Всем привет, на связи Влад Кармаков, CEO Siberian.pro — компании по мобильной и веб-разработке с цифровым управлением. Я уже рассказывал, как правильно выбрать ИТ-подрядчика на аутсорс и на какие нюансы стоит обратить внимание. Но что делать, если вы уже сотрудничаете с компанией-разработчиком и не довольны совместной работой?
К нам часто обращаются клиенты с такой проблемой. Потратив деньги, время и нервы на программистов, они не получают ожидаемых результатов. Поэтому в статье я хочу рассказать, как распознать красные флаги непрофессиональной ИТ-компании и понять, не пора ли сменить подрядчика. Материал был опубликован на Executive.ru.
Конечно, в реальности сроки нарушают почти все, и нарушение сроков подрядчиком — не повод сразу расторгать договор. Нужно понять, по каким причинам, и как подрядчик работает с этим. Если менеджеры заранее вас об этом предупреждают, признают вину и предлагают решение проблемы, беспокоиться пока не о чем. Но бывает, что команда начинает игнорировать вас в рабочих чатах, долго отвечает, находит отговорки или несправедливо обвиняет ваших специалистов.
На примере своих специалистов могу сказать: возможность заранее предупредить о сдвигающихся сроках есть почти во всех ситуациях, если процессы внутри команды выстроены правильно. Поэтому смело требуйте ответственности подрядчиков и гарантий.
Что делать в этой ситуации:
Стоимость проекта со временем может измениться по трем основным причинам:
1. Если продукт популярен среди пользователей и требует развития новых направлений и функций.
2. Заказчик в процессе разработки уточняет или меняет требования к подрядчику, из-за чего увеличивается бюджет. И это нормально.
3. Исполнитель по ошибке или намеренно озвучил нереалистичный бюджет. Например, специально предложил низкую стоимость, чтобы обойти конкурентов. Или неправильно оценил объем работы на этапе аналитики. Еще вариант: исполнитель просто хочет больше заработать на вас. В этих случаях стоит задуматься о финальном расчете с подрядчиком.
Что делать в этой ситуации:
Есть случаи, когда во время этапа продаж и согласования работ исполнитель направляет все внимание на вас и показывает хороший сервис. Но как только договор подписан, подрядчик начинает терять к вам интерес и все дольше отвечает в чатах, редко предлагает идеи по улучшению. Вы начинаете чувствовать, что у команды есть более приоритетные клиенты, и вы перестали входить в их число.
Что делать в этой ситуации:
Напомните подрядчику о себе: скажите, что вам хотелось бы быстрее получать ответы в чате и отчеты о проделанной работе. Или чаще созваниваться и обсуждать проект. Возможно, команда действительно расслабилась и устала после активных обсуждений проекта, но после вашего напоминания снова войдет в тонус. Если этого долго не происходит, есть большая вероятность, что компания действительно не считает вас приоритетным заказчиком.
Еще одна частая проблема — подрядчик не может презентовать то, что сделано на настоящий момент. Кормит завтраками или присылает только скриншоты проекта. Обычно это означает, что разработка либо вообще не двигается, либо движется значительно медленнее утвержденного графика.
У команды могут быть проблемы с ресурсами: разработчики заняты, заболели или уволились. Или не рассчитали силы и долго разбираются с проектом. Это может привести к переносу сроков или низкому качеству кода с невозможностью его дальнейшей поддержки. А если демо проходит редко, на финальной презентации вы рискуете получить не совсем то, что планировали, так как не видели промежуточных результатов.
Что делать в этой ситуации:
Если на митинги к вам приходит кто угодно, но не программисты, стоит подумать о причине такого решения. Есть вероятность, что команда отдала ваш проект на субподряд, не предупредив вас. Или всю работу делает другой разработчик — например, вместо заявленного сеньора код пишет джун.
Какие последствия могут быть для проекта? Если это субподряд, могут часто срываться сроки из-за нескольких звеньев коммуникации. Или возникнут проблемы с качеством кода, если его писал неопытный разработчик.
Что делать в этой ситуации:
Если вам важно, кто именно работает над вашим проектом и пишет код, запросите у продакт-менеджера встречу с разработчиками и информацию об их квалификации. Добросовестный подрядчик поймет ваш запрос и организует встречу, так как ему нечего скрывать. Недобросовестный, скорее всего, найдет причины, чтобы этого не делать.
Даже если однажды вам попалась непрофессиональная компания-разработчик, это не значит, что на рынке нет хороших подрядчиков. Просто учтите предыдущие уроки и поменяйте подход к выбору и работе с командами на аутсорсе. Напоминаю, что про критерии выбора подрядчика я писал в этой статье, а про подходы к работе расскажу ниже.
Надеюсь, моя статья была полезна и поможет вам избегать подрядчиков с «красными флагами» в будущем. Если вы ищете надежного партнера для цифровизации вашего бизнеса, напишите нам на sales@siberian.pro или оставьте заявку на сайте Siberian.pro.