (Авиафлот).
Эту функцию активно внедряют и социальные сети. Например, «ВКонтакте» с функцией VK Pay или Facebook Messenger, который предоставляет сервис по денежным онлайн-переводам не только в США, но и в Европе.
Сфера влияния: Бизнес, торговля, туризм, социальные сети.
Еще один тренд, пришедший из финансового сектора.
Банки одними из первых начали создавать бренд-медиа — не блоги, а полноценные тематические издания. Пример наиболее успешного медиа о финансах — «Тинькофф-журнал». Экономисты простым языком рассказывают, как управлять финансами, экономить, делать вклады и взаимодействовать с банками.
«Тинькофф-журнал»
Посещаемость у журнала достаточно высокая, около 22 000 уникальных посетителей в день.
Блог отлично повлиял и на репутацию банка. Теперь «Тинькофф» ассоциируется именно с журналом, а многие компании, в том числе и нефинансовые, пытаются сделать что-то подобное и повторить успех.
Бренд-медиа онлайн-университета Skillbox.ru
Персонализация — важный тренд последних лет. Финансовый сектор снова выступил драйвером рынка — банки и страховые компании первыми начали четко сегментировать как сами продукты, так и всю маркетинговую активность вокруг них.
Например, «Альфа-Банк» для продвижения универсальной карты Cash Back среди молодежной аудитории сделал отдельные промосайты, рассчитанные именно на эту группу потребителей.
Страница молодежной карты от «Альфа-Банка»
Банковские карты с уникальным дизайном в 2011 начал выпускать «Тинькофф Банк», сегодня аналогичные предложения есть у других банков, например, Сбербанка
Финансовые организации собирают о нас большое количество информации – от адреса электронной почты до кредитной истории.
Анализ больших данных помогает больше узнать о предпочтениях клиентов, дает возможность сделать скоринг по кредитам, разработать специальное предложение и рекомендовать товар или услугу, которые нужны здесь и сейчас.
Уже не за горами время, когда банки будут предлагать персональные тарифы для каждого клиента или определенных групп.
Блоки персональных товарных рекомендаций на Ozon.ru
Не так давно Сбербанк объявил об «тотальной охоте» за специалистами по машинному обучению. Это далеко не первая ласточка — финтех-стартап Lendingkart предлагает кредитный механизм, анализируя 4000 параметров для оценки кредитоспособности малого бизнеса.
Финтех традиционно выступал проводником новых технологий, и пока что сохраняет за собой такую привилегию. Финансовый сектор одним из первых сделал шаг от корпоративных сайтов к сайтам-сервисам — и сегодня мы видим такое превращение повсеместно. То, что мы сегодня слышим о продуктовом подходе в вебе — тоже следствие инноваций финтеха.
Распространение технологий ведет к стиранию границ между онлайн и офлайн-обслуживанием. По большинству вопросов можно проконсультироваться в онлайн-чате с поддержкой, а для простых операций нужен только сайт или приложение.
Банки продолжат развиваться, распространять свое влияние и внедрять инноваций. Те решения, что банки и финтех используют сегодня — можно смело заимствовать, с большой вероятностью они станут стандартом завтра.
В статье мы не ставили своей задачей сделать детальный разбор инноваций, пришедших к нам из банков. Мы лишь хотели в общем срезе рассмотреть, что у них можно позаимствовать, и обратить на это ваше внимание.
Это будет серия материалов — в дальнейшем мы более подробно познакомим вас с разными сегментами, которые изначально появились в сфере финансовых технологий, но отпочковались и начали работать автономно, значительно изменив окружающую нас действительность.