1 сентября 2022 года вступили в силу поправки в Закон о рекламе. С этого момента прошло уже 5 месяцев, утекло “много воды”: изменилась передача данных в ЕРИР, появилась система токенов рекламы. Маркетинговый бизнес до сих пор находится в неопределенности — и сегодня мы расскажем последние новости закона маркировки рекламы в 2023.
Как только в сентябре 2022 вышли поправки, мы сразу же написали базовую статью об этом здесь. Тем не менее, давайте освежим в памяти ключевые моменты. Суть нового закона “О рекламе” заключается в том, что все участники рынка обязаны передавать данные о рекламе своему оператору рекламных данных. Под участниками рынка понимаются:
Кто такие ОРД?
Под оператором рекламных данных подразумевается организация, которая собирает и подает данные о рекламе в Единый реестр интернет-рекламы. Она уполномочена и утверждена Роскомнадзором. Ознакомиться с полным списком ОРД можете . Компания уже зарегистрирована в разных ОРД, например, в “МедиаСкаут”. Советуем пабам пойти по нашим стопам — в первую очередь зарегистрироваться там. Кстати, ответственность за регистрацию и предоставление информации о креативах, размещенных на площадке, возлагается на рекламодателя.
Задача паблишеров — делать разаллокацию по актам (данные о том, какая реклама на какой платформе размещена) в выбранном ОРД. Так как работает с оператором рекламных данных “МедиаСкаут”, нашим паблишерам рекомендуем передавать информацию через них.
Что такое рекламный токен?
Токен представляет собой комбинацию букв и цифр, которая выдается программой ОРД. Он свидетельствует о том, что ваша реклама была зарегистрирована в ЕРИР. В ближайшем будущем, этот код позволит любому пользователю Интернета подать жалобу на рекламодателя в Роскомнадзор. В случае изменения креатива, нужно обратиться в ОРД и получить новый токен. Но это не распространяется на размеры креативов — их можно менять неограниченное количество раз, не запрашивая новый токен.
Подытожим базу. Этапы запуска рекламы по всем правилам:
Далее в течение одного месяца нужно передать оператору рекламных данных отчеты по рекламе.
Система штрафов за отсутствие маркировки интернет-рекламы
До 1 марта 2023 года Роскомнадзор установил тест-драйв системы. На текущий момент нет штрафов за нарушения и ошибки при маркировки интернет-рекламы. Дело в том, что сейчас происходит апробация закона, чтобы рынок успешно адаптироваться к изменениям. По словам Марии Смелянской, начальника Управления правового обеспечения, международного и общего взаимодействия Роскомнадзора, с 1 марта правила игры не поменяются. Но это не значит, что нужно халатно относиться к поправкам:
“Призываем с полной серьёзностью относиться к регулированию, которое содержится в ст. 18.1 закона "О рекламе". Роскомнадзор сообщает, что сейчас активно разрабатываются проекты КоАПа и составов административных правонарушений”.
Из последних новостей: за нарушение законодательства о рекламе в части исполнения требований о подаче сведений в ЕРИР РКН проектируется отдельная статья Кодекса об административных правонарушениях. Пока что текста статьи нет, законопроект не внесен на расстрометрение в Государственную Думу и не принят. Это значит, что беспокоиться не о чем — сейчас идет процесс апробации, как только появятся какие-нибудь новости, мы сообщим.
Что нужно делать паблишерам?
Чтобы все сделать “по уму” и не беспокоиться по поводу штрафов, паблишеры должны передать в ЕРИР через ОРД следующую информацию:
Повторимся: система пока не отлажена. Как сообщает юрист Павел Боткин: “Есть нюансы с получением данных у наших партнеров-рекламодателей об изначальных договорах и регистрацией креативов рекламодателями.“
Мы заинтересованы в том, чтобы рекламодатели регистрировали все креативы и передавали нам необходимую информацию, которая требуется для полного отчета в ЕРИР. На данной стадии мы ведем переговоры с нашими рекламодателями и пытаемся выработать конкретные решения.
Хорошая новость
В личном кабинете МедиаСкаут появился функционал, который позволяет отчитываться за наших паблишеров. Данные за декабрь будут загружены и поданы в ЕРИР в ближайшее время. Чтобы делать все вовремя, нам нужно, чтобы и паблишеры соблюдали сроки предоставления отчетности. Закрытие предыдущего месяца происходит ежемесячно до 10 числа месяца текущего.
Что касается передачи данных в части разаллокации по изначальным договорам, то мы обсуждаем с нашими партнерами как добиться исполнения закона в этой части.
Рекламный рынок сейчас находится в подвешенном состоянии, отлаживаются механизмы взаимодействия с Роскомнадзором, ФНС, ФАС и другими участниками цепочки. готов оказать юридическую поддержку паблишерам, которые столкнулись с запросами, требованиями или штрафами со стороны РКН или ФАС относительно исполнения закона о рекламе и передаче данных в ЕРИР. Формально УФАС может оштрафовать тех, кто обязан маркировать за отсутствие токена или пометка "реклама", но пока нам неизвестно ни об одном прецеденте.
Если появятся вопросы — пишите, мы на связи в любое время :)
Если вам нравится, как и о чем мы пишем – то будем благодарны за подписку на наш Telegram-канал Аукцион без молотка (так вы точно не пропустите новые статьи).