Три тренда IT в e-commerce в 2024 году

2024-01-19 11:38:18 Время чтения 5 мин 790

Антон Макаров, руководитель компании Creonit, рассказал о главных ИТ-тенденциях в развитии российского ритейла в 2024 году.

Тренд 1. Разработка собственного ПО и автоматизация в eCommerce

В 2022 году множество зарубежных провайдеров ПО для управления бизнесом покинули российский рынок и перестали поддерживать своих пользователей. Речь о таких вендорах, как Oracle, HPE, Dell, SAP, Atlassian и так далее. С этого момента компании поняли, что хранить свои данные в чужих продуктах и строить на этом работу департаментов опасно. Это увеличило спрос на запуск собственных решений. 

По данным аналитиков, 76% отечественных компаний из крупного и среднего бизнеса теперь самостоятельно разрабатывают софт. Как утверждает исследование КРОК, 55% ритейл-компаний в 2023 году увеличили бюджеты на цифровизацию и автоматизацию, а более 80% ритейлеров готовы инвестировать во внедрение аналитических систем.

Тренд 2 Управление спросом в ритейле

Крупные ритейл-компании сталкиваются с усиленной конкуренцией и общим снижением покупательской способности. По данным «Ромир», 9 из 10 россиян на фоне сложной экономической ситуации продолжают экономить, отказываются от дорогостоящих покупок и перераспределяют бюджет в пользу еды и продуктов первой необходимости. 

Эти факты требуют от ритейлеров более эффективного управления финансами и оптимизации издержек, включая контроль над спросом. Быстрая оборачиваемость товара — ключевой фактор успеха в ритейле, поэтому важно понимать, что хорошо и быстро продаётся, а какие продукты долго лежат на полках.

В 2024 году крупный розничный бизнес будет чаще внедрять предиктивные модели, способные предсказывать будущее. Они помогут в прогнозировании товарооборота и поиске лучших предложений для увеличения продаж.

Тренд 3. Искусственный интеллект и нейросети

Все стремятся сократить издержки, поэтому искусственный интеллект становится таким же обычным инструментом, как, например, Excel или Word. 

ИИ можно использовать для широкого круга задач — он обучается на собственных данных. При этом нет необходимости создавать ИИ с нуля — можно приобрести готовую модель и использовать её.

Внедрение нейросетей в новые сферы и создание специализированных инструментов на его основе продолжится в 2024 году. Технология будет адаптироваться под каждую отрасль и станет продолжением того, что уже сейчас умеют делать люди. Только ИИ сможет выполнять задачи гораздо быстрее и точнее. Как итог — компании заменят  некоторых сотрудников сервисами и полностью автоматизировать процессы, получая и обрабатывая данные за секунды, а не за месяцы. 

Например, в ритейле уже сейчас внедряют технологии для интеллектуального анализа и суммирования отзывов. ИИ-продукты способны определять тональность обратной связи покупателей и их настроение. На основе негативных отзывов системы самостоятельно выделяют проблемы в товаре или клиентском опыте, которые требуют доработки. Всё происходит без участия живого человека. Также такие ИИ-сервисы способны сортировать отзывы, находить заказные комментарии или оценки ботов.

Ещё одно интересное применение ИИ в ритейле — предотвращение краж. В прошлом году несколько компаний занимались разработкой нейросетей для обработки видео с камер наблюдения в режиме реального времени. Задача таких продуктов — копить данные о поведении покупателей и отправлять работникам уведомления о подозрительных клиентах, чтобы поймать их до кражи. В 2024 году мы увидим результаты внедрения этих нейросетей.