В портфолио Rosberry за годы её существования появилось множество мобильных приложений для творчества. Среди них — видеоредактор Filmm, приложение для создания инстаграм-постов и сторис Template, раскраска по номерам PixelСraft, раскраска Painting Therapy и приложение для создания коллажей SplitPic.
Своё первое музыкальное приложение мы сделали 6 лет назад. Музыкальный редактор TrackD позволяет записывать песни, делать совместные треки с другими пользователями и делиться своей музыкой со всем миром. Сейчас им занимается продуктовая команда клиента, а к нам поступило предложение разработать Demo — и мы приняли
Главная идея iOS-приложения Demo — быть простым в использовании мобильным инструментом как для профессиональных музыкантов, так и для любителей. Представьте, что вы идёте по улице, и вдруг в голове заиграла мелодия, которую надо как-то записать, чтобы не забылась. За мелодией приходят наброски слов, которые тоже надо куда-то сохранить, чтобы потом доработать этот демо-трек до полноценной песни или композиции в подходящих условиях. Для тех же, кто совсем не имеет музыкального образования, приложение предлагает много готовых последовательностей аккордов и помогает сочинять лирику.
Проект требовал, чтобы им занимались грамотные разработчики с музыкальным бэкграундом. Технический директор Rosberry Антон сочетает в себе обе этих сущности: он iOS-разработчик с музыкальным образованием, опытом игры на клавишных и создания музыки. Антон и ранее работал на других проектах с клиентом, доверившим нам разработку Demo, поэтому общий язык уже был налажен. Эти факторы позволили нашему техническому директору также взять на проекте роль продакт-оунера. Мы решили поговорить с ним о Demo, который для нашей команды стал особенным.
Антон, ты уже более 10 лет в команде Rosberry и участвовал в сотнях проектов различной сложности. В чем была особенность проекта Demo?
Основной особенностью проекта было то, что воплощение функциональности приложения требовало очень глубоких знаний о теории музыки. Хоть у нас и раньше были проекты, так или иначе связанные с музыкой или требующие обработки звука, Demo заставил команду погрузиться на фундаментальный уровень создания музыки. Это один из наиболее хардкорных проектов, в которых я принимал участие.
Насколько глубокими должны были быть познания, чтобы делать это приложение свободно и уверенно?
С точки зрения теории, для работы требовалось разобраться с основами нотной грамоты, вариантами и обращениями аккордов, темпом, размером и тональностью. Из чуть более практических тем — понимание формата MIDI, различных аудио-форматов, синхронизации проигрывания MIDI, уже записанного аудио и живой записи.
Как собиралась команда, если ты говоришь, что проект требовал специальных знаний теории музыки?
Конечно, я не могу сказать, что знание музыкальной теории и основ сведения было главным критерием подбора команды, но, разумеется, мы это учитывали. В той или иной мере такие знания были у меня, QA-специалиста, бэкендера и дизайнера. Также я поддерживал команду со стороны технических особенностей работы с MIDI и аудио-данными. А вот нашему основному iOS-разработчику было чуть сложнее, поэтому команда устроила ему crash course по всем основным моментам, которые были необходимы в процессе работы над приложением.
Например?
Мы восполняли его пробелы как в знаниях о простейших понятиях вроде октав, тональностей и видов аккордов, так и в чуть более продвинутых: системе счисления Нэшвилла, транспонировании и т. п.
А разработчики без специальных знаний смогли бы разработать Demo?
С точки зрения теоремы о бесконечных обезьянах, рано или поздно да. Однако это было бы настоящим испытанием. Клиент бы в таком случае долго и мучительно, в самых мельчайших деталях и по нескольку раз, описывал логику приложения и его отдельных функций, а команде пришлось бы делать очень многие вещи методом проб и ошибок.
В любом случае, если предположить, что ни у кого в команде не было бы подобного опыта, лучшим первым шагом было знакомство с музыкальной теорией.
Чем вы действительно гордитесь в этом проекте в плане технической реализации?
Наиболее значимым достижением была организация работы со «стилями» и ритмами в приложении.
«Стиль» — как хип-хоп или рок?
Почти. «Стиль» в Demo — это набор аккордов, характерных для какого-либо музыкального стиля. Пользователь может выбрать один из предустановленных в приложении «стилей» или создать свой собственный. Например, для стиля Pop-1 заданы такие аккорды: Am, F, Em, G.
Но одних лишь аккордов мало, нужно ещё понимать, как их сыграть. Здесь на помощь приходит ритм. Ритм описывает, в каком порядке, с какой силой и длительностью проигрываются ноты в этих аккордах, как расставлены паузы и как играется партия ударных. В приложении есть ритмы, заточенные под тот или иной музыкальный стиль, а есть и более универсальные.
Разумеется, я не могу раскрывать все детали, но это была нетривиальная задача, которая требовала внимания как с технической, так и с продуктовой сторон.
Расскажи немного о тестировании, ведь оно отличалось от тестирования на других проектах.
Как и в случае с любыми мультимедиа-приложениями, главный челлендж Demo — сложность проверки генерируемого контента. В случае с Demo речь идёт о последовательности аккордов, составленных пользователем, аудиозаписи и, в конечном итоге, готовой песни. Для этого также требовалось знание музыкальной теории, потому что иначе проверить правильность обращения и транспонирования аккордов или переключения между размерами невозможно. К счастью, в команде был человек, который взял на себя эту нелёгкую работу.
Наверное, тестировать приложение было дико интересно?
Ну, на самом деле процесс не сильно отличался от тестирования любого другого приложения, за исключением того, что тестировщик время от времени уединялся, чтобы записать какое-нибудь аудио. Основными хитростями были внимание к деталям и музыкальный опыт, который позволял быстро заметить, когда что-то идет не так: нет ли рассинхрона аудиодорожек, правильно ли меняется тональность и т. п.
А тестировщик пользовался какими-то музыкальными инструментами во время записи аудио?
Инструменты ему были не нужны, так как Demo и есть главный инструмент, но он писал вокал — попел от души!
Наверное, нельзя сказать, что у Demo нет аналогов, но чем оно привлекает пользователей?
Я бы сказал, что основной selling point Demo — концентрация на специфическом флоу работы и баланс между нуждами начинающих и более продвинутых пользователей. Приложение не пытается стать полноценной заменой цифровой звуковой рабочей станции (digital audio workstation), а концентрируется на предоставлении своего рода блокнота для наброска музыкальных идей.
Вы оглядывались на конкурентов, чтобы позаимствовать у них лучшее для своего продукта?
На каких-то конкретных — нет. Но мы, разумеется, учитывали общие моменты работы с аудио и MIDI, характерные почти для всех подобных приложений и цифровых рабочих станций. Базовый пользовательский флоу, в свою очередь, достаточно уникален, поэтому при всем желании мы бы не смогли что-то у кого-то подсмотреть для его составления.
Как и чем живет проект сегодня? Какие пути развития продукта намечены?
Рассказывать об этом мы не можем, так как это закрытая информация клиента. Но мы точно прокачались в создании приложений для музыкантов и уже готовы взяться за следующую идею.
Многие приложения Rosberry касаются наших повседневных интересов Ведь кроме того что мы — дизайнеры, разработчики и тестировщики, мы ещё и увлечённые музыканты, фотографы, спортсмены, путешественники, диджеи и даже пчеловоды. Мы знаем, чего мы хотим от таких приложений как пользователи, а не только как профессионалы. Поэтому, на стыке хард скилов и вдохновения, у нас рождаются качественные lifestyle-продукты, похожие на Demo.