События последних лет резко повернули весь сегмент торговли в e-comm пространство. В период пандемии выжили те бренды, которые быстро смогли переориентироваться на интернет торговлю.
Во время геополитической нестабильной ситуации многие производители БАД, а также потребители ощутили дефицит импортных продуктов и сырья. Потребитель второй волной пошел искать свою привычную корзину покупок в сеть. На фоне этого выросла популярность маркетпейсов.
Какие тенденции в категории БАД появились с переходом в сегмент e-comm?
Традиционными каналами продажи биологически активных добавок были аптеки и специализированные магазины спортивного и здорового питания.
Однако сейчас мы наблюдаем следующую тенденцию: БАД появляются не только на маркетплейсах, как широкой направленности (wildberries, ozon), так и узкого профиля (аптека.ру). Сегменты добавок к пище стали активно появляться у гигантов масс-маркета, таких как Летуаль или Золотое яблоко.
Вторая тенденция - это развитие СТМ линеек, в частности у тех же аптечных сетей. Таким образом, аптека всегда может предложить потребителю более выгодный аналог и увеличить свою маржу за счет продажи продуктов собственной торговой марки. Однако, на рост аудитории пользователей аптек это действие влияет слабо, а значит, и на товарооборот в данном сегменте в целом. Поэтому часть таких марок тоже переходят в интернет пространство.
Поскольку категория БАД в период пандемии значительно набрала обороты и популярность, мы видим значительный рост новых игроков на рынке. Некоторые минералы и витамины (например: витамины С, D, цинк и железо) были официально включены в протоколы по лечению и восстановлению после COVID-19. На волне популярности появляются новые производители: как самостоятельные производства, так и дистрибьюторы, которые продвигают БАД, выпущенные под СТМ на сторонних площадках.
Какие возможности интернет торговля дает производителям БАД?
Для производителя или дистрибьютора можно выделить следующие возможности, которые открывает перевод продажи БАД в интернет пространстве:
Какие риски интернет торговля несет для производителей и потребителей БАД?
На сегодняшний день отсутствуют общеустановленные правила торговли БАД. Отсюда возникает достаточно серьезная проблема, которая затрагивает как производителей, так и потребителя: на маркетплейсах под видом БАД часто предлагают пищевые концентраты.
Продукт становится БАД только при получении свидетельства государственной регистрации (СГР). Контроль к выпуску добавок по СГР в разы строже, чем к пищевым продуктам, для продажи которых достаточно получить декларацию соответствия (ДС).
Для продажи БАД через аптечную сеть обязательным условием является предоставление СГР и других документов, подтверждающих безопасность продукта.
В связи с отсутствием четких правил реализации БАД в интернет пространстве, часто наблюдается картина, когда под видом биологически активного вещества (по СГР) предлагается просто пищевой продукт (по ДС).
Какие риски получает потребитель:
От этого страдает не только потребитель, который может получить некачественный товар, но и производители и отрасль БАД в целом. Потому что от такой тенденции снижается уровень доверия аудитории к пищевым добавкам.
Какие перспективы развития продажи БАД наиболее вероятны в ближайший год?
С марта 2023 года вводится обязательная маркировка для всех БАД. С помощью специального цифрового кода потребитель может отследить все процессы (от производства и логистики до отслеживания продаж). Это позволит потребителю убедиться, что приобретаемое вещество зарегистрировано в России и проверено на безопасность.
Данный шаг поможет сократить количество пищевых продуктов, предлагаемых под видом биологических добавок.
Второй шаг - это введение в законопроект по инициативе Роспотребнадзора штрафов и ограничений деятельности маркетплейса за недобросовестную торговлю в интернет сегменте. На сегодняшний день в процессе рассмотрения находится предложение о блокировке онлайн площадок, которые в результате размещения неполной или недостоверной информации о БАД вводят в заблуждение потребителя.
Такое действие заставит онлайн площадки вести дополнительный контроль размещаемых продуктов в категории БАД, а также на государственном уровне поможет начать процесс регулирования продажи биологически активных веществ в e-comm сегменте.