Зачем миру еще один подкаст, или Что дает «Репутация со свистом»

2024-11-05 10:12:05 Время чтения 18 мин 492

Сложно ли запустить отраслевой подкаст с минимальным привлечением подрядчиков? Сложно, но стоит того. Мы в агентстве Sidorin Lab стали авторами первого в русскоязычном интернете подкаста о репутации – и гордимся этим. Рассказываю, как удалось претворить мечту в реальность. 

Надо что-то делать: как мы решились на запуск

В конце 2021 года мы уже подумывали о собственном подкасте — тогда формат только набирал обороты. Но в 2022-м оказалось не до того: бизнес выживал, было не до экспериментов. Не дошли руки и в 2023-м, когда открывали офис и организовывали первую конференцию в Казахстане. 

Лишь в 2024 году поняли, что откладывать можно до бесконечности. Решили: «Давайте хотя бы концепцию обсудим». Так и завертелось — отправили нашего маркетолога на курсы по подкастингу, а к лету определились с темами. 

Ведущими стали я, Даша Свистунова — операционный директор SL, и Настя Плющева — директор по маркетингу и продажам SL.

Оставалось придумать название. Обсуждали разные варианты: например, «Плохая репутация» или «По ту сторону репутации». Не смогли определиться и вынесли вопрос на креативный кластер — еженедельный творческий брейншторм. Тогда ребята сгенерировали штук тридцать вариантов, от рабочих до кринжовых. 

В итоге мне звонит Настя Плющева и смеется в трубку: «У нас есть название подкаста, но не знаем, зайдет ли тебе. “Репутация со свистом”». Звучало интересно, учитывая, что в школе у меня было прозвище «Свист». Но я не хотела, чтобы подкаст получился имени меня. Тут Дима Сидорин успокоил: «Слушай, свист, вообще-то, это часть профессии клакера. Они еще в XIX веке управляли настроением толпы — инициировали аплодисменты, смех, ну и свист». Нам понравилось, и на этом названии остановились. 
Спасибо Алене за креативный нейминг

Цели подкаста «Репутация со свистом»

  1. Выйти на широкую аудиторию. Мы давно в отрасли и видим, как репутация влияет на бизнес и людей в нем. Одна из главных целей — объяснить, почему репутация касается всех и каждого. В качестве примеров берем социально значимые темы, такие как кибербуллинг и медиаграмотность.
  2. Заинтересовать тех, кто еще не знает о сфере. Во-первых, подрастающее поколение, которое решает, куда поступить, или думает сменить профессию. Во-вторых, маркетологов или пиарщиков, которые что-то знают об отрасли, но не до конца понимают ее значимость. 
  3. Прокачать имидж SL. Я и Настя — эксперты в области репутации, а не просто говорящие головы. Темы выпусков могут казаться далекими от нашей специализации, но это не так. Показываем, как на привычные сюжеты можно посмотреть с другой стороны. Часто получается не только полезно, но и весело.

Продюсируем подкаст своими силами. Пробовали работать со сторонними специалистами, но они не понимают специфику. 

Например, они не погружены в управление репутацией и не могут генерировать глубокие темы. Подрядчики не болеют ORM, как мы — у которых уже глаз дергается на миф «управление репутацией = накрутка отзывов». И еще один важный момент: многих гостей знаем лично, и нам проще до них достучаться, чем продюсеру со стороны.

В итоге делегировали эту работу нашему маркетологу — Насте Пахомовой. Она самостоятельно отбирает студии, общается со съемочной командой, ищет визажистов и других подрядчиков. Постановка ТЗ, заливка выпусков на всех платформах, продвижение — тоже на ней. 

Кстати, размещаемся не только на отечественных сервисах, но и на международных, потому что нас интересует русскоязычная аудитория и других стран: Казахстана, Молдовы, Узбекистана, Сербии, Турции, Грузии и так далее.   

Еще в команде подкаста 

Главный дизайнер Юля Конякина и ее отдел. Девчата отвечают за визуал: от титров до превью. Юля — перфекционистка, ответственно относится к оформлению каждого видео, тизера, звукового дизайна. Кстати, даже джингл для заставки — эксклюзив SL: его делали Юля и Лёша Плющев, аккаунт-директор, муж Насти Плющевой и по совместительству музыкант, который играет на нескольких инструментах. 

Кадр из анимационной заставки подкаста

Директор по внешним коммуникациям Ольга Шляхова отвечает за коммуникацию с гостями. На ней встречи, сопровождение на площадке, даже досуг гостей — без нее мы бы пропали.

Редактор Софа Мухамедьярова — самоотверженно принимала самые туманные технические задания. В первом сезоне мы сами не до конца понимали, как все должно выглядеть, и концепты менялись. Но Софа справилась, за что ей огромное спасибо.

Софа Семёнова, SMM-специалист, ездила на бэкстейдж-съемки, креативила контент для социальных сетей и сейчас тоже помогает в продвижении подкаста. Кстати, многие наши рилсы отлично заходят. 

Темы придумываю я. Накидываю тезисы, а ребята превращают мои порой сумбурные мысли в понятные формы. При этом на съемках стараемся вести живой диалог: у гостей есть список вопросов, но строгого сценария нет. Следуем основной структуре, а дальше все идет своим чередом — подстраиваемся под ответы гостей. 

Сразу отказались от тем в духе «Что такое ORM?». Это слишком узконаправленно и не соответствует целям проекта. Возможно, когда-нибудь создадим отдельный плейлист для экспертов, которым интересно глубже погрузиться в сферу репутации. 

Выбираем гостей сами. Конечно, приоритет отдаем узкопрофильным экспертам, но оцениваем их как спикеров, смотрим на умение держаться перед камерой. Даже отличный специалист не всегда подходит, если не умеет взаимодействовать с аудиторией. Еще важен «вайб» — когда смотришь на человека и возникает мысль «хочу его в наш подкаст!».

В «Репутации со свистом» мы не даем готовых инструкций, но при этом выпуски такие, где мозг не отключишь. Наш подкаст про познание себя и социума, обществознание в формате живых историй. 

Репутация стран, кибербуллинг, личный бренд: о чем говорили в первом сезоне

Пилотной темой «Репутации со свистом» стал «Социальный рейтинг», гостем — Никита Прохоров, сооснователь SL. Зашли с этой темы, чтобы показать, что репутация не абстрактный маркетинг для крупных брендов. Социальные рейтинги окружают нас в повседневности: это рейтинги каршеринга, программы лояльности, банковский скоринг, таблицы успеваемости в школах и институтах. Обсудили за и против этого явления. 

Второй выпуск — «Психология негатива». Пригласили Олю Макарову, аналитического психолога. Она уже была гостем на ПЕКЛО: рассказывала о мотивах людей, оставляющих негативные комментарии. В выпуске разбираем, кто пишет такой негатив, почему хейт выделяется среди нейтральных сообщений и правда ли, что российский интернет более токсичен. 

Третий выпуск — «Слушаем социальные медиа». Марина Попова, директор клиентского департамента Brand Analytics, рассказывала, как собираются и используются данные в интернете, и насколько этично и безопасно это для общества. 

Четвертый выпуск — «Мемы и их влияние на общественное мнение». Гостем стал Евгений Цуркан, кандидат философских наук и преподаватель МГУ. Выпуск был непростым, я там меньше всего говорю, а больше слушаю. Поговорили об иронии и пост- и метаиронии. Да, для репутации мемы тоже важны, потому что они — форма народного творчества и могут формировать взгляды на какие-либо явления, так и быть продуктом этих явлений. 

Пятый выпуск — «Создание личного бренда» — вышел с Анной Иоспой. Актуальная тема, потому что запросы на личный брендинг растут. Поговорили, действительно ли он нужен каждому, и развенчали мифы, которые вокруг него существуют. 

Шестой выпуск —«Репутация территорий». Обсудили с Артемом Леднёвым, главой управления взаимодействия с контент-центрами АНО «Диалог», как создается образ страны или региона, кто этим занимается, как это влияет на внутренний туризм, патриотизм и позиционирование. 

Седьмая тема — «Кибербуллинг». Затронули тему, которую часто замалчивают, а ведь проблема случается в жизни многих. В выпуске хотим донести до как можно большего числа людей, что важно не только осознавать проблему, но и принимать меры — в том числе, профилактические. Выпуск приурочен ко Дню борьбы с кибербуллингом и выйдет 13 ноября. 

Это мой любимый выпуск. Гость — Марина Ртищева, эксперт проекта «Травли NET». 
Марина объяснила много нового о явлении, с которым я лично не сталкивалась. Но выпуск позволил по-новому взглянуть на эту проблему — где-то было даже жутковато.

«Инфлюенсеры — новые СМИ» будет финалом первого сезона. Объясняем, что репутацию брендов формируют не только СМИ и пользователи, оставляющие отзывы, но и инфлюенсеры. Они умеют продвигать бренды, просто надев свитер с лейблом или сделав селфи со стаканчиком кофе из конкретного места. 

Разобрали, как именно инфлюенсеры формируют общественное мнение, какова степень доверия к ним, существует ли фактчекинг в их мире, а также как регулируется и развивается эта отрасль. 

Слова-паразиты, логистика, подрядчики: с какими трудностями столкнулись 

Каждый съемочный день мы записывали по два выпуска. Команда прибывала к десяти утра, готовила оборудование, грим. Завершалось все в лучшем случае к шести вечера. Такой режиме требует постоянного эмоционального и физического напряжения. Особенно к концу дня, когда работа под жарой софитов утомляет сильнее. 

Запись одного выпуска длится около двух часов. После перерыва и перегримировки записываем второй — такой же длительностью, и домой возвращаемся к позднему вечеру.

Еще есть момент психологического напряжения перед объективом, несмотря на опыт выступлений, который у нас с Настей есть. Камера, мотор — и настает неожиданный ступор. На площадке неформальная обстановка, но даже она в первые дни не помогала. Потребовалось время, чтобы научиться расслабляться перед камерой.

Третий аспект — постпродакшн. Записанный многочасовой материал нужно резать на эпизоды, шортсы и тизеры. Просмотр и монтаж одного эпизода могли занимать до четырех часов, что оказалось труднее, чем ожидали. При этом сложно оценивать себя на экране: ой, вот зачем я руку так поставила, а здесь губы странно накрашены и так далее. Два выпуска мы с Настей Плющевой поучаствовали в этом, потом делегировали команде — их взгляд объективнее. 

Как будем работать над ошибками во втором сезоне

  1. Оптимизируем логистику. Найдем студию ближе к дому, чтобы экономить время и силы, но продолжать снимать по два выпуска за день.  
  2. Прокачаем уверенность перед камерой. Пересматриваем выпуски и подмечаем речевые ошибки, слова-паразиты, жесты. Так, в одном из выпусков я сказала «крутяк» раз тридцать — причем это слово в обычной жизни не использую. Буду больше себя контролировать.
  3. Улучшим постпродакшн. Нашли нового подрядчика, который более вовлечен в процесс и возьмет больше задач по монтажу. 

Зарубеж, кибербезопасность, репутация религии: что планируем на новые сезоны и о чем мечтаем

Пока не знаем, сколько сезонов будет в подкасте, но тем уже на четыре. Спойлер: второй сезон пока точно будем снимать в Москве, а третий за пределами России. Хотим пообщаться с зарубежными экспертами, которые тоже работают с репутацией — интересно найти отличия. 

Топ гостей, которых мечтаем пригласить на подкаст

Как попасть на подкаст «Репутация со свистом»

Мы открыты для предложений и новых гостей. Для этого нужно написать нам с Настей письмо [email protected], предложить тему и тезисы. Не обещаю, что попасть к нам сможет каждый, но ответим на ваше письмо точно.

Больше про подкаст и инсайты в диджитал, управление репутацией и маркетинг —  в моем Инстаграме* или Тенчате. Сам подкаст – по ссылке

*Meta признана в России экстремистской организацией и запрещена.