Исследование проводилось на базе мобильных приложений крупнейших банков России — популярных площадок для ведения малого и среднего бизнеса:
Исследование проходило в три этапа.
Первый этап — это экспертный обзор. Исследователи и дизайнеры интерфейсов определяли эффективность функционала и выдвигали гипотезы, как влияют решения на пользовательский опыт.
Второй этап — юзабилити-тестирование. Респонденты — ИП, генеральные директора, бухгалтеры — проходят путь пользователя и оценивают свой опыт.
Заключительный этап — подведение итогов. Здесь на основе полученных данных мы интерпретируем результаты и выводим тройку банков, которые показывают лучшие банковские решения среди ходовых сценариев пользователей. В итоге составляем рейтинг лучших из них.
В экспертной оценке участвовали дизайн-лиды, арт-директоры, UI/UX-дизайнеры и копирайтеры с актуальным опытом проектирования финтех-продуктов. А с респондентами работали исследователи пользовательского опыта. Использовали SUM — метрику для оценки юзабилити интерфейса. С ее помощью оценивали эффективность основных сценариев. Ошибки и время прохождения мы засчитывали как дополнительные показатели, влияющие на основную метрику. Общие значения дали нам объективные данные — насколько комфортно работать с банком, как быстро выполняются действия и какие есть недочеты на пути пользователя.
Для экспертного обзора мы разработали уникальную методологию оценки продуктов. В ее проектировании частично основывались на эвристиках Нильсена.
В исследовании отмечали:
В исследовании обращали внимание на ряд daily-сценариев — максимально популярных и ходовых. Кроме того, рассматривали последние тренды в банкинге — мультибанкинг и кастомизацию рабочего пространства. Среди сценариев под экспертную и пользовательскую оценку попали в том числе экраны авторизации, счетов, маркетплейса, документов и раздела помощи. Каждый сценарий мог получить один из трех типов комментариев:
Для представителей сегмента МСБ работа с платежными поручениями — один из самых часто используемых сценариев в приложении. В исследовании проанализировали, насколько удобные решения предоставляют банки. Максимально оценивали самый простой флоу, где каждое действие интуитивно понятно пользователю. Критерии качественной реализации сценария платежных поручений:
По итогу самая эффективная реализация — у Точки, ПСБ и Т-Банка.
Общую реализацию витрины и процессы оформления продуктов оценивали с точки зрения пользователей и банка. Для пользователей критериями комфортной реализации стали:
Точка и Альфа-Банк выделяются наиболее удобными витринами продуктов. Процессы оформления продукта хороши у Точки, Т-Банка и ПСБ. А наиболее наглядное отслеживание статуса заявления предоставляет ВТБ и Т-Банк.
В ходе исследования мы обращали внимание на тренды: насколько банки им следуют или даже опережают. В итоге выявили, что, в частности, тренд на персонализацию так или иначе встречается у каждого банка нашего исследования. В интерфейсе ведущих приложений есть возможность персонализации виджетов: пользователь может сам выбрать, какие именно функции нужны ему на главном экране. Критерии хорошей реализации возможностей по персонализации:
ВТБ и Точка предоставляют самые широкие возможности персонализации на текущий момент.
В ходе исследования разных сценариев выявляли и необычные подходы к привычным экранам и сценариям. Так, у банка ВТБ есть функционал в формате виджета «Важное на сегодня», который расположен на главной странице. В мобильном приложении пользователь может сам настраивать виджеты, менять отображение экрана счета, выносить частый функционал в быстрые действия и получать индивидуальную информацию в виджете «Важное на сегодня». Это абсолютно уникальный случай на рынке и крайне удобное решение, которое позволяет пользователю в одном месте видеть все обновления, связанные с его бизнесом.
В итоге три призовых места распределились следующим образом:
Эти банки показали лучший результат по сумме критериев и могут считаться примерами современного интерфейса для ведения бизнеса.