Баннерная слепота: почему люди не замечают рекламу и как с этим бороться

2024-03-22 10:38:11 Время чтения 16 мин 2627

Всем привет, это Adlook!

Невосприимчивость к рекламе на сайтах становится всё более серьезной проблемой: рекламодатели получают меньше кликов и лидов, а веб-издатели продают показы по более низкой стоимости. Но как преодолеть явление баннерной слепоты и снова привлечь внимание аудитории? Давайте попробуем разобраться в этой статье, поехали!

Коротко о том, что такое баннерная слепота

Термин «баннерная слепота» появился в 1998 году в результате исследования, которое показало, что пользователи часто не замечают информацию, представленную в виде баннеров. 

В эксперименте участвовали несколько испытуемых, каждому из которых нужно было выполнить несколько простых заданий. Одним из заданий было найти адрес электронной почты для отелей «Neemrana Hotels». Информация с адресом открывалась по клику на баннер красного цвета, который визуально выделялся среди остальных элементов на странице. Казалось бы, чем больше и ярче предмет, тем выше шанс, что пользователь обратит на него внимание (рекомендации по веб-дизайну Ameritech от 1996 года). Однако в 42% случаев испытуемые не обратили внимание на ссылку, расположенную в рамке, и не нажали на неё. Баннеры не только не бросались в глаза пользователям и не привлекали внимание, их часто попросту игнорировали. При этом не было существенной разницы, была ли ссылка в рамке рекламной или нет. 

Полное исследование читайте по ссылке.

Способность человеческого мозга не замечать или игнорировать объявления в виде баннеров — это и есть баннерная слепота. С определением понятно, но по каким причинам пользователи перестали обращать внимание на баннеры?

Причины появления баннерной слепоты

Баннерная слепота возникает по нескольким причинам:

Избыток рекламы. В погоне за прибылью веб-издатели перегружают свои сайты рекламой. Баннеры, внутренние ссылки и, в том числе, нативные интеграции мешают просмотру основного контента. Пользователям попросту надоело видеть множество объявлений. Они начали воспринимать рекламу как ненужную информацию. Для них мигающие баннеры — это просто информационный шум. В связи с этим люди научились легко отличать рекламу от полезного контента, для просмотра которого они пришли на сайт.

Для сравнения, так выглядит сайт, перегруженный рекламой
А это страница того же сайта, но с включенным Adblock

Стандартизация. Баннеры часто расположены в одних и тех же местах на странице (чаще всего справа сверху) и имеют стандартные размеры. Их легко отличить от остального контента на сайте, а поэтому — намного проще игнорировать.

Нерелевантная реклама. Пользователи слишком часто получали рекламу, которая была им неинтересна. В связи с этим у них выработалась ассоциация «баннеры — это навязчивый и ненужный контент, который нужно избегать».

Траектория взгляда. Пользователи просматривают страницу по определенной траектории, которая зависит от положения и распределения элементов на странице. Если рекламные баннеры расположены в тех местах, на которых не останавливается взгляд пользователя, то он их попросту не видит. Среди основных траекторий можно выделить:

  1. Паттерн F: В этом случае пользователи сканируют верхнюю часть страницы горизонтально, затем спускаются ниже и сканируют следующий горизонтальный блок. Это создает форму буквы «F» на экране.
  1. Диаграмма Гутенберга. Пользователи визуально делят экран на 4 области и перемещают свой взгляд между ними. Левая верхняя зона — это область, куда пользователи смотрят практически всегда. Правая верхняя зона — также приоритетная область для просмотра, куда взгляд пользователя смещается по горизонтали. Нижняя левая зона — область, на которую в большинстве случаев не обращают внимание. Нижняя правая зона — область принятия решения, например, для совершения целевого действия, регистрации, покупки и т.д.
  1. Паттерн Z: Здесь пользователи сначала просматривают верхнюю часть страницы горизонтально, затем спускаются ниже по диагонали, а после опять переходят на следующую горизонтальную линию, образуя форму буквы «Z».
  1. Просмотр пятнами: В этом случае взгляд пользователя перемещается по странице в определенных «пятнах» — областях с высокой концентрацией важной информации, такой как заголовки, изображения или ссылки.
  1. Статичный просмотр с телефона: При просмотре на мобильных устройствах пользователи фокусируют взгляд на одной области экрана, прокручивая контент вверх и вниз.

Итак, пользователи становятся более избирательными и требовательными к рекламе на сайте. Баннерная слепота — их защитный механизм, который помогает отсеивать ненужную информацию и не перегружать мозг. Давайте разбираться, как пробить баннерную слепоту и увеличить конверсию объявлений.

Как бороться с баннерной слепотой

Вот несколько советов, как сделать баннеры более заметными на странице и увеличить их кликабельность (CTR).

Располагайте баннеры там, где их проще всего увидеть

Подумайте, как именно пользователи просматривают ваш сайт и определитесь с паттерном. Выбор паттерна зависит от дизайна сайта, структуры контента и целей рекламной кампании.

Например, если большую часть страницы занимает текст, то посетитель сайта просмотрит страницу в соответствии с F-паттерном. А значит, необходимо расположить рекламные блоки в левой и верхней части страницы, а также в начале каждого блока контента. Это особенно актуально для новостных платформ и блогов.

Пример: баннеры расположены вертикально слева и горизонтально в тексте, паттерн напоминает букву "F"

Z-паттерн эффективен для страниц с небольшим количеством текста, но с ярко выделенными ключевыми элементами. Например, это может быть страница с фотогалереей или каталогом товаров. В этом случае баннеры лучше всего размещать вверху страницы и в конце блока контента.

Пример расположения рекламных блоков на сайте Ozon

Пользователи просматривают страницу «пятнами», если они ищут конкретную информацию на сайте, будь то ссылка, адрес, цена, характеристики товара или услуги. В данном случае баннеры следует размещать в местах, которые пользователи чаще всего сканируют, например, рядом с изображениями или заголовками товаров. Паттерн в частности применим на сайтах с объявлениями о недвижимости, интернет-магазинах и онлайн-каталогах библиотек, а также на сайтах с портфолио и кейсами.

Позаботьтесь о том, чтобы реклама не мешала пользователям

Поставьте пользовательский опыт в приоритет, даже если ваша единственная цель — заработать деньги на показах рекламы. 

  1. Размещайте объявления таким образом, чтобы они были органично интегрированы в дизайн сайта. 
  2. Убедитесь, что рекламные блоки не занимают слишком много места на странице и не мешают просмотру основного контента. 
  3. Используйте сдержанные и ненавязчивые форматы, которые легко воспринимаются пользователем и не вызывают желания уйти со страницы. 

Помните, что цель рекламы — привлечь внимание и убедить пользователя купить продукт или услугу, но при этом реклама не должна нарушать пользовательский опыт или создавать негативные ассоциации с вашим сайтом.

Показывайте рекламу, которая интересна посетителям вашего сайта

Ранее технологии не позволяли настроить показы для конкретных групп пользователей. При этом люди видели рекламу, которая не соответствовала их потребностям: айтишники получали рекламу садовых инструментов, а пенсионеры — рекламу смартфонов и компьютерных игр. С появлением таргетинга отношение к интернет-рекламе изменилось. И хоть персонализированная реклама вызывает вопросы, связанные с конфиденциальностью, большинство пользователей всё же воспринимают её положительно.

Самый надежный вариант в данном случае — начать сотрудничество с рекламной сетью. Рекламные сети используют технологии программатик, которые позволяют подбирать рекламу под каждого посетителя сайта в реальном времени. Таким образом, веб-издателю не нужно самому искать рекламодателей, настраивать показы и отслеживать статистику — всё это происходит автоматически.

Читайте подробную статью о том, как работает программатик реклама на сайте Adlook. Мы объяснили, что такое программатик, как рекламные сети выбирают креатив для показа пользователям, и почему автоматизированная закупка рекламы лучше традиционных методов. Переходите, будет интересно!

Видеореклама — лучшая альтернатива баннерам

На дворе 2024 год, по всему миру распространены 4G и 5G сети со скоростью загрузки до 20 Гбит/с. В смартфонах и ПК стоит современное железо, благодаря чему устройства работают без лагов и задержек в браузерах. Это означает, что теперь веб-страницы загружаются практически мгновенно, и можно заменить надоевшие всем баннеры на более привлекательные форматы — IBV и Fly-Roll.

Почему именно IBV и Fly-Roll?

Всё просто: именно эти форматы приносят наибольший доход нашим партнерам — а среди них более 1300 сайтов, согласно данным StatOnline. Вот, например, скриншот из личного кабинета со статистикой выплат, которым поделился один из наших паблишеров:

Доход паблишера, который юзает Fly-Roll и IBV от Adlook

Преимущества Fly-Roll

Fly-Roll — любимый формат рекламодателей и веб-издателей, который приносит наибольшую прибыль и имеет самый высокий показатель кликабельности (CTR) и досматриваемости (VTR). Это видеореклама, которая фиксируется в нижней части страницы и движется вместе со скроллом страницы. 

Пример того, как выглядит Fly-Roll

Формат корректно отображается на любых устройствах и экранах, будь то десктоп, смартфон, планшет или Smart TV. Объявление можно закрыть нажав на крестик, который появляется либо сразу, либо после проигрывания креатива (обычно через 5-30 секунд). 

А ещё Fly-Roll очень просто настроить. Например, вы можете изменить размер или расположение плеера на странице. Для этого достаточно изменить всего несколько параметров в коде (занимает всего 1-2 минуты времени).

Преимущества IBV

IBV, или In-Banner Video — это видеореклама в статичном дисплейном формате. По сути, это те же баннеры, но вместо изображений или гифок в них встроены видеокреативы, которые проигрываются внутри плеера. IBV объединяет в себе привлекательность видеорекламы и широкий охват баннеров, благодаря чему формат приносит больший доход и имеет более высокие показатели кликабельности (CTR).

Плеер Adlook делает рекламу еще эффективнее:

  1. На замедляет загрузку сайта;
  2. Запускается без черных окон;
  3. Не пугает пользователя внезапным громким звуком;
  4. Поддерживает instream и outstream форматы;
  5. Позволяет добавить несколько объявлений на страницу.
Демонстрацию работы различных форматов можно увидеть на странице «Технологии»

Основные выводы

Баннерная слепота — это способность человека не замечать или игнорировать рекламные или нерекламные объявления, представленные в виде баннеров. Баннерная слепота возникает из-за избытка рекламы на веб-сайтах, негативного опыта получения ненужных пользователю объявлений, а также из-за стандартного расположения рекламных блоков и их схожести.Баннерная слепота возникает из-за избытка рекламы на веб-сайтах, негативного опыта получения ненужных пользователю объявлений, а также из-за стандартного расположения рекламных блоков и их схожести.

Баннерную слепоту можно пробить, если:

  1. Располагать баннеры с учётом траектории взгляда просмотра страницы пользователем (F, Z, диаграмма Гутенберга просмотр «пятнами», статичный просмотр с телефона);
  2. Показывать таргетированную рекламу, учитывающую интересы и предпочтения конкретного пользователя;
  3. Размещать объявления так, чтобы они были органично интегрированы в дизайн сайта;
  4. Следить за частотой показа рекламы и избегать ее избыточного размещения на страницах веб-сайта;
  5. Использовать креативные и оригинальные рекламные подходы, которые выделяются среди обычных баннеров.

Видеореклама — более прибыльная и кликабельная альтернатива баннерке. Рекомендуем обратить внимание на форматы Fly-Roll и IBV. Чтобы протестить — пишите в наш круглосуточный саппорт @adlook в telegram.

Больше полезной информации в нашем блоге. Переходите, читайте, будет интересно и познавательно!

Это был adlook, на связи!