Рассказываем, как переиспользовать и монетизировать базу пользователей, которая накопилась за несколько лет. А также на каких фичах можно сэкономить, чтобы запуститься за короткий срок
Привет, это KTS, мы разрабатываем:
С 2008 года eLama автоматизирует рекламные кампании для малого и среднего бизнеса. Недавно платформа стала частью «Яндекса». С eLama можно настроить рекламу в 19 разных системах: например, подключить Яндекс Директ, запустить SMS-рассылки или начать продвижение в соцсетях.
eLama выделила 70+ самых востребованных услуг по интернет-маркетингу и работе с платным трафиком. При выборе учитывалась их эффективность для бизнеса и возможность типизации, чтобы упростить работу заказчиков и исполнителей.
В 2023 году появилась идея создать биржу, которая объединит 5000+ экспертов по работе с 70+ маркетинговыми услугами.
Идея фриланс-биржи не нова, но если у какого-то игрока на рынке появляется нечестное преимущество в виде большой базы исполнителей, как у eLama, то это хорошая заявка на успех. Поэтому, когда в январе Илья, CEO IT-платформы eLama, рассказал по-секрету, что хочет запустить биржу, я поверил, что это взлетит
Нашей задачей было не просто создать какой-то отдельный продукт на аутсорсе, а развить уже существующий, дав нашим пользователям дополнительный заработок.Мы уже сотрудничали KTS по их продукту Smartbot Pro. Этот продукт входит в экосистему eLama и доступен нашим пользователям на особых условиях. Видим, что ребята из KTS вовлечены в развитие Smartbot. Мы поняли, что можем с их помощью развивать и новое бизнес-направление
Биржа работает по знакомой пользователям схеме: заказчик размещает заказ и прикрепляет ТЗ, на задание откликаются исполнители и предлагают свои услуги. Для обсуждения задачи есть чат, а статус заказа можно менять на один из трёх вариантов: «в работе», «на проверке» и «выполнено». Когда заказчик утверждает результат, исполнитель получает деньги за работу на свой баланс.
Биржа состоит из 8 ключевых блоков, дальше опишем их подробнее.
На обычных биржах есть проблема демпинга цен. Чтобы найти первых клиентов, новые специалисты на платформе вынуждены продавать свои услуги за небольшую цену. Демпинг вынуждает высококлассных фрилансеров с большим опытом покидать платформу. По итогу на биржах остаются слабые специалисты, которые выдают посредственные результаты.
На постановку задачи уходит 2 минуты: в услуге прописано, какие данные заранее подготовить для исполнителя.
При создании заказа деньги на счету заказчика замораживаются, и списываются после утверждения работы. Как мы интегрировались с биллингом — читайте ниже
В бирже услуг eLama стоимость типовых услуг рассчитана заранее. Таким образом, на ней невозможен демпинг, опытные специалисты остаются, а заказчик получает услугу за справедливую цену. Так платформа привлекает достаточное количество заказчиков и исполнителей.
Исполнитель видит список доступных заказов. В описании к каждому заказу указаны: цена, дедлайн, требования к закрывающим актам и ожидаемый результат.
Исполнитель выбирает заказ и откликается с сопроводительным сообщением.
У каждого исполнителя — своя карточка. В ней указан стаж работы, сколько исполнитель сотрудничает с eLama и его предпочтительные бизнес-ниши. Такая подробная карточка помогает выбрать самого подходящего исполнителя из откликнувшихся.
После отклика исполнителя с ним создаётся чат. Заказчик может обсудить детали заказа с откликнувшимися исполнителями и выбрать подходящего.
История сообщений сохраняется на случай возникновения споров.
Если в процессе предварительного обсуждения заказа исполнителю стало понятно, что объём работ больше, чем был описан в заявке, то он может скорректировать своё предложение до момента подтверждения заказчиком.
Если объём работы поменяется уже в процессе выполнения заказа, стоимость можно поменять через Службу Заботы при взаимном согласии.
Заказчик всегда знает, что происходит с его задачей. Уведомления о каждом этапе работы приходят в чат с исполнителем и на электронную почту.
Когда задача выполнена, заказчик проверяет результат и утверждает его, если всё в порядке. После утверждения замороженные деньги с баланса заказчика переводятся на баланс исполнителя. Если заказ оформлен с закрывающими документами, дополнительно eLama высылает нужный комплект для бухгалтерии и налоговой.
Исполнитель получает деньги на расчетный счет.
Если между заказчиком и исполнителем возникает конфликт, эксперты eLama помогают разобраться. Они понимают специфику услуг, поэтому могут объективно оценить спорные моменты и разрешить их.
В случае невыполнения задачи eLama отменяет заказ и размораживает деньги на балансе.
Важная особенность — при переходе в биржу пользователь не должен замечать, что попадает в другое приложение.Для этого мы использовали UI-кит и интегрировали авторизацию платформы и биржи. Приложение встроено через iframe
Мы начали делать биржу в конце апреля 2023. Через два месяца после старта выпустили MVP и создали лендинг, чтобы привлечь в биржу первых заказчиков.
В рамках MVP доступ к бирже был только у заказчиков. Исполнителей Служба Заботы подключала вручную для каждого заказчика.
Заказчики могли выбрать любую услугу из списка с фиксированной ценой либо создать свою кастомную. Обязательным пунктом было указать номер телефона для связи. Служба Заботы общалась с заказчиком не в чате на сайте, а за пределами биржи — в WhatsApp и Telegram.
Специалисты поддержки вручную подбирали проверенного исполнителя и мэтчили его с заказчиком. Заморозка и списание средств проводились тоже вручную силами Службы Заботы.
Команда eLama осознанно не включила в MVP внутренний чат и интеграцию с биллингом, чтобы быстрее вывести продукт на рынок. Они хотели протестировать спрос и понять, как ведут себя пользователи, а уже после масштабироваться и добавлять новые функции.
В тестовый период через биржу прошло 200+ заказов. eLama провела интервью с клиентами и выделила важность и очередность следующего функционала.
Все заказчики слышали аббревиатуру MVP и даже знают, как она расшифровывается, но далеко не каждый имеет смелость запускать продукт без фичей, которые со стороны выглядят ключевыми. В этом плане на команду eLama можно и нужно равняться
В начале разработки мы получали детально проработанные требования от бизнес-аналитика eLama, по которым достаточно было только технически проектировать сервис. При дальнейшей реализации более сложных фичей такая последовательная схема взаимодействия стала менее эффективной, поэтому мы перешли к гибридной команде.
Чтобы ускорить процесс и обойти лишние этапы, мы пришли к единой команде, когда требования прорабатываются одновременно и аналитиком со стороны бизнеса, и аналитиком со стороны разработки
На платформе eLama уже был реализован биллинг, в котором пользователи пополняли свой баланс и тратили деньги на рекламные услуги. Чтобы биржа стала ещё одним разделом единой платформы, все расчёты решили проводить через тот же биллинг.
Интеграция с биллингом добавила функционал, который превратил наш MVP в полноценный продукт и перенёс флоу оплаты на биржу.Теперь все операции происходят автоматически. Система проверяет наличие средств перед созданием заказа, замораживает деньги на время выполнения задачи и списывает их только после успешного завершения
Через биржу прошло уже более 1100 заказов. Мы всё ещё развиваем проект. Например, в последней итерации доработали уведомления о статусе задачи, которые попадают на почту.
Помимо крупных проектов, мы запустили более 500 рекламных спецпроектов. Среди них — серия игр про СберКота, мини-апп для Смешариков, 3D-квесты о коктейлях для Schweppes.
Посмотреть на 56 из 500 спецпроектов
А про закулисье разработки рекламных спецпроектов проектов мы рассказываем в сообществе ВКонтакте