По итогам первого полугодия 2021 года выручка группы компаний «ЛитРес», в которую входят сервисы ЛитРес, MyBook, Livelib, ЛитРес: Самиздат, ЛитРес: Чтец и ЛитРес: Библиотека, выросла на 27%, в сравнении с аналогичным периодом 2020 года. Самый высокий рост показали подписные сервисы: выручка книжного сервиса по подписке MyBook за полгода увеличилась более чем на 48%, а количество активных пользователей ЛитРес: Абонемент превысило 215 000 человек. Категория независимой литературы также активно росла: продажи книг, опубликованных на издательской платформе ЛитРес: Самиздат, увеличились более чем на 33%, а доля выручки от продажи книг ЛитРес: Самиздат от общего количества книг, проданных в сервисе ЛитРес на сайте и в приложениях, составила более 21%. В книжном сервисе ЛитРес самый высокий рост показали аудиокниги — более 50%.
«В первом полугодии 2021 года, несмотря на сохраняющуюся непростую экономическую и эпидемиологическую обстановку, группа компаний «ЛитРес» показала хорошие темпы роста. На ее долю сейчас приходится около 70% рынка цифровых книг в России. Наиболее активно развиваются и являются драйверами роста категория самиздата, подписные форматы (MyBook и Абонемент), а также аудиосегмент — аудиокниги и подкасты, которые вовлекают в потребление книжного контента нечитающую аудиторию, предлагая ей альтернативу прослушиванию музыки или просмотру видео. Сейчас темпы их роста в несколько раз превышают темпы роста электронных книг», — комментирует Сергей Анурьев, генеральный директор группы компаний «ЛитРес». — «В следующем полугодии мы планируем продолжать развивать и консолидировать рынок цифровых книг, вовлекать в потребление книжного контента все новую и новую аудиторию, улучшать пользовательский опыт и удобство сервисов, активно продвигать их с помощью федеральных рекламных кампаний и, конечно, предлагать нашим пользователям эксклюзивные проекты —аудиосериалы, громкие книжные премьеры и околокнижный контент: подкасты, медитации, статьи».
Аудиокниги вырываются вперед
Сегмент аудиокниг растет наиболее стремительно, так как все больше пользователей обнаруживают себя в наиболее удобных для прослушивания произведений ситуациях потребления. Аудиокниги позволяют проводить время интересно, с пользой и легко интегрировать литературу в повседневную жизнь: слушать их можно в любом месте и даже во время занятия другими делами — уборки, спорта, прогулки с ребенком, в путешествии, а также в моменты рутины — в очереди или в автомобильной пробке. По данным Ipsos, 75% слушателей аудиокниг считают, что это хороший способ занять ребенка. Кроме того, бурный рост сегмента аудиокниг связан с активным фокусом на продвижение этого формата и развитием ассортимента на русском языке.
По итогам первого полугодия 2021 года доля аудиокниг в выручке сервиса ЛитРес составила 34%, тогда как за аналогичный промежуток времени 2020 года она была около 27%. В целом рост выручки от продажи аудиокниг в первом полугодии 2021 года в сервисе ЛитРес составил более 50%. Всего было продано более 2,8 млн экземпляров аудиокниг, а в топ-10 самых популярных цифровых книг за первое полугодие 2021 года вошло сразу три произведения в аудиоформате — «Подсознание может всё!» Джона Кехо, «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона и «Радикальное Прощение. Духовная технология для исцеления взаимоотношений, избавления от гнева и чувства вины, нахождения взаимопонимания в любой ситуации» Колина Типпинга.
Абонемент — новый драйвер рынка цифровых книг
Летом 2020 года сервис ЛитРес представил на российском книжном рынке новый продукт — абонемент на электронные и аудиокниги. За 299 рублей в месяц пользователь получает любую электронную или аудиокнигу стоимостью до 600 рублей из каталога, включая бестселлеры и новинки, а также два произведения из специальной подборки. Сейчас доступны абонементы на 1, 3, 6 и 12 месяцев.
Такой формат оказался своевременным и востребованным: в первом полугодии 2021 года на ЛитРес: Абонемент пришлось более 13% выручки сервиса ЛитРес. С момента запуска количество активных пользователей ЛитРес: Абонемента превысило 215 000 человек. Спустя год 30% читателей, которые приобрели абонемент в июле 2020 года, продолжаются оставаться постоянными пользователями этого формата. Ежедневно совершаются более 1 600 покупок новых абонементов. 30% новых пользователей сервиса ЛитРес выбирают именно этот формат покупки. Также пользователи ЛитРес: Абонемента покупают на 39% больше книг поштучно.
Сервисы по подписке усиливают свое влияние
Рост продаж сервиса по подписке MyBook по итогам первого полугодия 2021 года составил более 48% по сравнению c аналогичным периодом прошлого года. При этом количество пользователей, оформивших себе премиум-подписку, в которую помимо электронных входят также аудиокниги, увеличилось на 51%. По прогнозам, во втором полугодии 2021 года темпы роста MyBook сохранятся. В целом рост популярности сервиса по подписке связан с изменением привычек потребителей, включая сегмент аудиокниг. В первом полугодии 2021 года произведения в аудиоформате в MyBook слушали на 85% больше подписчиков сервиса, если сравнивать с аналогичным периодом в прошлом.
Взрывной рост сегмента самиздата
Независимая литература продолжает оставаться одним из драйверов книжного рынка: продажи книг авторов ЛитРес: Самиздат составляют 21% в выручке сервиса ЛитРес по итогам первого полугодия 2021 года. А в целом выручка издательской платформы выросла на 27% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Количество опубликованных произведений за полгода также увеличилось на 33%, а количество новых авторов в сервисе — на 24%.
Популярность платформ для самопубликации авторов, прежде всего, можно объяснить тем, что они дают пользователям возможность познакомиться с уникальными книгами, которых нет на других площадках, и предлагают произведения большого числа независимых авторов во множестве жанров. Такой формат интересен во многом еще и потому, что дистанция между автором и читателем минимальная: автор пишет книгу и публикует ее прямо в процессе, обсуждая написанное с читателями.
ЛитРес: Чтец, где каждый может озвучивать книги и получать за это процент от последующих продаж, — на данный момент крупнейший на рынке краудсорсинговый проект подобного плана. В первом полугодии 2021 года количество регистраций в сервисе составило более 18 000, что на 70% больше, чем за аналогичный период в прошлом году. А его участники озвучили около 36% всех аудиокниг, представленных на российском рынке.
Рост продаж на международных рынках
На данный момент все сервисы ГК «ЛитРес» представлены в России и странах СНГ, а приложение ЛитРес можно скачать и использовать более чем в 200 странах. Доля выручки на зарубежных рынках в сервисе ЛитРес за первое полугодие 2021 года составила около 20%. Основные продажи приходятся на Германию, США, Беларусь, Казахстан и Израиль.
Сейчас приоритетные страны для развития — страны Балтии и Финляндия. Также кроме Эстонии с помощью Eesti Digiraamatute Keskus OÜ ГК «ЛитРес» планирует выйти на рынок Латвии, Литвы и Финляндии. Рассматривается и выход в некоторые другие страны Европы. Большой потенциал в развитии на зарубежных рынках у подписной модели, а также у ЛитРес: Самиздат.
Сотрудничество с библиотеками
Проект ЛитРес: Библиотека, с помощью которого государственные публичные библиотеки могут выдавать своим посетителям электронные и аудиокниги, по итогам первого полугодия 2021 года выдал более 1,4 млн книг, что на 22% больше в сравнении с первым полугодием 2020 года. Выручка проекта выросла более чем на 21%.