Мы привыкли, что дизайнерские решения рассчитаны на современное нам время: новая коллекция Gucci, очередная модель айфона от Apple или обновлённый логотип Pepsi. Но существует направление в дизайне, которое полностью устремлено в будущее и создаёт вещи для того потребителя и той среды, которых ещё нет. Рассказываем, что такое футуродизайн и объясняем его концепцию на примерах.
Футуродизайн — направление в дизайне, разрабатывающее концепции и объекты под запросы будущего. В основе — прогнозирование будущего с учётом текущих технологических, экономических и социальных тенденций.
Футуродизайн, по сравнению с традиционным дизайном, работает на более концептуальном и философском уровне. Он предлагает задуматься, как новые технологии могут изменить повседневную жизнь и повлиять на будущее.
Поэтому футуродизайнеры, как правило, создают не готовые для массового производства продукты, а прототипы. Объектами могут стать транспортные средства, потребительские устройства, здания, элементы оформления.
«Есть огромное количество современных дизайн-решений, вдохновлённых писателями-фантастами прошлых лет: электричество, электромобили, кинотеатры и многое другое появилось лишь спустя много лет после того, как было придумано авторами»
— Экологичность
Футуродизайн выступает за внедрение экологически устойчивых решений. Например, использование биоразлагаемой упаковки вместо пластика или проектирование энергоэффективных устройств.
— Инклюзивность
Футуродизайн стремится учитывать потребности всех социальных групп. Дизайнеры создают пространства и интерьеры доступные для людей с ограниченными возможностями здоровья.
— Техноцентричность
Включение новейших технологий в повседневность — одна из главных задач футуродизайна. Это проявляется, например, в создании умных городов, работающих на базе интернета вещей.
— Биодизайн
Вдохновение природой при создании эффективных дизайнерских решений. Например, объектов, структура которых повторяет перья птиц или узоры на листьях растений.
— Дизайн с фокусом на wellness
Футуродизайн зачастую создаёт объекты и среду, направленные на поддержание психического здоровья людей за счёт цвета, освещения, включения растений в интерьер.
Сингапурские дизайнеры создали концепцию принтера для макияжа и модификации лица. Это домашнее косметическое устройство проверяет состояние кожи пользователя, устраняет недостатки и наносит на лицо индивидуальные уходовые компоненты и макияж.
Команда индийских дизайнеров и инженеров представила, как будет выглядеть здравоохранение в 2040 году, и создала набор будущих устройств для поддержания здоровья.
Среди них — футболка из квантовой нити с голографическим дисплеем, которая мониторит состояние организма, а также умный квантовый AI-пол, который измеряет температуру тела, сердечное давление и ритм.
Корейский дизайнер Чонвон Ян предлагает концепцию эксклюзивного производства мебели. Клиент направляет дизайнеру всевозможные данные о себе: параметры тела, фото комнаты, где будет находиться объект, личные предпочтения и т. д. Затем дизайнер создаёт мебель с учётом всей этой информации.
Самые понятные примеры реализованных футуропроектов в архитектуре — это идеи Захи Хадид. В них есть смелые эксперименты с материалами и формами и с философией дизайна в целом.
Футуродизайн наиболее распространён в Сингапуре. Проектирование новых городов и территорий с учётом изменения потребностей людей в будущем — одна из самых популярных и захватывающих умы тем для исследования. Ещё один яркий пример — Spaceport City в Японии, целью которого является создание единого хаба для наземного и космического транспорта.
Футуродизайн как инструмент важен для бизнеса, который думает о своём будущем. Это концептуальный подход к решению любой задачи, цель которого — заглянуть в будущее и угадать, как изменятся технологии и пользовательские сценарии, а также что будет актуально, а что уйдёт на второй план.