Бизнес-аналитика в крупных ИТ-проектах

2024-03-25 17:15:39 Время чтения 10 мин 115

Классическая бизнес-аналитика отличается от той, которую используют в крупных ИТ-проектах. Если первая про глобальный поиск проблем, выявление точек роста и оптимизацию работы компании в целом. То в ИТ фокус сужается, бизнес-аналитики погружаются в процессы компании, чтобы деликатно встроить новое цифровое решение.

 Зачем нужна бизнес-аналитика в разработке

Бизнес-аналитики подробно изучают проблемы компании, предлагают концепции решения и оформляют их в виде требований, на которые будут ориентироваться разработчики. Берутся во внимание стратегические цели, операционные задачи, внешняя и внутренняя среда компании, также происходит поиск способов оптимизации процессов и методов их внедрения.

Главная цель бизнес-анализа — собрать и описать пути решения поставленных задач для их постановки перед командой разработки.

Польза, которую приносит компании бизнес-анализ

Помогает определить способы роста эффективности. В компании последовательно анализируются все процессы, выясняются требования заказчика, цели и задачи бизнеса. Например, для аптечного бизнеса результатом работы бизнес-аналитиков могут стать требования к разработке мобильного приложения для заказа лекарств.

Позволяет установить точную стоимость проекта. При бизнес-анализе появляется чёткое понимание, что можно оптимизировать при помощи собственных ресурсов, а что лучше отдать на аутсорс. Далее это представление оформляют в спецификацию — план проекта, который содержит все детали для утверждения итоговой стоимости проекта.

Бизнес-аналитика помогает снизить риск резкого увеличения бюджета на разработку, потому что все основные этапы продумываются и просчитываются. Также становится понятно, как лучше организовать работу: декомпозировать разработку на небольшие этапы, запустить MVP или разработать проект целиком и сразу.

Снижает затраты. Бизнес-анализ — это инвестиция, которая окупится спустя некоторое время. Сильные аналитики предотвращают бесцельные траты в будущем. Например, подготовленная спецификация может стать приложением к договору с разработчиком. Что в свою очередь является документальной гарантией того, что проект не выйдет за рамки бюджета и будет иметь заранее оговоренную функциональность.

Сокращает время на разработку. Бизнес-аналитики создают фундамент для работы разработчиков и облегчают её. Заранее подготовленная спецификация служит сводом знаний — к ней обращаются специалисты, чтобы понять, что и как необходимо сделать. Так как в ней описаны все операционные процессы, установлены KPI и критерии успешной работы, этап разработки продукта ускоряется.

 Как проводят бизнес-аналитику

На рынке существуют два основных подхода к бизнес-анализу: европейский и американский.

Европейский. Бизнес-аналитику в европейских странах проводят системные аналитики с техническим бэкграундом. Их задача — определить, какими сервисами стоит пользоваться, какие технологии лучше использовать и процессы можно оцифровать, где хранить данные и по каким маршрутам передавать.

Американский. В Штатах анализ начинается с экономической составляющей. Продукт описывается коммерчески, проводится SWOT-анализ, поднимается вопрос о маркетинговой части и инструментах продвижения. Технические детали рассматриваются разработчиками, а бизнес-анализ затрагивает изучение целевой аудитории, конкурентных преимуществ, рынка, внутренних и внешних факторов.

Для лучшего результата стоит сочетать принципы европейского и американского подходов. Так бизнес-анализ будет более комплексным, получится увидеть и маркетинговые, и технические возможности для увеличения прибыли.

Итак, чтобы провести бизнес-анализ эффективно и безопасно, стоит помнить про следующие этапы:

  1.  Составление соглашения о неразглашении (NDA). В этом заинтересована в первую очередь компания, у которой проводится исследование, так как аналитик погружается во все бизнес-процессы компании, узнаёт операционные, финансовые и технические детали. Важно, чтобы информация оставалась конфиденциальной.
  2. Брифинг с клиентом. Первичное интервью позволяет аналитику понять, какие задачи нужно решить, что именно разработать. Чтобы сделать действительно полезный продукт, необходимо знать о бизнес-модели клиента всё.
  3. Глубинное интервью. Здесь аналитик уточняет важные детали у пользователей системы. Это необходимо для создания схемы бизнес-процессов компании.
  4. Прототипирование. Схемы экранов отрисовываются графически, на них располагаются основные блоки и элементы. Благодаря заранее созданному прототипу становится понятно, как будет выглядеть продукт, как с ним будет взаимодействовать аудитория.
  5. Внесение правок. С прототипом можно обсуждать проект предметно и вносить в него изменения. Также его можно показывать фокус-группе, быстро собирать обратную связь и корректировать проект под запросы целевой аудитории.
  6. Подготовка спецификации. Это ключевой документ, необходимый для успешной реализации продукта. На основе прототипов в спецификацию вписываются требования к ИТ-системе, ограничения, ключевые аспекты работы и другие детали.
  7. Согласование спецификации. В этом процессе участвуют аналитик, разработчики и клиент. В документ вносят изменения, если у одной из сторон есть замечания. После утверждения прототипов, спецификации и деталей работы начинается разработка проекта.

 Как проводится бизнес-анализ в Иностудио

Погружение в компанию и анализ ниши. Специалисты изучают условия, в которых существует рынок, и определяют, какие задачи будет решать ИТ-продукт. Бизнес-аналитик при этом:

  1. изучает особенности, тренды и сложности ниши;
  2. анализирует место компании на рынке;
  3. определяет требования, задачи и цели цифрового решения;
  4. анализирует конкурентные продукты, а также существующие ИТ-решения, если разработка проводится не с нуля.

Интервью с сотрудниками компании. На этом этапе бизнес-аналитику важно выяснить максимум количественной и качественной информации для работы над проектом. Брифинг проводится со стейкхолдерами: кто будет пользоваться продуктом, и теми, кто будет его поддерживать. Поэтому аналитику нужно знать:

  1. по каким стандартам работает компания;
  2. кто будет пользоваться ИТ-продуктом;
  3. что в проекте хочет видеть клиент и насколько это будет полезно;
  4. откуда ИТ-решение будет получать ключевую информацию и как будет обрабатывать её.

Описание бизнес-процессов проекта. Необходимо понять, какие этапы можно оцифровать и куда встроить ИТ-решение. Перед бизнес-аналитиком стоят следующие задачи:

  1. исследовать, как на данный момент работают бизнес-процессы компании, которые планируют видоизменять;
  2. понять, какие инструменты стоит предложить для оптимизации работы;
  3. описать, как могут улучшиться бизнес-процессы после внедрения ИТ-решения.

Исследование целевой аудитории. Необходимо получить максимум информации от тех, для кого разрабатывается продукт. Данные может предоставить клиент, также их можно получить из общедоступных или лично проведённых исследований. На данном этапе бизнес-аналитик должен:

  1. провести сегментацию целевой аудитории, детально охарактеризовать и составить портреты каждой категории;
  2. определить боли, запросы и потребности сегментов ЦА, описать их поведенческие паттерны и факторы, которые влияют на принятие решений.

Исследование конкурентных продуктов. На этом этапе можно детально изучить аналогичные существующие на рынке решения. Анализ полезен для определения уникального торгового предложения преимуществ и потребностей аудитории, которые не закрывают конкуренты. Задачи бизнес-аналитика при исследовании:

  1. определить сильные и слабые стороны конкурентных цифровых решений;
  2. на основе этой информации сформировать стратегию развития системы клиента.

Проектирование структуры ИТ-продукта. Цель этого этапа — подробно описать структура ИТ-решения, чтобы реализовать именно то, что нужно клиенту, и упростить работу разработчиков. Задача аналитика:

  1. продумать техническую и логическую составляющие работы ядра системы, создать прототип интерфейса, описать схему передачи данных и хранения информации;
  2. продумать UX/UI-дизайн и контентное наполнение интерфейса: заголовки, тексты, изображения.

Сколько времени необходимо для бизнес-аналитики

Длительность бизнес-анализа зависит от масштабов и сложности проекта:

  1.  Элементарный продукт, например, мобильное приложение, состоящее только из пользовательского интерфейса и административной панели, будет анализироваться порядка 40 часов.
  2. Продукт посложнее — онлайн-магазин или сервис для обмена информации — которым пользуются и клиент, и поставщик услуг, займет 100–120 часов работы бизнес-аналитика.
  3. CRM-, ERP-системы, в которых предполагается большое количество ролей и пользователей с разными возможностями, займут от 120 часов работы.
  4. Сложные BI-системы, необходимые для сбора, анализа и обработки больших данных, или масштабные проекты, созданные по индивидуальным требованиям, требуют от 160 часов бизнес-аналитика. К таким продуктам относятся центры обработки данных для отдела закупок больших компаний, а также платформы для визуализации и построения дашбордов.

Перед подписанием договора важно обсудить точные дедлайны, этапы реализации и согласовать видение, цели и результаты работы.

 Результаты бизнес-анализа для компании

Бизнес аналитики способствуют росту эффективности компаний, указывают на зоны роста и предлагают инструменты для их улучшения. Также благодаря их экспертности снижается рист реализации нежизнеспособных проектов. Подведем небольшой итог. компания после бизнес-аналитики получит:

  1.  комплексную спецификацию проекта, состоящую из описания всех функций и пользовательских сценариев продукта;
  2. графический прототип решения, который продемонстрирует техническое устройство и возможности интерфейса.

Главная польза бизнес-анализа — спецификация и прототип. С описанными требованиями к ИТ-решению вас поймут все разработчики, а с визуальным прототипом — все дизайнеры. С этими инструментами можно обращаться за разработкой к любым подрядчикам.