Привет! Меня зовут Дмитрий Важенин, я — коммерческий директор Creonit / digital production. Разрабатываем цифровые сервисы, в том числе и интернет-магазины. Сегодня поговорим о последних и разберём, каким компаниям стоит делать интернет-магазины на 1С-Битрикс, а кому лучше рассмотреть разработку на одном из фреймворков Python с точки зрения бизнеса. Поговорим о плюсах и минусах каждого подхода и что делать, если вы выбрали неверный стек для разработки.
1С-Битрикс — самая популярная коммерческая CMS для разработки сайтов в России, согласно рейтингу iTrack за 2021 год. Мы — золотой партнёр 1С-Битрикс, ведём проекты на этой CMS, поэтому можем сказать, что он хорош для создания интернет-магазинов, если его использовать «как есть» — в рамках возможностей, которые включены в коробочное решение.
Популярность Битрикса объяснима:
1С-Битрикс подойдет для малого и среднего бизнеса: небольших интернет-магазинов, независимо от их специфики. Широкая функциональность и гибкие инструменты для создания и управления электронной коммерцией позволяют настраивать каталог товаров, управлять ценами и акциями, обрабатывать заказы и осуществлять доставку.
Я бы советовал использовать 1С-Битрикс для интернет-магазинов, если:
Если у вас магазин с большим количеством товаров, ежедневного трафика и активных пользователей, то он быстро начнёт требовать больше, чем предлагает «коробка».
Не всё, что хорошо для малого и среднего бизнеса, подойдёт для крупного. Рассмотрим, когда лучше сделать интернет-магазин на фреймворках Python (например, Django) и с какими сложностями может столкнуться крупный бизнес в работе на Битриксе.
Проект всегда будет упираться в рамки «коробки». Если потребуется настроить нестандартную фильтрацию в каталоге, это возможно сделать только с помощью кастомизации модулей. Если их много, интернет-магазин становится тяжелым, и скорость загрузки страниц падает. В современном мире это — приговор. Сайт, который не открывается за 3 секунды, теряет пользователей. Это усложняет добавление новых функций и интеграций.
К тому же, кастомизированные модули нужно поддерживать вручную. Они не будут обновляться вместе со всей CMS автоматически. Это приведёт к увеличению технического долга — проблем в коде или архитектуре, которые будет дорого исправлять при поддержке интернет-магазина в будущем.
Под давлением страха, что на «Битриксе» разрабатывать нестандартные функции долго и дорого, бизнес не проверяет продуктовые и маркетинговые гипотезы. В итоге они не конвертируются в деньги, и магазин не развивается. Цена технической поддержки проекта будет оставаться низкой на цифрах, но и не реализуется весь потенциал бизнеса.
Чтобы сохранять конкурентное преимущество на рынке, нужно внедрять что-то новое. Например, в 2019-2020 годах крупные интернет-магазины стали показывать рекламу в виде сториз на главной странице — у многих формат сохранился до сих пор. Он позволяет показывать больше специальных предложений, чем традиционные карусели с баннерами, потому что занимает меньше места. При этом сториз цепляют глаз пользователя и толкают к тому же поведению, что и в соцсети, из которой они перекочевали, — желанию проверить, «что там нового». Внедрение сториз в интернет-магазин может увеличить конверсию в открытие рекламы, а вместе с тем и в покупку.
Но компания, у которой магазин на Битриксе, скорее всего, не проверит это. Разработка сториз займёт много времени и может замедлить загрузку страниц — проще не делать их вообще.
В итоге, если бизнес годами будет откладывать добавление новой функциональности из-за сложности разработки, пользователи медленно перетекут к конкурентам.
В качестве сравнения возьмём фреймворк Django (Python), потому что Python — один из самых популярных языков программирования в России и мире, а Django — один из популярных фреймворков. Мы делаем проекты и на Битрикс, и на Python, поэтому можем оценить рыночные цены и человеко-часы на задачи.
На примере реальной сметы рассмотрим разницу в часах на создание функций на фреймворке Django и 1С-Битрикс и разберём, какая разработка дешевле.
Дисклеймер: я понимаю, что стоимость может отличаться в зависимости от разных параметров. Мы рассчитали средние показатели, опираясь на наш опыт.
Стоит отметить, что в приведённых выше задачах мы рассматриваем случай, когда 1С-Битрикс уже кастомизирован настолько, что готовые модули нельзя брать, потому что логика оплаты переписана целиком.
Например, у «СберМаркета» есть готовый модуль интеграции, но на переписанную логику оплаты он уже не встанет. У MindBox тоже есть готовое решение, но там очень много ограничений, поэтому лучше сразу делать кастомный модуль.
В смете видно, что Django выигрывает и в скорости разработки, и в цене. «Битрикс» хорош, пока бизнесу хватает готовых модулей. Но как только появляются первые кастомизации и изменения в бизнес-логике, на разработку новых функций в CMS уходит больше времени.
На рынке мало 1С-Битрикс разработчиков. Их сложно искать, нанимать и обучать. При этом у программистов не всегда хватает знаний, чтобы поддерживать интернет-магазин со сложной бизнес-логикой и кастомизациями. На такие задачи нужны разработчики уровня middle и senior.
Дефицит кадров приводит к тому, что их сложно заменять в случае ухода. Из-за этого работа над проектом может встать в любой момент. Этот вопрос мы разбирали в нашей другой статье.
Разработчиков на Python в разы больше, чем на Битрикс — больше 12 000 релевантных резюме на HeadHunter. По данным исследования JetBrains, в качестве основного языка программирования Python на втором месте по популярности в России (после JavaScript).
На этой технологии подбор кадров идёт быстрее и дешевле, без сильных издержек на рекрутинг.
Крупному бизнесу выгоднее писать интернет-магазин с нуля на фреймворках Python, потому что:
Что делать, если ваш интернет-магазин на 1С-Битрикс уже тяжело прогружается, а количество товаров, трафика и необходимых функций продолжает расти? Одно из решений — перенести проект на Django (Python).
Мы посчитали смету для такого переезда. Цена за каждого специалиста в команде — в месяц в рублях.
Снова дисклеймер: проекты могут быть разными, как и цены на специалистов в разных компаниях. Мы лишь демонстрируем на примере разницу в стоимости команд в целом.
У битрикс-разработчиков в команде цена выше, потому что на поддержку интернет-магазина с кастомизированными модулями нужны senior-специалисты. Если нестандартные функции будут разрабатывать джуны — на это уйдёт в два раза больше времени, плюс потребуется устранять баги. При этом для переноса проекта на фреймворки Python и его будущей поддержки подойдут middle-разработчики.
ФОТ команд указали с учётом налогов, отпускных и ежегодной индексации зарплат на 20%.
По нашему опыту, перенос интернет-магазина на один из фреймворков Python займёт около 9 месяцев и обойдётся примерно в 11,5 миллионов рублей.
Работа будет проходить в несколько этапов:
Вложения на перенос интернет-магазина на Python окупятся через 20 месяцев с момента начала его проектирования. Стоимость поддержки интернет-магазина на Django (Python) станет меньше в сравнении с Битриксом, потому что:
Покупая Битрикс, пользователь получает решение большого количества задач из коробки. Если магазину в будущем не потребуется масштабирование и не нужна нестандартная функциональность (интеграции, платёжные системы и другое) — смело делайте его на Битрикс.
Крупному бизнесу стоит разрабатывать интернет-магазин на масштабируемом фреймворке, например Django (Python). Перенос интернет-магазина с 1С-Битрикс на фреймворки Python выгоден только крупным компаниям, потому что вложения требуются большие, а срок окупаемости не очень быстрый. Для маленькой компании такой срок может быть приговором.
Интернет-магазин лучше делать на фреймворках Python, если:
Если вам интересно больше про разработку и ведение проектов в IT, следите за новыми кейсами и лайфхаками в нашем телеграм-канале.