С 1 сентября 2022 года в силу вступили поправки к закону «О рекламе», согласно которым всю рекламу в Интернете на территории РФ нужно маркировать, а о цепочке размещения материалов отчитываться в Роскомнадзор. При этом маркировке и учету не будет подвергаться социальная реклама, email-рассылки и push-уведомления по существующим клиентам, а также реклама в радио- и телеэфирах. Расскажу важное в статье о том, что изменилось и как продолжать продвигать товар и услуги в новых условиях.
С 1 сентября на баннерах, объявлениях и других рекламных материалах в интернете должна быть поставлена пометка «реклама». Перед запуском рекламодателю, рекламному агентству или рекламораспространителю нужно зарегистрировать в ОРД (Оператор рекламных данных) изображение, чтобы получить уникальный идентификатор в виде токена. Его потребуется добавить в ссылку, по которой покупатели будут переходить на ваш сайт. После завершения кампании необходимо составить отчет по актам от всех участников цепочки размещения рекламы, и ОРД направляет всю информацию в ЕРИР (РКН) – Единый реестр интернет-рекламы. Об ОРД подробнее расскажем в середине статьи.
Новый закон нужен для описания всего пути рекламы от заказчика до публикации. Все данные будут находиться в ЕРИР, а доступ к информации из реестра получат участники рекламной цепочки, ФАС, налоговая и Роскомнадзор. Ответственности за несоблюдение требований передачи отчетности по интернет-рекламе пока не предусмотрено. Такая ситуация будет сохраняться до марта 2023 года
Важно помнить, что несмотря на временное отсутствие наказания, в будущем оно будет установлено. Штрафы могут составить:
· Для предпринимателей и руководителей компаний – от 4000 руб. до 20 000 руб.;
· Для малых предприятий – от 50 000 руб до 250 0000 руб.;
· Для среднего и крупного бизнеса – от 100 000 руб. до 500 000 руб.
Звучит это сложнее, чем есть на самом деле. Давайте разберемся на примере Яндекс Директ. Для запуска кампании, например, ИП нужно зарегистрироваться в личном кабинете Яндекс Директа и указать свой ИНН, ФИО и ОГРНИП. Далее необходимо создать само рекламное объявление и отправить его на модерацию. После этого сам Яндекс проверит материалы и отправит всю информацию в ОРД, а тот – предоставит токен и зарегистрирует рекламу в ЕРИР. В конце Яндекс поставит пометку «Реклама» и запустит кампанию.
После открутки материалов в ОРД нужно отправить отчет о ее показах. В нем необходимо указать все данные о расходах, договорах, актах, сроках проведения, статистике показов объявлений. Это может сделать любой из участников цепочки.
Поправки закона касаются рекламодателей, рекламораспространителей и посредников. Таким образом, новые правила распространяются на всех участников рекламного процесса: самозанятых, физических и юридических лиц, рекламные системы (ОРС), блогеров, рекламные агентства, которые запускают рекламу в разных системах, и так далее.
Например, агентства и другие подрядчики, которые занимаются распространением объявлений, должны собирать и передавать данные о рекламодателе и материалах ОРД. Для этого нужно заключить с клиентами дополнительное соглашение, по которому они берут на себя обязательство передавать данные за рекламодателя. Если этого не сделать, то о рекламе будет отчитываться и сам рекламодатель, и посредник.
С 1 сентября 2022 года маркировать приходится все, что относится к интернет-рекламе. Это касается всех материалов в сервисах Яндекса, например, Яндекс Директ, таргетированной рекламы в VK, у блогеров, рекламных SEO-ссылок, рекламы в Telegram Ads и прочего.
Кстати, на Авито продвижение объявлений маркировать не придется. А вот медийную рекламу и РСЯ – необходимо.
ОРД – это компания, владеющая специально разработанным программным обеспечением и уполномоченная собирать информацию от участников рынка и передавать ее в ЕРИР. На сегодняшний момент Роскомнадзор официально утвердил 7 ОРД. В список вошли:
· «Лаборатория разработки» (Сбер);
· «Яндекс Оператор Рекламных Данных» (Яндекс);
· «ВК Рекламные Технологии» (VK);
· «ОЗОН ОРД» (Озон);
· «МедиаСкаут» (МТС);
· «Первый ОРД» (Вымпелком);
· «ОРД-А» (Амбердата).
Теперь крупные ОРС (операторы рекламной системы, например, Яндекс Директ, myTarget или VK) будут регистрировать креативы и выдавать токены автоматически.
Кстати, получить статус ОРД может любое российское юрлицо, размер уставного капитала которого составляет не менее 200 млн рублей, а также имеется необходимое для учета рекламы ПО и готовность участников рынка с совокупным годовым объемом услуг 2,5 млрд рублей заключить с ним договор.
Передаваемая в уполномоченные органы информация будет собираться, обрабатываться и храниться. В перечень данных о рекламодателе входят:
· Наименование и организационно-правовая форма;
· Идентификационный номер налогоплательщика;
· Основной государственный регистрационный номер;
· Место нахождения и адрес юридического лица (для ИП и физлиц)
· ФИО и должность человека, который имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица;
· Информация о лице, заключившем договор с рекламораспространителем;
· Сведения о выявленных несоответствиях в предоставленной рекламодателем ОРД информации о рекламе;
· Факты нарушения требований к распространению рекламы и прочее.
Кроме того, в отчете должна содержаться информация о каждом участнике этой цепочки, а также данные о продукте, типе и форме рекламы, целевых аудиториях, ценах, параметрах коммерческой тайны и так далее.
В настоящий момент действие закона проходит в ознакомительном режиме. Компании учитывают новые требования и привыкают к их соблюдению, изучают схемы работы и цепочки взаимодействия. Запас времени дает участникам рынка возможность привыкнуть к новым условиям.