Генеральные директора российских компаний на ежегодном летнем форуме E+ Awards обсудили, как развивается российский бизнес, как технологии в маркетинге помогают выигрывать в конкурентной борьбе и что нужно для удержания кадров.
Уход зарубежный компаний с рынка дал толчок сразу нескольким российским компаниям. Так, по словам генерального директора Додо Пицца Евразия Дмитрия Соловьева, с 2022 года компания активно стала наращивать международную экспансию. Сегодня открыты точки в двадцать одной стране, в ближайшее время планируется выход еще в четыре страны. Темпы роста могут позволить Додо уже к 2026 году нарастить выручку до 150 млрд рублей на рынке Евразии. Антон Володькин, генеральный директор онлайн-кинотеатра Wink также отмечает, что никакой катастрофы после ухода американских мейджоров не произошло. Российский контент сейчас активно и быстро развивается и по количеству, и по качеству. Если раньше ставка была на прокатное кино, то теперь ты сам можешь управлять продуктом, нет никаких ограничений.
Региональный производитель семечек — компания Велкен, чтобы выиграть конкуренцию с федеральной тройкой игроков, вышедшими в Сибири, в 2023 году обновил позиционирование. По словам Максима Степнова, исполнительного директора компании, единственным способом выиграть конкуренцию без больших бюджетов и медиа давления, было найти для аудитории новое понимание ситуаций потребления продукта.
Так в прошлом году Велкен предложил концепцию семечек, как возможности побыть наедине с собой, своего рода будничная медитации, средство для стабилизации. Вместо традиционной коммуникации вокруг подсолнухов, бабушек и качество продукции за счет технологической оснащенности. По открытым данным, решение позволило компании нарастить объем продаж на 14% по итогам всего года и на 39% во время проведения самой кампании.
«Для регионального производителя такие кардинальные шаги — рискованный шаг. Но первая реакция потребителя и финансовый результат дал уверенность, что Зум Зум движется верно. Мы получаем колоссальную обратную связь от молодой аудитории, что мы дали им внутреннее алиби, что это не стыдно», — добавил Степнов.
В начале прошлого года ОТП Банк принял новую стратегию развития. Этому предшествовало понимание, что текущая бизнес-модель (выдача кредитов через партнеров для решения текущих задач клиента — прим. ред) конечна. Компания взяла курс на построение клиентоцентричного универсального банка с высоким уровнем цифровизации. Как отметил президент ОТП Банка Илья Чижевский, сегодня банк может выстраивать тот клиентский опыт, тот сервис и те продукты, которые позволят клиенту в моменте получать больше. И это дает определенное преимущество. Без переосмысления бизнес-процессов и построения ИТ-инфраструктуры, это было бы невозможно. Как пояснил представитель банка, в одной из самых конкурентных и развитых индустрий без развитой ИТ-функции делать в ней нечего.
Технологии также важны и для стриминговых платформ. Антон Володькин, генеральный директор Wink, на примере сериала нашумевшего сериала «Слово пацана» поделился, что бизнес-результат невозможен без трех главных составляющих — технологий, маркетинга и контента. Сериал получил более 23 млн просмотров на платформе и совокупно около 60 млн после показа на телеканале НТВ. Но технологии были первичны. Если бы платформа не справился с нагрузкой на серверы в пиковые периоды выхода новых серий, привлечь и удержать новых зрителей было бы невозможно.
Уровень безработицы в России обновил свой исторический минимум — 3,6%. В условиях снижения числа безработных, бизнес ищет способы для эффективного поиска и удержания квалифицированных специалистов. По словам генерального директор HeadHunter Дмитрия Сергиенкова, ИТ не самая большая проблема. Это была проблема после ковида, дисбаланс больше в инженерных специальностях, высококвалифицированных управляющих в строительстве. В этих сегментах ощущается нехватка кадров. ИТ рынок по-прежнему небольшой и драйвится инвестициями крупных компаний. Есть очевидный тренд на необходимость повышать зарплаты, учитывая уровень инфляции. Более того, мы видим, что оклад предопределяет финальное решение сотрудника о выходе. Следующий важный фактор — HR-бренд. Все больше компаний инвестируют в него, продвигаются в охватных каналах. Конкуренция наверху воронки очень высокая. Чтобы изменить ситуацию важно работать не с верхом воронки — над привлечением сотрудников, а дальше — с удержанием, насколько люди эффективны на работе. В этом направлении мы видим, что компании сейчас сильно недоинвестированы. Онбординг сильно дороже, чем поиск. И важно инвестировать в опыт взаимодействия сотрудника с компанией (employee experience).