Привет! На связи Creonit. Разрабатываем цифровые сервисы.
Ни один проект в разработке не обходится без правок, и это нормально. Проблема возникает, когда после релиза выясняется, что сервис не соответствует ожиданиям стейкхолдеров. Рассказываем, почему так происходит, и как Oberton помогает управлять представлениями заказчиков.
Необходимое условие развития бизнеса — повышение операционной эффективности. Один из способов оптимизировать расходы компании и при этом добиваться более высоких результатов — цифровизация бизнес-процессов. Сегодня 61% компаний применяет различное ПО для автоматизации своей работы, причем 53% из них замечает плохую совместимость софта от разных производителей.
Этот факт толкает бизнес на запуск собственных продуктов для автоматизации. По данным аналитиков, 76% отечественных компаний теперь самостоятельно разрабатывают софт.
Весной 2024 года мы готовились к выступлению на одной из крупнейших конференций по управлению продуктом ProductCamp. Руководитель Creonit — Антон Макаров — выступал с докладом о запуске low-code платформы Oberton. Статью по его презентации читайте здесь. В рамках подготовки к докладу мы провели исследование среди продактов и проджетов и выделили топ проблем, с которыми сталкиваются компании в разработке собственных продуктов. Одна из них — правки после завершения проекта.
Как IT-аутсорс компания мы сразу заметили повышение спроса на запуск продуктов для бизнеса в 2022 году. Часто заказчики приходили уже после нескольких попыток сделать сервис. Так мы стали замечать схожие причины, по которым запуск продуктов проваливается или откладывается.
Во время подготовки к докладу на ProductCamp мы решили систематизировать проблемы бизнеса во время разработки. Запустили несколько опросников в продуктовых чатах и узнали мнение 60 продактов и проджект-менеджеров из средних и крупных компаний.
Какие трудности выделили:
Правки в таком глобальном и сложном процессе, как разработка сервиса, — неизбежное явление, и это норма. Но ущерб компании наносят корректировки в уже готовом продукте, когда выясняется, что сервис не соответствует ожиданиям руководителей и конечных пользователей.
У этого явления несколько причин:
1. Заказчикам сложно понять продукт по артефактам проектирования. Стейкхолдерам проводят презентации, показывают технические задания, сценарии взаимодействия, прототипы и макеты, но всё это не складывается в общую картину у людей, которые находятся вне разработки. Лица, принимающие решения, начинают вникать в продукт, когда видят готовый интерфейс, в котором можно нажимать кнопки. На этом этапе выясняется, что реальность не сходится с ожиданиями.
2. Отсутствие тестов на реальных пользователях. Промежуточные этапы разработки оценивали руководители департаментов и другие представители менеджмента, но конечный пользователь впервые видит интерфейс уже после официального релиза. В этот момент выясняется, что новый инструмент только усложняет работу специалиста.
Например, компания разработала CRM-систему и ввела её в эксплуатацию. Сервис сделал работу с клиентами сложнее, и теперь менеджер по продажам тратит больше времени на внесение заявки. Так операционная эффективность не растёт, а падает. Если бы реального пользователя будущего продукта подключили к проектированию, он бы подсказал, как должны работать функции в CRM.
3. Ошибки на этапе проектирования архитектуры. Сервис не подготовили для будущего масштабирования. После релиза всплывает факт, что в продукт невозможно добавить модуль для нового отдела, дополнительную функциональность или интеграции без переработки уже готовых частей.
4. Появление новых требований к продукту. Классическая разработка с нуля занимает от 6 месяцев до нескольких лет. За это время стратегия компании или принцип работы департаментов могут измениться. Нововведения в бизнес-процессах приведут к необходимости адаптировать продукт.
70% российских компаний использует lode-code технологии, чтобы удешевить и ускорить разработку. Чтобы удовлетворить запрос рынка, мы запустили собственную low-code платформу Oberton.
Oberton позволяет:
Oberton помог сократить количество правок после разработки на наших проектах в два раза. Демо-стенды позволяют заказчикам быстро понять, как будет выглядеть и работать новый сервис. Если со стороны бизнеса появляются новые требования к продукту — их легко реализовать.