Рынок ePharma продолжает активный рост. Даже по самым консервативным оценкам от DSM Group, основной вклад в увеличение аптечного рынка в 2021 году внес сегмент онлайн-продаж, показав динамику в 35,5%.
В этом году за первые три месяца доля онлайн-продаж аптечным ассортиментом достигла показателей от оценки в 12,3% (DSM Group) до рекордных 16,2% (RNC Pharma). Конечно, во многом на эти цифры повлиял мартовский ажиотаж. И следом в апреле доля онлайна в фармритейле упала до 10,3%. Однако долгосрочный тренд на усиление роли дистанционных продаж очевиден уже давно.
Бронирование и покупка лекарственных препаратов онлайн становится все более привычной моделью поведения для покупателей фармрозницы. При этом все чаще покупателям становится неважно, где именно покупать лекарства: в специализированной интернет-аптеке или любом другом интернет-магазине.
Среди офлайн-покупателей все меньше тех, кто считает, что лекарства должны продаваться только в обычных аптеках. Это также можно считать не только изменением отношения, но и сигналом о готовности покупать лекарства в интернете. Об этом говорит и недавнее исследование Rambler&Co и Еаптека, где две трети опрошенных (69%) ответили, что готовы отказаться от похода в аптеку в пользу онлайн-заказов.
Покупатели уже оценили экономию времени, широкий ассортимент и общее удобство при заказе лекарств в интернете. Однако дальнейший рост ePharma сопряжен с определенными барьерами. И если часть из них больше связана с развитием функционала самих сервисов онлайн-заказа, то некоторые носят более фундаментальный характер.
Одним из самых сильных драйверов дальнейшего роста пенетрации онлайн-покупателей лекарств может стать законодательное разрешение дистанционной торговли RX-препаратами. В решении этого вопроса есть позитивная динамика. Минэкономразвития предложило разрешить онлайн-торговлю рецептурными лекарственными средствами в рамках теста в нескольких областях, включая Москву с 1 января 2023 года. Также запущены пилотные программы по внедрению системы электронных рецептов, к которой со следующего года полноценно должны будут перейти все регионы. Именно электронные рецепты и должны позволить совершать заказы RX-препаратов онлайн пациентам, которые уже сейчас указывают о своём желании получать такие заказы с доставкой на дом.
Тем не менее, все ещё не решены и более простые вопросы. По статистике только чуть больше половины интернет-магазинов предлагает сервис доставки лекарств на дом. Часть пользователей и вовсе не знает о наличии такой возможности. Среди главных отстающих во внедрении функционала доставки — сайты аптечных сетей. Самовывоз неудобен для покупателей еще и тем, что в аптеках нет сформированной практики получения онлайн-заказа без очереди. Забрать заказ в пунктах самовывоза предлагают преимущественно только маркетплейсы.
Возможность заказа лекарств на маркетплейсах и стремительно растущих сервисах сегмента E-grocery & Express Delivery — это не просто альтернатива онлайн-аптекам, но и серьезный потенциал выхода на новую динамику роста всей фармрозницы в интернете. Безусловно, это также даст серьезный эффект как в формировании новой культуры потребительского поведения, так и общего роста популярности корзин, где лекарственные препараты соседствуют рядом с другими товарами в рамках одного магазина.
Текущий тренд развития онлайн-продаж на неспециализированных сайтах — это лишь начало развития нового рынка ePharma, в котором специалисты Starlink активно развивают свою экспертизу. И сегодня мы рады предложить свои продукты сразу в нескольких направлениях, которые закрывают весь спектр задач фарм-брендов в eCommerce.
Автор: Святослав Кочетков, Digital Product and Innovation Director
Агентство Starlink, RORE Group