Нейминг и регистрация. Как зарегистрировать название

2023-07-09 14:35:18 Время чтения 12 мин 8328

Что важнее всего в нейминге? Думаете, придумать название? Договориться с заказчиком? Написать правильный бриф? Сделать стратегию бренда? Все это, безусловно, важно. Но не самое главное… И не самое трудное… Сегодня половина успеха зависит от регистрации. Почему? Давайте разберемся.

Чтобы правильно придумывать названия, необходимо разобраться в таких юридических вопросах нейминга, как классы МКТУ, предварительная и детальная проверки, приоритетная справка и регистрация.

1.Классы МКТУ

Все названия регистрируются по базе, в которой 45 классов. Чаще всего нужно зарегистрировать будущую ТМ в одном из сорока пяти классов. Но есть более сложные случаи, когда бренд будет присутствовать в нескольких категориях или видах деятельности, а поэтому ему нужно проверяться и регистрироваться в нескольких классах.

Сложно ли зарегистрироваться только в одном? Зависит от класса. На сегодня наличие зарегистрированных названий до 50000 считается более или менее обычным делом. Хотя, если разобраться, то уже не все так просто. Что значит, в классе зарегистрировано 50000 слов? Это значит, что все ассоциации данной категории уже заняты. И надо придумывать что-то более или менее не в тему или фантазийное.

Но есть и «страшные ужасы» неймеров – классы, в которых 80000, 100000 и даже 120000 слов, т.е. практически весь словарь. А это значит, что придется много придумывать, от многого отказываться и процесс займет дольше времени. Представьте себе, что в 35 классе (где зарегистрированы все компании), КАЖДЫЙ ГОД РЕГИСТРИРУЕТСЯ ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ НОВЫХ БРЕНДОВ. И чтобы придумать и сделать еще один бренд в этом классе, надо обратиться к специалистам (неймеру, патентоведу), но и им будет не сладко и не просто выполнить подобный бриф.

Если же вы хотите зарегистрироваться в нескольких классах, то количество занятых слов у вас автоматически увеличивается (т.к. цифра занятых неймов складывается). Например, если вы хотите зарегистрировать название для отеля, а в нем открыть ресторанчик и spa с таким же названием, то проверяться придется в трех классах, каждый из которых не простой. А в результате количество занятых слов в трех классах сравняется с 35 классом.

База МКТУ международная, и нумерация классов во всем мире одинаковая. Но это не значит, что вы можете расслабиться и начать мечтать о международном бизнесе. Регистрация в России такого права не дает. Для регистрации в Европе необходимо провериться, а затем подать заявку в Мадридскую базу. А для регистрации в США существует своя база и свои правила.

2. Предварительная проверка

Регистрация – вещь дорогая и долгая. Регистрирует ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности). И занимает эта процедура (регистрация) около года, а точнее от 6 до 14 месяцев. Поэтому чтобы быть уверенным, что вас зарегистрируют, сначала делают предварительную проверку.

Предварительная проверка происходит по электронной базе МКТУ. Получить к ней доступ может каждый (это платно, но не дорого). А чтобы пользоваться ею, надо знать правила регистрации. Поэтому даже после двадцати лет работы в нейминге я привлекаю специалистов. Все названия, которые я придумываю, я отдаю в предварительную проверку, а потом еще «гуглю», чтобы убедиться, что нет таких же зарегистрированных крупных брендов.

По результатам проверки я отбрасываю занятые и спорные и отбираю 10 названий, которые по предварительной проверке свободны. Если 10 названий не набирается, то делаю еще один заход: придумываю новую порцию неймов, проверяю и доделываю презентацию, чтобы в ней было не менее 10 вариантов названий.

Именно из-за проверки процесс разработки нейминга занимает 2-3-4 недели. И зависит от «плотности» (т.е. занятости) класса. Чем больше зарегистрировано слов, тем сложнее придумать 10 новых.

3.Детальная проверка

Детальная проверка – это проверка только через ФИПС. Обычно проверяется одно или несколько названий в выбранном классе (или нескольких классах). В этом случае названия проверяются по той же электронной базе (что и при Предварительной проверке), а также по поданным заявкам, которые еще не вошли в электронную базу, т.к. находятся еще в стадии регистрации.

Проходит эта процедура примерно неделю и стоит 9000 рублей (на 2023 г.). И поскольку это уже существенный деньги (9000 рублей), то заказчик отдает на детальную проверку обычно одно, реже два или три названия.

По результатам Детальной проверки приходит официальный отчет, какие занятые названия «мешают» регистрации вашего варианта. И этот отчет является основой для финальной работы неймера по доработке выбранного названия.

4.Доработка названия

Кейс1.Vegers

Я придумала название Vegers для овощных снэков (кадратные хлебцы, но не из муки, а из капусты, моркови, свеклы и лука). Предварительная проверка показала, что это название не занято. А Детальная проверка обнаружила регистрацию слова Verger (фамилия владельца) и совпадала до степени смешения с моим вариантом: Vegers - Verger. Чтобы зарегистрировать Vegers, надо было превратить название из одного слова в два, т.е. сделать словосочетание (название из двух слов отстроит нас от смешения со словом Verger).

Что я сделала? Я добавила слово daily и получила словосочетание daily Vegers. Почему daily? Овощные снэки заменяют хлеб и предназначены для ежедневного потребления. Чтобы усилить эту мысль, я сделала дескриптор-слоган «на завтрак, на обед и ужин». Получилось: Daily Vegers. На завтрак, на обед и ужин. При этом daily написали мелко, а Vegers крупно и фактически мы остались с нашим изначальным названием в одно слово. А для регистрации новый вариант Daily vegers стал не похожим на Verger, и это позволило нам зарегистрироваться.

Технология доработки названий заключается в том, чтобы доделать слово до такого звучания, которое будет уникальным, а следовательно, регистрируемым в данном классе МКТУ. А потому подходят разные приемы доработки.  Можно добавить слово (как в случае с Vegers). Можно добавить, изменить или отрезать букву. И об этом следующий кейс.

Кейс 2. Runamuri

Моя студентка Камила Бакиева запустила свой стартап – беговой клуб. И придумала название Raramuri (рарамури – самое быстрое племя в мире). По предварительной проверке название было свободно. А при детальной проверке ФИПС отказал в регистрации, т.к. по законам российской регистрации собственные имена нельзя зарегистрировать. Оказалось, что названия племен попадают в этот закон.

Что делать?

Я предложила Камиле заменить в слове raramuri r на n, т.е. превратить его в фантазийное слово raNamuri. Камила эту идею развила и предложила изменить a на u, в результате в названии появился корень run - rUNamuri. И название зарегистрировали.

«Когда я пришла учиться на курс по неймингу к Светлане Майбродской, то сразу сказала — мне нужно название для моего бегового клуба. Хорошо, что была ясна цель, потому что всё остальное мне не было понятно: как придумать, от чего оттолкнуться, что нужно учесть на всех этапах создания имени для будущей компании и др. В какой-то момент я вообще сдалась, подумав, что у меня ничего не получится, так как нет скилов, креатива и талантов. Но не тут-то было — со Светланой такое не пройдёт. Она подсказала то направление, в котором я ещё не смотрела и не пробовала думать. В итоге на курсе из 98 моих бренднеймов Светлана выбрала 3, в том числе raramuri: бойко, ярко, звонко, необычно, относится к беговому стартапу и близко мне по характеру. Потом мы вместе, в чём мне очень-очень повезло, превратили raramuri в runamuri, когда узнали, что raramuri в Роспатенте не зарегистрируют. Затем именно это измененное название получило патент и позволило создать удачную и красивую историю бренда. Так в Мексике теперь есть племя горных бегунов raramuri, а в России — племя уличных бегунов runamuri», — говорит Камила Бакиева, владелица и тренер бегового клуба runamuri.

Итак, делаем вывод. Нейминг сегодня – это не столько придумать, сколько зарегистрировать. И задача неймера – помочь заказчику не только придумать название, но и пройти регистрацию. Для этого нужно дождаться детальной проверки и довести название до уникального звучания.

4. Регистрация

На регистрацию может подать только владелец ИП или ООО. Поэтому, если у вас этого нет, придется оформить свою компанию. После этого вы подаетесь на регистрацию. Для этого необходимо быть также гражданином России. Как я уже писала выше, регистрация проходит от 6 до 14 месяцев. Но вам не надо все это время сидеть и бездействовать. Как только вы получили Приоритетную справку, вы можете начать делать фирменный стиль, сайт, вывеску и вести любую деятельность с вашим брендом.

Приоритетная справка выдается после подачи на регистрацию и действует как справка на время оформления паспорта. Это временный документ со всеми функциями официального документа.

После окончания процедуры регистрации вы получаете документ с правом собственности на ТМ с таким-то названием. В электронном виде он приходит на почту. Вот теперь можно расслабиться и отпраздновать зарегистрированную ТМ.