Компании, которые нацелены на развитие, постоянно ищут новые инструменты для обучения работников. Согласно данным портала Venture Guide 2022, сегмент HR и WorkTech лидирует по росту объёма инвестиций также, как и отрасли Business Software и Cybersecurity. Общий размер вложений в инструменты цифровизации и автоматизации, развития и адаптации сотрудников составляет порядка $472 млн.
И речь сейчас не только о тренде — что это модно, что это большие цифры. Важна отдача от инвестиций. Окупаемость вложений не может быть высокой при использовании устаревших методик обучения. Нужно актуализировать программы развития компетенций и объяснять коллегам, почему это важно. Когда сотрудники компании разделяют необходимость в профессиональном росте, тогда усилия HR-команды принесут должный эффект.
Если KPI сотрудников падает, а неэффективные расходы на обучение только растут, тогда запуск корпоративного портала для онбординга и обучения сотрудников можно рассмотреть в качестве стратегической цели компании.
Корпоративный портал для обучения — это единая площадка с полезными материалами, доступ к которой есть только у работников компании. Руководство или T&D/L&D-менеджеры могут разместить уже имеющиеся знания организации или создать новые курсы при помощи конструкторов.
В портале можно хранить важную для выстраивания процессов документацию и все учебные материалы: видеоролики, PDF-файлы, картинки, инфографики и текстовые документы. Но чтобы сделать цифровой инструмент по-настоящему полезным, весь контент необходимо системно упаковывать. И затем внедрять элементы геймификации для большей вовлечённости коллег. Если полезные материалы сделать доступными, процесс обучения интересным, тогда сотрудники вскоре будут работать эффективнее.
Формула полезного обучающего портала следующая: Доступный контент + Увлекательный процесс обучения = Оптимизация расходов на обучение + Повышение среднего KPI в компании.
Расширение компании — открывается новый филиал или направление работы, происходит поглощение или слияние с другой организацией. Причиной может быть абсолютно любая трансформация бизнеса, которая усложняет или меняет рабочие процессы.
Корпоративный портал для обучения может выступить в качестве катализатора и ускорить масштабное преобразование. Например, когда нужно искать своё место на новом рынке, поднимать уровень клиентского сервиса, получать новые скиллы, менять стратегии маркетинга и управления.
При серьёзном росте компании программы обучения должны быть такими же фундаментальными. Не подойдут короткие курсы или тренинги, которые вчера потеряли свою актуальность.
Прекращение роста в компании. Компании могут развиваться не только потому, что постоянно принимают правильные решения. Бывает так, что организация существует в условиях «голубого океана» — создаёт трендовый продукт или инновационную услугу. Но в уникальной нише без конкурентов есть существенный недостаток: компания не имеет стратегической цели и последовательного плана, она зациклена только на операционных задачах.
В ситуациях, когда роста в компании нет и топ-менеджеры не знают, как выйти из творческого кризиса, нужен свежий взгляд и беспристрастное мнение. Для этого можно привлекать опытных коучей, специалистов из смежных областей, консультантов с другим подходом или предпринимателей, которые уже прошли этот путь. И обращаться к ним стоит более одного раза — часовой сессии для вывода компании из кризиса точно не хватит.
В период таких критических ситуаций корпоративный портал может стать инструментом для трансформации бизнеса. С его помощью можно определить сотрудников, противостоящих прогрессу и положительным изменениям. И выделить коллег, чей вклад будет наиболее полезен при ближайших переменах.
Отбор талантов и переобучение сотрудников. Чем больше сотрудников в штате, тем сложнее контролировать внутренние процессы обучения. Это справедливо и для коучей, спикеров и преподавателей компании.
Если нельзя приостановить процессы онбординга и развития, то необходимо создать единую систему. Разработать набор ценностей и инструментов, которые будут одинаково эффективными во всех отделах. В этом может помочь корпоративный онлайн-университет, где тренеры преподают и учатся вместе с остальными коллегами.
Главная отдача от инвестиций в разработку корпоративного портала — это стандартизированная система обучения, благодаря которой сотрудники на разных позициях понимают, где получить полезные знания для работы и как их применить.
Трансляция корпоративных стандартов и культуры. Зачастую пользователи корпоративного обучающего портала — это менеджеры или сотрудники среднего звена. Они могут не только обучиться новому, но и ближе познакомиться с ценностями, целями, стратегией компании, понять её миссию. Это помогает построить более сплочённую команду и повысить общую вовлечённость сотрудников.
Сохранение и передача опыта. Сколько бы компания не существовала на рынке — 5, 10, 50 лет, в ней всегда есть сотрудники с колоссальным багажом знаний. Когда такие эксперты уходят, это создаёт коллапс, потому что оказывается, что эти люди обладали уникальным набором скиллов. Так теряется накопленный опыт и жизненно важные для организации кейсы.
Чтобы обезопасить себя от такой ситуации, стоит заранее законспектировать знания и настроить их передачу остальным сотрудникам. В этом также помогает корпоративный портал — в нём можно упорядочить и упаковать опыт, а затем транслировать его.
Внутренний корпоративный портал снимает часть рутины с руководителя и HR-отдела. Ключевые сотрудники становится более свободными для стратегического планирования. Вот ещё ряд преимуществ, которые даёт корпоративный портал крупным компаниям.
На корпоративной платформе можно создать личный кабинет сотрудника и таким образом включить каждого в процесс обучения. Это удобно для компаний, представленных в разных городах и странах, или в которых штат работает удалённо.
Перед тем, как начать разрабатывать корпоративный портал для обучения сотрудников, надо чётко понять, какие цели и задачи он должен закрывать. Для этого HR-руководителям и T&D/L&D-менеджерам стоит ответить на ряд вопросов:
Развёрнутые ответы помогут бесшовно внедрить новый инструмент в культуру компании. Также будет проще рассчитать количественный и качественный эффект от работы портала в будущем.
Вот ещё ряд факторов, которые покажут, что компании будет полезен корпоративный портал для обучения персонала:
Оценивать эффективность можно качественно и количественно. И если с цифрами всё более-менее понятно — считаем, анализируем, делаем выводы. То качественные метрики куда более сложные в расчётах, так как базируются на личных ощущениях и эмоциях. Если их правильно собрать и интерпретировать, удастся составить программу обучения и управлять бюджетом. Чтобы правильно работать с качественными метриками, стоит применить модель Дональда Киркпатрика.
О том, как использовать модель Киркпатрика и что означают эти параметры, рассказали наши коллеги, создающие систему автоматизации HR-аналитики «Стафскрин».
Создание корпоративного портала для обучения персонала занимает немало времени. Это трудоёмкая стратегическая задача, она может занять месяцы, если предприятие крупное. Чтобы создать единую обучающую платформу, нужно пройти 5 шагов.
Компания может создать полезный портал для обучения только по запросу аудитории. Если проведёт развёрнутое исследование ценностей и интересов сотрудников организации. И это не так сложно сделать при помощи онлайн-форм, живого общения с руководителями отделов, совместных бренйштормов. Важно понять, чего не хватает сотрудникам для более продуктивной работы, в каком направлении они хотят развиваться и на какой позиции видят себя в компании в будущем.
Перед разработкой внутренней структуры ИТ-решения важно выбрать формат обучения. То есть решить, как будут учиться коллеги — при помощи онлайн-уроков, вебинаров, тренингов с коучем, текстовых лекции, видеозаписей или презентаций.
Также желательно определить, кто будет учить сотрудников. Можно сформировать целый отдел, который будет системно обучать персонал, продумывать программу и давать фидбек. Или обойтись без преподавателей и тренеров — записать набор курсов, которые можно будет проходить онлайн в свободное время.
Здесь у компании есть также два варианта: инвестировать в новое цифровое решение или приобрести коробочный SaaS-продукт. Разберём каждый путь подробнее.
Начнём с простого. Коробочное SaaS-решение — это готовое ПО, которое можно быстро и бесшовно интегрировать в работу компании, а поддержку и развитие осуществлять внутри штата. Относительно небольшая оплата происходит ежемесячно или ежеквартально. Зачастую такие решения нужно дорабатывать, так как возможности ограничены.
Более затратный, но гибкий способ — разработка индивидуальной системы с привлечением ИТ-разработчиков. Подрядчики изучают задачу, подбирают подходящие инструменты, создают дизайн согласно брендбуку компании, продумывают функциональность и наполняют платформу контентом. Этот вариант не требует постоянной ежемесячной оплаты. Создаётся платформа согласно запросу компании и при необходимости внедряется во внутренний контур.
Чтобы было проще принять решение о выборе перечисленных инструментов, рекомендуем вернуться к разделу «Каким компаниям необходим корпоративный обучающий портал».
Корпоративный портал не может существовать без продуманной программы обучения. Её может создать и упаковать команда экспертов, тренеров, спикеров, которые знают особенности и методы онлайн-обучения. Они смогут правильно структурировать и подать информацию, внедрить методы контроля и программы поощрения. Также для разработки портала понадобится команда ИТ-подрядчиков, в которую будут входить аналитики, дизайнеры, тестировщики, программисты, DevOps-инженеры.
Даже взрослые люди не хотят сдавать экзамены — это переживание, стресс. Поэтому в корпоративном обучающем портале необходимо найти баланс в системе оценки знаний. Да, понимать, насколько обучение эффективное или сотрудник талантливый, нужно. Но тотальный контроль сильно демотивирует сотрудников.
Эксперты советуют внедрить двухэтапный способ проверки знаний:
У сотрудников также важно собирать обратную связь о пройденном курсе для поиска точек роста программы. Для этого можно проводить интервью во время обучения и делиться с коллегами анкетами через некоторое время.
Эффективность обучения будет в разы выше, если сам процесс будет интересным и мотивирующим. Для этого нужно наполнять базу знаний актуальным контентом и стимулировать сотрудников к развитию компетенций.
HR-менеджеры могут внедрить несколько полезных техник: геймификацию, соревновательные механики, призы и сертификаты. Если учиться будет комфортно и интересно, сотрудники встретят портал с радушием.
Корпоративный обучающий портал — инструмент для развития скиллов сотрудников в онлайн-формате. Это один из наиболее удобных вариантов централизации знаний для компаний с офисами в разных городах.
Но просто создать единую базу знаний с видеороликами и презентациями недостаточно. Чтобы портал был эффективным, к процессу нужно подойти осмысленно. Продумать концепцию — какой формат обучения будет самым привычным для коллег, кто будет их учить. Решить, как сотрудники смогут отслеживать личный прогресс, ознакамливаться с расписанием и релевантными курсами. Например, при помощи личного кабинета.
Также стоит создать мобильную версию портала. Это существенно увеличит доступность к базе знаний, поскольку в случае десктопного формата сотруднику придётся выделять специальное рабочее время и место для обучения. С мобильным порталом новые знания всегда будут легко доступны, и обучаться можно будет из любой точки мира.
Важно помнить, что сами по себе внедрённые цифровые платформы не улучшают процессы внутри компании и не повышают её эффективность. Это делают сотрудники, поэтому стоит относиться к порталу только как к одному из инструментов структуризации знаний.
Если вы видите необходимость в разработке такого портала или ваш стратегический вектор направлен на развитие человеческого капитала, вы можете воспользоваться услугами нашей компании. Мы ознакомимся с вашими целями, задачами и предложим релевантное решение.