Чек-лист: как определить недобросовестного подрядчика в IT. И что делать, если вы уже работаете с таким

2024-05-23 16:52:47 Время чтения 11 мин 150

Всем привет, на связи Влад Кармаков, CEO Siberian.pro — компании по мобильной и веб-разработке с цифровым управлением. Я уже рассказывал, как правильно выбрать ИТ-подрядчика на аутсорс и на какие нюансы стоит обратить внимание. Но что делать, если вы уже сотрудничаете с компанией-разработчиком и не довольны совместной работой?  

К нам часто обращаются клиенты с такой проблемой. Потратив деньги, время и нервы на программистов, они не получают ожидаемых результатов. Поэтому в статье я хочу рассказать, как распознать красные флаги непрофессиональной ИТ-компании и понять, не пора ли сменить подрядчика. Материал был опубликован на Executive.ru.

Красные флаги, на которые стоит обратить внимание

1. Регулярно нарушаются сроки разработки

Конечно, в реальности сроки нарушают почти все, и нарушение сроков подрядчиком — не повод сразу расторгать договор. Нужно понять, по каким причинам, и как подрядчик работает с этим. Если менеджеры заранее вас об этом предупреждают, признают вину и предлагают решение проблемы, беспокоиться пока не о чем. Но бывает, что команда начинает игнорировать вас в рабочих чатах, долго отвечает, находит отговорки или несправедливо обвиняет ваших специалистов.

На примере своих специалистов могу сказать: возможность заранее предупредить о сдвигающихся сроках есть почти во всех ситуациях, если процессы внутри команды выстроены правильно. Поэтому смело требуйте ответственности подрядчиков и гарантий.

Что делать в этой ситуации:

  1. Узнайте причину просроченного дедлайна. Созвонитесь с подрядчиком и выясните, почему его команда не справилась в сроки. Попросите их в следующий раз заранее предупреждать о перенесенном тайминге и быть на связи для обсуждения дальнейших действий.
  2. Предложите включить в договор дополнительные пункты про дедлайны и штрафы за их нарушения. Дополнительные санкции могут помочь команде серьезнее относиться к обязанностям подрядчика.
  3. Возьмите процесс контроля подрядчиков в свои руки. Если сроки нарушаются регулярно, чаще отправляйте подрядчикам напоминания о дедлайнах, обязанностях и договоренностях о выполнении работ в общие чаты и интересуйтесь, на каком этапе находится проект. Сам факт того, что вам приходится так часто отправлять претензии подрядчику, уже говорит о проблемах. Но ваша инициатива поможет получить хоть какой-то результат, пока, например, ищете новую команду.

2. Бюджет постоянно растет

Стоимость проекта со временем может измениться по трем основным причинам:

1. Если продукт популярен среди пользователей и требует развития новых направлений и функций.

2. Заказчик в процессе разработки уточняет или меняет требования к подрядчику, из-за чего увеличивается бюджет. И это нормально.

3. Исполнитель по ошибке или намеренно озвучил нереалистичный бюджет. Например, специально предложил низкую стоимость, чтобы обойти конкурентов. Или неправильно оценил объем работы на этапе аналитики. Еще вариант: исполнитель просто хочет больше заработать на вас. В этих случаях стоит задуматься о финальном расчете с подрядчиком.

Что делать в этой ситуации:

  1. Когда разработчики повышают оплату за услуги подрядчика, просите объяснить это решение. Если это действительно обоснованно и перед вами добросовестный подрядчик, вы наверняка услышите логичные аргументы. При этом расплывчатые формулировки и слабая аргументация — повод насторожиться.
  2. Попросите независимых программистов оценить стоимость задачи перед итоговым согласованием подрядчика. Если цифры примерно совпадают, беспокоиться не о чем.

3. С вами работают по остаточному принципу

Есть случаи, когда во время этапа продаж и согласования работ исполнитель направляет все внимание на вас и показывает хороший сервис. Но как только договор подписан, подрядчик начинает терять к вам интерес и все дольше отвечает в чатах, редко предлагает идеи по улучшению. Вы начинаете чувствовать, что у команды есть более приоритетные клиенты, и вы перестали входить в их число.

Что делать в этой ситуации:

Напомните подрядчику о себе: скажите, что вам хотелось бы быстрее получать ответы в чате и отчеты о проделанной работе. Или чаще созваниваться и обсуждать проект. Возможно, команда действительно расслабилась и устала после активных обсуждений проекта, но после вашего напоминания снова войдет в тонус. Если этого долго не происходит, есть большая вероятность, что компания действительно не считает вас приоритетным заказчиком.

4. Команда долго не может показать промежуточное демо или делает это редко

Еще одна частая проблема — подрядчик не может презентовать то, что сделано на настоящий момент. Кормит завтраками или присылает только скриншоты проекта. Обычно это означает, что разработка либо вообще не двигается, либо движется значительно медленнее утвержденного графика.

У команды могут быть проблемы с ресурсами: разработчики заняты, заболели или уволились. Или не рассчитали силы и долго разбираются с проектом. Это может привести к переносу сроков или низкому качеству кода с невозможностью его дальнейшей поддержки. А если демо проходит редко, на финальной презентации вы рискуете получить не совсем то, что планировали, так как не видели промежуточных результатов.

Что делать в этой ситуации:

  1. Узнайте у команды причину, по которой откладывается демо. Если продакт-менеджер не дает ясных причин и уходит от ответа, попробуйте сослаться на официальные юридические договоренности. В случае, когда вам самим приходится регулярно напоминать о презентации, но конкретный срок так и не обозначают, обдумайте, стоит ли вам продолжать сотрудничество.
  2. Если вас не устраивает периодичность презентаций, согласуйте с подрядчиком график. В идеале проводить демо после каждого спринта, чтобы вы могли заранее протестировать продукт, внести изменения и обсудить идеи по развитию. Так вырастет вероятность того, что вы будете довольны результатом.

5. Продакт-менеджер отказывается позвать на звонок разработчиков

Если на митинги к вам приходит кто угодно, но не программисты, стоит подумать о причине такого решения. Есть вероятность, что команда отдала ваш проект на субподряд, не предупредив вас. Или всю работу делает другой разработчик — например, вместо заявленного сеньора код пишет джун.

Какие последствия могут быть для проекта? Если это субподряд, могут часто срываться сроки из-за нескольких звеньев коммуникации. Или возникнут проблемы с качеством кода, если его писал неопытный разработчик.

Что делать в этой ситуации:

Если вам важно, кто именно работает над вашим проектом и пишет код, запросите у продакт-менеджера встречу с разработчиками и информацию об их квалификации. Добросовестный подрядчик поймет ваш запрос и организует встречу, так как ему нечего скрывать. Недобросовестный, скорее всего, найдет причины, чтобы этого не делать.

Как не допустить проблемных ситуаций в будущем

Даже если однажды вам попалась непрофессиональная компания-разработчик, это не значит, что на рынке нет хороших подрядчиков. Просто учтите предыдущие уроки и поменяйте подход к выбору и работе с командами на аутсорсе. Напоминаю, что про критерии выбора подрядчика я писал в этой статье, а про подходы к работе расскажу ниже.

  1. Внимательно заключайте контракт с подрядчиком, прописывайте требования, штрафные санкции и условия привлечения подрядчиков к ответственности. И помните, что вы с подрядчиком — деловые партнеры. Даже если вы давно знаете этих людей, и они — ваши друзья или родственники. В любом из случаев важно очень скрупулезно выдерживать бухгалтерскую и юридическую линию. Делать акты, подтверждать работу отчетами и так далее.
  2. Заранее договоритесь с подрядчиком о способах, графике и частоте коммуникации. В каких мессенджерах вы будете общаться и презентовать демо, как часто вы хотите видеть отчеты и в какие сроки получать ответы на свои вопросы. Бывает, что для одной стороны ждать ответа 2 часа — это ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, а для другой — обычный ритм общения из-за большой загрузки. Проговорите эти моменты на этапе подписания договора.
  3. Помимо генерального подрядчика держите при себе контакты запасных подрядчиков. Такая подушка безопасности поможет проверить реалистичность бюджетов и сроков, которые дает команда, и снизит риски, если выбранный подрядчик все-таки подведет.

  Надеюсь, моя статья была полезна и поможет вам избегать подрядчиков с «красными флагами» в будущем. Если вы ищете надежного партнера для цифровизации вашего бизнеса, напишите нам на sales@siberian.pro или оставьте заявку на сайте Siberian.pro.