В ZAPAL обратилось молодое SMM-агентство на полный цикл брендинга. Задач было много: аналитика рынка, разработка позиционирования и названия, создание фирменного стиля. В итоге получился дерзкий бренд, дизайн которого сочетает темы Японии и авиации.
Главной вопрос аналитики: «Чем агентство отличается от фрилансера в глазах клиента. Как перейти из одного состояния в другое?»
Аналитика была важна ещё по одной причине. Рынок SMM-агентств насчитывает более 1000 представителей. Большинство закрываются ещё в первый год работы, поэтому запускать агентство вслепую было бы ошибкой.
Мы провели 20 глубинных интервью и дополнительно кабинетный ресёрч. Бо́льшая часть опрошенных были представителями среднего бизнеса (маркетологи и директора). Вот что мы выяснили.
В восприятии клиента фрилансер и агентство имеют следующие отличия:
Фрилансер
Агентство
Мы выяснили, что для клиента важно не только наличие агентства кейсов, но и их содержание:
Для агентства важен внешний контур: качество производимого контента, его наличие, присутствие в медиа. Если эти аспекты страдают, доверие к агентству падает.
Перед поиском позиционирования и названия надо было понять настроение команды. Делали мы это через поиск ключевых ассоциаций с брендом. Вот что нашлось:
Ассоциативные слова стали стеной, от которой мы оттолкнулись на креативной сессии. А уже дальше, с помощью различных методик, начали искать название. Вот что получилось.
JETS — реактивные истребители. Быстрые и решительные как команда агентства.
Приставка REAL в названии отражает позицию компании и является лёгкой сатирой на долю конкурентного рынка, которая подменяет реальный результат громкими словами.
Оттолкнулись от названия и характера бренда и передали стиль в хлёстком дизайне: чёткие линии, крупная геометрия и никаких мягких шрифтов.
Ключевой идентификатор стиля — лопасти турбины самолета. Их быстрое вращение создаёт визуальные эффекты инверсии и двойственности: как движущееся жалюзи одновременно скрывают и показывают нам реальность за окном. Наблюдая за работающим двигателем, мы испытываем ощущение силы и энергии, которая сметёт всё на своём пути.Клиента вдохновляла японская тематика, и мы решили взять её за основу стиля. Идея вязалась с брендом, так как Япония — страна, которая опережает время, олицетворяя эффективность и надёжность технологий.
Клиента вдохновляла японская тематика, и мы решили взять её за основу стиля. Идея вязалась с брендом, так как Япония — страна, которая опережает время, олицетворяя эффективность и надёжность технологий.
Японскую тему передали через цвета:
Что касается шрифта, то здесь мы не стали изобретать велосипед, а подобрали один из современных гротесков. Такой выбор подчёркивает универсальную задачу бренда — без препятствий доносить смысл и вызывать ассоциацию с ключевой идеей компании в виде самолета.
В процессе работы над брендингом RJ мы впервые в своей практике подключили клиента к работе над важными стратегическими аспектами.
Мы вместе прорабатывали идею бренда в мозговом штурме и устраивали креативные сессии в поисках удачного имени. Никто никого не заставлял, мы просто поймали вайб и удачно сработались.
Подключали 2 сооснователей команды к мозговому штурму по проработке метафоры бренда и нейминга.
Обычно этот процесс у нас состоит из двух частей.
Креативная сессия. На ней мы накидываем идеи исходя из ассоциаций, ценностей и целей бренда. В такой сессии есть правило — не критиковать, только штормить. Но клиенту было сложно не оценивать в моменте, поэтому мы быстро считывали его настрой и корректировали собственный вектор.
Оценочная сессия. Тут мы сразу обозначаем критерии оценки идей и нещадно критикуем: почему это не подходит, какие негативные ассоциации может вызывать, какие риски. Клиент получал карт-бланш и имел право говорить своё грозное «не нравится, потому что».
Такое тесное сотрудничество здорово экономило наше время и силы.
Во-первых, человек больше ценит то, к чему причастен сам и более трепетно относится к результатам работы.
Во-вторых, ЛПР присутствовали внутри креативного процесса и могли оперативно «наложить вето». После пары попыток мы поняли вектор и легко подхватывали идеи друг друга.
В-третьих, ожидание результата для клиента мучительно. Пока он находится в неведении и не может контролировать процесс, он сильно стрессует, надумывает и страдает. Наша задача — помочь ему.