Всем привет, на связи Adlook!
Отслеживание пользователей с помощью сторонних куки-файлов вызывает проблемы с конфиденциальностью. По этой причине, компании отказываются от 3rd party cookies и разрабатывают собственные решения, более приватные и современные.
В первой части статьи мы расскажем о причинах отказа от привычных «печенек» и рассмотрим технологию Privacy Sandbox, которую предлагает Google. Во второй части статьи мы расскажем о Unified ID 2.0: платформе с открытым исходным кодом, замене cookies от The Trade Desk.
Давайте вспомним, что такое cookies и для чего они нужны
Начнём с того, что куки-файлы выполняют три ключевые функции: обеспечивают нормальную работу веб-сайтов, помогают с таргетированием рекламы и улучшают ваши рекомендации.
Когда вы впервые посещаете веб-сайт, он создает куки-файлы и сохраняет их на вашем компьютере. Внутри таких текстовых файлов содержится разнообразная информация, такая как, например, ваши логины и пароли, выбранный язык и даже добавленные в корзину товары на онлайн-маркетплейсе. Когда вы в следующий раз возвращаетесь на этот сайт, он читает ранее записанные куки-файлы и подстраивается под ваши интересы. Такой тип куки известен как первичные куки (first-party cookies).
Первичные куки — это «светлая сторона» куки-файлов Они созданы для комфортного серфинга в инете и читаются сайтом, страница которого открыта в данный момент.
Third-party cookies (сторонние куки) — это уже менее безобидная вещь. Представьте себе следующую ситуацию: вы ищете информацию о новом роботе-пылесосе от Xiaomi. Вскоре после этого момента вы начинаете видеть рекламу этой модели робота-пылесоса на веб-сайтах, которые на первый взгляд никак не связаны с бытовой техникой. И не только там: реклама начинает преследовать вас даже в социальных сетях, вроде Вконтакте. Почему так происходит?
Связано это с тем, что сторонние куки помогают собирать информацию о вас и формируют ваш пользовательский профиль на основе метаданных: геопозиции, пола, возраста, интересов и далее по списку. Эта информация используется для персонализации рекламы и улучшения рекомендаций в интернете.
Посмотреть, как выглядит ваш пользовательский профиль и какую информацию собирает о вас Google можно в центре управления рекламой от Google.
Персонализация — это, конечно, хорошо. Вы реже смотрите рекламу, которая вам не подходит, и получаете рекомендации на основе ваших интересов. Тогда почему же было принято решение отказаться от использования cookie?
Всё дело в конфиденциальности. Third-party cookies создаются не тем доменом, на котором находится пользователь. Ваши данные отправляют третьим лицам, и хорошо, если это компании, которые занимаются только рекламой.
Европейские законы о защите данных (GDPR) здесь не помогли. Юзеры не читают пользовательское соглашение и в большинстве случаев принимают cookies по умолчанию.
Важно отметить, что поскольку основная проблема касается сторонних файлов cookie, пока никто не планирует жестко регулировать первичные файлы cookie. Это означает, что веб-сайты могут продолжать использовать свои собственные куки в ближайшем будущем.
«Песочница конфиденциальности» — звучит интересно, но как это работает на самом деле?
Инициатива включает в себя несколько предложений и технологий, которые позволяют рекламодателям и паблишерам собирать информацию о пользователях с более высоким уровнем анонимности и без необходимости использования сторонних куки.
Одним из ключевых элементов Privacy Sandbox является технология FLoC (Federated Learning of Cohorts), которая группирует пользователей в «когорты» на основе их интересов, а не индивидуальных профилей. Таким образом, маркетологи могут настраивать рекламу на целые группы юзеров, без прямого отслеживания отдельных пользователей.
Для лучшего понимания можно сравнить «песочницу» с «печеньками»:
Privacy Sandbox также включает в себя другие инициативы, направленные на:
Обо всем этом можно подробнее узнать из статьи что такое Privacy Sandbox.
Основные задачи, которые должна решить инициатива Privacy Sandbox:
Давайте подробнее рассмотрим второй пункт. Юзеры привыкли видеть рекламу по интересам, и даже готовы делиться своими личными данными, лишь бы сохранить эту возможность. Представьте, что будет, если IT-специалисту, который живет в центре Москвы, будут показывать рекламу товаров для дачи, сада и огорода. Как это повлияет на пользовательский опыт, и сколько денег потеряет рекламная индустрия? Инициатива Privacy Sandbox стремится обеспечить баланс между конфиденциальностью данных и потребностью пользователей в персонализированной рекламе.
При использовании Privacy Sandbox также сохраняется возможность ретаргетинга рекламы. На эту тему есть статья в нашем блоге на vc: что такое ретаргетинг и как он работает.
В первом квартале 2024 года Google планирует отключить сторонние файлы cookie для 1% пользователей, использующих браузер Chrome. Это позволит протестировать Privacy Sandbox на предмет трафика без файлов cookie в первой половине 2024 года.
Во второй половине 2024 года, Google начнет постепенное прекращение поддержки файлов cookie с намерением в конечном итоге отключить их для 100% трафика Chrome. Однако конкретные даты полного прекращения использования файлов cookie в Google не называют.
Следить за актуальными сроками и этапами отказа от сторонних cookie можно на сайте Privacy Sandbox. На этом сайте можно узнать актуальную информацию об использовании куки в других браузерах.
Отказ от использования куки — это хорошая новость для обычных пользователей. Теперь юзеры могут быть уверены, что их личные данные не будут переданы третьим лицам с целью совершения вредоносных действий. Серфинг в интернете становится более безопасным и приватным.
Паблишерам придется адаптироваться к cookieless миру. Это означает, что им нужно искать новые способы взаимодействия с пользователями и создавать контент, который будет точно соответствовать интересам целевой аудитории. Есть и хорошие новости: больше не придется беспокоиться о вопросах, связанных с безопасностью использования cookies (по крайней мере нам так обещает Google).
Рекламодателям также потребуется найти новые методы таргетирования рекламы, так как они больше не могут полагаться на традиционные Third-party cookies. Как ни крути, придется адаптироваться к изменениям на рынке. Однако рекламную индустрию двигают большие деньги, и новые решения есть уже сейчас, осталось научиться их использовать.
Согласно статистике интернет-сервиса StatCounter на ноябрь 2023 года, Google Chrome занимает 63,1% рынка браузеров по всему миру. В России данный показатель немного ниже и составляет 50,18%. В сравнении, доля Яндекс.Браузера всего 21%.
Так как браузер Chrome используют более половины пользователей интернета в России, нужно быть готовым к отказу от куки. Читайте блог adlook, в котором мы будем публиковать актуальные статьи на тему отказа браузеров от куки, а также расскажем о том, как подготовиться к переходу на новые технологии, такие как Privacy Sandbox и Unified ID 2.0.
Читайте продолжение статьи, где мы расскажем о Unified ID 2.0: платформе с открытым исходным кодом, замене cookies от The Trade Desk.
Это был Adlook! На связи :)