Рынок легковых автомобилей в России с 2017 года вырос на 3,3%: в 2021 году парк легковых автомобилей составил 46,3 млн единиц. По данным МВД России и расчетам Центра экономики рынков по состоянию на 1 января 2022 года парк легковых автомобилей на территории Российской Федерации составил 46,3 млн единиц. За период наблюдения (2017-2021 годы) парк легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан, вырос на 3,3%: с 44,8 млн единиц в 2017 году. Среднегодовая динамика автомобильного рынка России (CAGR 2017-2021) составила +0,8% (рисунок ниже).
Наибольшее количество легковых автомобилей по итогам 2021 года зарегистрировано в Центральном ФО (12,6 млн шт.), которому принадлежит 27,3% от всего парка. Вторую позицию в рейтинге занимает Приволжский ФО, на долю которого приходится каждый пятый автомобиль (9,4 млн шт.). Доля автомобилей в 11,3%, состоящих на учете в ГИБДД, числится в Южном федеральном округе (5,2 млн шт.), еще 10,9% — в Сибирском федеральном округе (5,06 млн шт.).
Фундаментальным драйвером долгосрочного роста российского рынка является относительно меньшая плотность парка по сравнению с западными странами. На 1 января 2022 года на каждую тысячу россиян приходится 318 легковых машин, зарегистрированных в нашей стране.
Не смотря на то, что за период наблюдения обеспеченность граждан России легковыми автомобилями выросла на 4,3%: с 305 автомобилей на тысячу человек в 2017 году, а среднегодовая динамика показателя (CAGR 2017-2021) составила +1,1% (рисунок ниже), показатель обеспеченности легковыми автомобилями населения существенно отстает от показателей развитых стран. В Европе аналогичный показатель составляет 660 шт. Лидером является США с показателем в 777 шт. на 1000 человек.
Сдерживающими факторами спроса являются индексация утилизационного сбора, макроэкономические риски, такие как санкции, девальвации рубля, снижение государственной поддержки спроса и развитие шэринговой экономики. Так, проникновение услуг мобильности и совместного использования автомобилей увеличивает их утилизацию и ограничивает потребность в наращивании парка.
Если рассматривать показатель обеспеченности жителей легковыми авто в разбивке по федеральным округам, то лидирует Уральский ФО – 364 автомобиля на тыс. чел. и Приволжский ФО – 327 автомобиля на тыс. чел. Среди регионов самый высокий уровень автомобилизации наблюдается на Камчатке (514 автомобилей на тысячу человек), в Приморской крае (452 автомобиля на тыс. чел.).
Всего в 2021 году объем продаж новых автомобилей в России составил 1,6 млн шт., что больше показателя 2017 года на 5,1% и больше показателя 2020 года на 12,4%. Наибольшее количество реализованных на российском рынке автомобилей наблюдалось в 2018 году (1,8 млн шт.) и в 2019 году (1,7 млн шт.). Во время пандемии продажи новых автомобилей существенно снизились (на 16%), но в 2021 году рынок восстановил «потерянные» 10% от уровня 2019 года. CAGR за период с 2017 по 2021 годы составил +1,3% (рисунок ниже).
В структуре рынка новых легковых автомобилей лидируют продажи автомобилей отечественного производства – в 2021 году на долю произведенных на территории России авто приходилось 76,2% в структуре авторынка (с учетом экспорта). За период с 2017 году доля отечественных транспортных средств в структуре авторынка снизилась на 3,2 процентных пункта — в первую очередь за счет роста импортируемых автомобилей.
На отечественные марки в продажах легковых авто в стране приходится около четверти парка легковых автомобилей, безоговорочным лидером среди которых является LADA.
В 2021 году в России было произведено 1,4 млн легковых автомобилей. За период наблюдения показатель увеличился всего на 0,9% (с 1,35 млн шт. в 2017 году). В 2020 году объемы производства отечественных авто сократились на 17,3%, но в 2021 году рынок восстановил потерянные во время пандемии 8,4%. Среднегодовая динамика производства (CAGR 2017-2021) составила +0,2%.
Объемы импорта автомобилей в России в 2021 году достигали 339,1 тыс. шт. За период с 2017 года количество ввезенных в страну иномарок выросло более чем на четверть (26,7%). Во время пандемии объемы ввоза авто снижались на 19,6% относительно 2019 года. Но уже в 2021 году рынок с уверенностью восстановил и даже превысил показатели 2020 пандемийного года. Среднегодовая динамика импорта (CAGR 2017-2021) иномарок в Россию составляла +6,1%.
Объемы экспорта легковых автомобилей из России в другие страны достаточно незначительные (5% рынка новых авто), но экспорт отечественных автомобилей также растет (среднегодовой прирост экспорта за 2017-2021 году составил +1.3%).