Как российские компании используют Drupal — исследование

2023-02-01 15:52:11 Время чтения 6 мин 476

На связи диджитал-агентство ДАЛЕЕ. Сегодня мы опубликовали исследование о том, как российские компании используют Drupal. Это первый комплексный ресерч по данной теме за последние 5 лет. Исследование делится на три части: качественное, количественное и полевое.

В этой статье рассказываем, чем может быть полезно исследование и делимся основными выводами. В конце — ссылка на полную версию.

Зачем нужно это исследование

Мировой рынок CMS в 2023 составляет около 44,5 млрд долларов. И эта цифра будет только расти. А по данным CMS Magazine на рынке сейчас есть 195 систем. Решений много, но львиную долю рынка и у нас, и за рубежом занимают несколько основных систем: WordPress, Drupal, MODX. Российский список пополняется 1С-Битриксом и Тильдой.

Как видно, в мире WordPress идет с большим отрывом в 33%. Drupal же занимает 3% рынка, но все еще остается в числе лидеров. Источники: BuiltWith и REG.ru

В России Drupal не пользуется популярностью и воспринимается только как CMS. Команд с этой компетенцией не так много и выросли они, в основном, за счет работы с зарубежными брендами.

При этом в мире ~11% лучших сайтов по версии BuiltWith сделаны на Drupal. В их число входят гиганты рынка, а также крупные организации, например, Verizon, ООН, Ubuntu, Tesla и др. И его продолжают активно использовать и развивать.

Как возрастает доля Drupal при сужении выборки лучших сайтов с 1 млн до 10 тыс., %

В этом исследовании мы хотим привлечь внимание к Drupal, не очевидному решению на российском рынке. Мы видим определенную консервативность при выборе CMS в России: у клиентов есть основное решение, которое они используют в проектах, и еще одно-два, которые пришлось применять ситуативно. На это есть свои причины. Однако мы считаем, что Drupal в России используют мало, а это перспективная OpenSource-система.

При этом Drupal уже давно отошел от концепции одной лишь CMS и эволюционировал в DXP (цифровую платформу по управлению клиентским опытом). Это делает его гибким и мощным инструментом для настройки единой и персонализированной маркетинговой стратегии.

Это исследование показывает, как именно российский бизнес и разработчики решений видят Drupal, внедряют и используют его, для каких задач он чаще всего применяется и почему. Еще одна цель — дать исчерпывающий срез по возможностям и ограничениям системы.

Кому полезно это исследование

  1. Менеджерам по продукту;
  2. Маркетинговым специалистам;
  3. Менеджерам проектов;
  4. Разработчикам.

Анатомия исследования

Кабинетное исследование: изучили 200+ источников и ресурсов о Drupal

Количественное исследование: проанализировали 32 000 сайтов на Drupal в Рунете

Качественное исследование: провели 20 глубинных интервью с крупнейшими компаниями-владельцами сайтов на Drupal

Основные выводы исследования

  1. В России Drupal воспринимают только как CMS, тогда как система давно отошла от этой концепции, трансформировавшись в DXP и лидируя в этом сегменте по данным Gartner и Forrester.
  2. 38% сайтов на Drupal в Рунете — это сложные корпоративные порталы. Подобные проекты чаще всего обходятся компаниям в десятки миллионов рублей. Это говорит о том, что несмотря на то, что Drupal — опенсорсный проект, на нем возможны проекты, которые при других условиях использовали бы дорогостоящие IT-решения. А на диаграмме представлена разбивка по остальным типам сайтов:
Статистика использования CMS Drupal для разных типов сайтов, %
  1. Drupal может обходиться компании дешевле с точки зрения ТСО (Total cost of ownership). Последние версии направлены на оптимизацию командной разработки. За счет этого сокращается время на разработку в целом. Например, в рамках одного из наших проектов нам удалось сократить время на запуск MVP с 80 часов до 30.
  2. Среди опрошенных нет инхаус-команд с этой компетенцией.
  3. На рынке ощущается нехватка Drupal-разработчиков. Это обусловлено высоким входом порога для разработчиков. Чтобы создавать более-менее сложные проекты на Drupal, нужно иметь глубокие знания PHP, в частности Symfony и другие инструменты.

Узнайте в полной версии исследования, как именно мы пришли к этим выводам и что нам рассказали респонденты и анализ сайтов. Его можно получить по ссылке: drupal-dalee.ru. Это бесплатно.