С начала года в Telegram огромную популярность набрали tap-to-earn игры — игры с примитивной механикой, где игрок получает вознаграждение за то, что «тапает» (to tap — дословно нажимать или стучать) по экрану смартфона. Такие игры стали массово запускать в конце прошлого года в виде ботов в Telegram. Они используют блокчейн TON, запущенный мессенджером. Разберемся, как устроены эти игры и в чем причина их популярности.
Жанр tap-to-earn можно считать ответвлением популярного play-to-earn, где игрок зарабатывает очки, выполняя определённую активность. Например, получает очки, которые затем можно потратить на внутриигровые покупки, прокачку персонажа или открытие новых героев, уровней. Эти очки можно сравнить с очками опыта, которые игрок зарабатывает в «настоящих» видеоиграх на консолях и ПК. Как и play-to-earn, tap-to-earn тесно связан с криптовалютами и блокчейном. Разработчики популярных «тапалок» или уже запустили, или собираются запустить собственные монеты. Логика создателей игр в том, что пользователь в геймифицированной форме знакомится с криптовалютой, чтобы затем стать настоящим инвестором. Например, игроки в тапалку Notcoin (8,11 млн подписчиков в Telegram) после листинга монет NOT на криптобиржах могли конвертировать заработки в игре в монету и заработать от 100$ до 1 тыс. $.
Важный компонент таких игр — реферальная программа: игрок может пригласить своих друзей, за что получит какие-то бонусы и улучшения (если на этом моменте вы вспомнили про финансовые пирамиды, то вы такой не один, но об этом дальше). Это позволяет наращивать пользовательскую аудиторию с безумной скоростью. Например, Hamster Kombat, набрал 142 млн пользователей всего за 77 дней. У канала игры на YouTube больше 20 млн подписчиков. Иногда разработчики используют популярность игры, чтобы прокачать собственные соцсети. Например, игра Blum предлагает дополнительные бонусы за подписку на CEO компании.
Пример успешного tap-to-earn проекта — Blum (11,2 млн подписчиков). Blum это не просто игра, а криптобиржа внутри Telegram с игровыми элементами, запущенная бывшими сотрудниками криптобиржи Binance. Участники могут продавать и покупать криптовалюту, как на обычной бирже, но также должны собирать Blum Points. Их можно получать ежедневно, выполняя задания, а затем тратить на улучшения на бирже (например, пониженную комиссию на трейдинг). Среди других похожих проектов можно назвать YesCoin и TapSwap.
Главным на рынке tap-to-earn игр сегодня можно считать Hamster Kombat (почти 36 млн подписчиков в Telegram), где игрок берёт на себя роль буквально хомячка, который управляет криптобиржей. Тапая по экрану, игрок также зарабатывает очки, которые нужно вкладывать в развитие своей биржи. Хомячками опытные инвесторы называют инвесторов-новичков. Hamster Kombat захватил внимание людей всех возрастов — от школьников до бизнесменов. Многие надеются, что их усилия окупятся после листинга. В официальном Telegram-канале игры сообщается, что на хомяка нажимают уже 100 миллионов пользователей.
Реферальная программа позволяет игрокам зарабатывать дополнительные монеты за приглашение друзей. За каждого приглашенного друга начисляется 2 тыс. монет, а за три приглашенных друга — 10 тыс. монет. Игра активно привлекает новых пользователей через систему квестов и раздачи токенов. Участие в комьюнити и выполнение заданий (подписки на каналы и взаимодействие с контентом) позволяют получить дополнительные бонусы.
Игра Hamster Kombat стимулирует пользователей заходить в приложение не реже одного раза в три часа, приглашать друзей и подписываться на соцсети Hamster Kombat. Вся активность направлена на увеличение числа пользователей и удержание их в игре. Это вызывает у специалистов ассоциации с финансовыми пирамидами, где вкладываются не деньги, а время.
Одним из секретов популярности Hamster Kombat стал маскот — хомяк, на изображение которого пользователи многократно нажимают. Он стал символом игры и привлекает внимание благодаря своему запоминающемуся образу. Маскот активно используется в маркетинговых кампаниях, на промо-материалах и в социальных сетях, что дополнительно способствует росту популярности игры.
Также объяснить популярность игрушки помимо простой аддиктивности геймплея можно обещаниями разработчиков. Они сулят игрокам так называемый эирдроп — раздачу настоящих монет, которыми можно будет торговать на биржах. Количество полученных игроком монет будет зависеть от его внутриигровых достижений. Дата эирдропа естественно держится в секрете, но по слухам он должен состояться в июле.
Создатели Hamster Kombat обещают листинг на криптобирже и возможность обмена игровых монет на реальную криптовалюту. Но эксперты предупреждают, что это может оказаться просто иллюзией и вспоминают кейс с аналогичной игрой Notcoin, чья стоимость после листинга обрушилась на 85%.
Отношение к «тапалкам» в криптосообществе разное. Кто-то считает их новым шансом криптовалюты на то, чтобы наконец-то выйти в мейнстрим. Оптимисты верят, что популярность игр потянет за собой вверх крипторынок и приведёт к новому бычьему циклу. Скептики уверены, что у tap-to-earn нет будущего, и считают, что это очередная пирамида, которая рухнет сразу после листинга монет на бирже. Многое зависит от того, смогут ли разработчики выполнить свои обещания и как поведёт себя аудитория. Одно можно сказать точно: тренд на «тапание хомяка» показал, насколько легко можно увлечь людей простыми, но захватывающими играми.