На конец 2023 года в магазине Google Play насчитывалось больше 54 тысяч мобильных приложений в категории «Здоровье и медицина». Это меньше, чем в разгар пандемии ковида, но общая тенденция к росту все равно сохраняется. И именно сейчас — лучшее время, чтобы разработать свое медицинское приложение. Попробую обосновать этот тезис ниже, а также поделюсь собственным опытом.
Всем привет. Я Влад Кармаков, CEO и основатель компании по мобильной и веб-разработке Siberian.pro. Сегодня разберем тенденции в сфере MedTech, на какие медицинские приложения есть спрос сейчас и будет в будущем. И главное, ответим на вопрос, стоит ли вкладываться в разработку и в какой бюджет можно уложиться. Статья была опубликована в медиа "Бизнес-секреты".
У компании Siberian.pro за плечами почти 9 лет коммерческой разработки мобильных и веб-приложений. Среди клиентов — крупные ритейлеры, онлайн-магазины, ведущие игроки фудтех- и медтех-рынков.
Популярность медицинских приложений и приложений для здоровья растет. Отчасти этот рост обусловлен минувшей пандемией как таковой. Однако, судя по всему, COVID-19 еще и пробудил в людях интерес к собственному здоровью. Заботиться о здоровье — конечно же, с помощью соответствующего приложения — стало модно и даже привычно.
Когда речь идет о зарождающихся трендах, полезно сперва взглянуть на рынок США. Происходящее там с некоторой задержкой добирается и до России, а значит уже сегодня мы можем оценить, чего ожидать от рынка.
В США рынок медицинских приложений для здоровья растет как на дрожжах. Если в 2021 году его объем составлял $11 млрд., то к 2030 году он предположительно достигнет $50 млрд. При этом доля потребителей, готовых не только устанавливать медицинские приложения на телефон, но и пользоваться в них платными функциями, тоже растет. Согласно опросам, в 2022 году 47% процентов опрошенных использовали подобные приложения, а 25% — приобретали их или активно использовали платные функции.
А опрос, проведенный TechReport в 2023 году, показал, что свыше 60% пациентов предпочтут онлайн-запись телефонному звонку. Правда, именно мобильное приложение в качестве предпочитаемого способа называют лишь треть опрошенных. Однако при наличии явного интереса целевой аудитории этот факт говорит лишь о низком качестве приложений в среднем. Сделай лучше — и завоюешь клиентов!
Важно, что интерес к приложениям mHealth растет не только среди обычных пользователей, но и среди корпоративных. Т.е. речь идет именно об устойчивом тренде, а не сиюминутной моде на фитнес-трекеры. Клиники, медицинские и страховые организации активно внедряют собственные приложения. Согласно исследованию Accenture, две трети крупнейших клиник в США уже имеют собственное приложение — клиентское, для врачей или административное.
Российский MedTech, согласно Forbes, тоже растет. И, кстати, вполне общемировыми темпами, несмотря на.
Так, в последние два года рынок ежегодно прирастал на 27%, и его объем по итогам 2023 года достиг почти 47 млрд. руб. Драйвером роста выступила телемедицина, законодательная база для которой была подготовлена еще в 2017 году.
Есть, однако, и важное отличие от западных рынков. В среднем, российский потребитель намного меньше осведомлен о возможностях мобильной медицины, и лишь 8% россиян реально ей пользуется. А значит, российский рынок мобильных приложений для здоровья имеет колоссальный потенциал роста!
Более того, с 1 августа 2023 года частные медорганизации получили право консультировать пациентов онлайн. Пока в виде ограниченного эксперимента, но нет сомнений, что при успехе эта практика будет распространена на все клиники и виды медицинских учреждений.
Диапазон мобильных и веб-приложений в сфере медицины и здоровья охватывает десятки направлений. Как ни странно, некоторые из них востребованы даже на предприятиях, связанных с медицинской сферой лишь косвенно.
Приложения mHealth можно разделить на четыре категории в зависимости от того, для кого они предназначены:
Вот несколько примеров популярных медицинских приложений.
В базовом варианте с помощью такого приложения пациенты могут посмотреть расписание работы врачей-специалистов, найти ближайшую клинику, записаться на прием. Разработать такое приложение относительно просто, удобство клиентов при этом растет многократно, а затраты клиники, напротив, — снижаются.
Чуть дороже обойдется разработка приложения со встроенными возможностями телемедицины. По сути, приложение здесь — это такой медицинский личный кабинет. Однако и выгода клиники становится более осязаемой, ведь себестоимость онлайн-консультации ниже.
Здесь все понятно. Это приложения для self-check и мониторинга различных показателей здоровья: физической активности, питания, артериального давления, уровня сахара и других.
Наш клиент, компания ЭЛТА, планировал вывести на рынок новый класс глюкометров, синхронизирующихся с мобильным приложением. Для разработки приложения Сателлит Online мы детально изучили рынок, провели CustDev с потенциальными пользователями продукта, консультации с врачами и продумали стратегию дальнейшего развития. В 2024 году приложение Сателлит Online взяло «Серебро» на диджитал-конкурсе WDA.
Можно разработать такое медицинское приложение как для пациента, так и для врача. Суть его заключается в постановке предварительного диагноза на основе ответов на вопросы о характере недомогания, наличии или отсутствии определенных симптомов, на базе введенных в приложение результатах анализов и т.д. Похожие приложения могут использоваться в качестве электронного опросника при экспресс-диагностике. Например, при ежедневном медосмотре сотрудника перед выходом на смену. В некоторых видах деятельности это обязательно.
Приложения для расшифровки анализов работают так: пользователь фотографирует бланк с результатами анализов, а приложение предлагает интерпретацию этих данных. Можно следить за динамикой тех или иных показателей и заблаговременно назначить визит к врачу, если они начали ухудшаться.
Клиенты страховых компаний могут пользоваться приложением для управления своим полисом ОМС, заявлять о страховом случае, а также получать различные медицинские услуги. Например, мы в Siberian.pro разработали такое приложение для компании СОГАЗ, объединяющее сервис телемедицины, доступ к страховым продуктам компании и электронную медкарту пользователя.
Целый класс приложений ориентирован на управление различными процессами в медицинском учреждении: администрирование клиники, работа с амбулаторными картами пациентов, автоматизация документооборота и печати стандартных форм, интеграция с Госуслугами, выгрузка информации в ЕГИСЗ, ФСС и другие сервисы, приложение для хранения медицинских документов и т.д. Обычно подобное решение — это не отдельное мобильное приложение для медицинской клиники, решающее лишь одну задачу, а комплексная система.
Специализированные мессенджеры для медицинской сферы позволяют врачам безопасно обмениваться информацией, подпадающей под понятие медицинской тайны, мгновенно создавать группы для проведения онлайн-консилиумов, получать сообщения от администрации учреждения, и многое другое.
Еще один вид приложений для медицинских центров, который ориентирован на врача. Фактически, это просто медицинский справочник с функцией поиска или классификатор болезней. Хороший пример — библиотека рентгеновских или МРТ-изображений с расшифровкой, облегчающая интерпретацию снимков.
Другой вариант справочного приложения — это каталог препаратов, помогающий врачу избежать конфликта действующих веществ при назначении лечения и быстро рассчитать дозировку. Это особенно актуально для парамедиков и врачей скорой помощи. А при наличии интеграции с электронной медкартой — можно учесть индивидуальные особенности пациента.
В эту категорию входят как приложения для визуализации справочных и обучающих материалов для студентов-медиков, так и более комплексные решения. Хороший пример — приложения для симуляции и отработки хирургических операций. Если же приложение способно интегрироваться с мед.оборудованием, например, с цифровым эндоскопом и визуализировать данные реальных операций, то получается уже полноценный виртуальный тренажер.
Для помощи людям с ограниченными возможностями тоже разрабатываются приложения. Так, приложение может синхронизироваться с носимыми медицинскими устройствами — драйверами сердечного ритма, инсулин-инжекторами, протезами и кохлеарными имплантами.
Еще 5 лет назад мы в Siberian.pro разработали инновационное приложение ExoAtlet для управления экзоскелетами, используемыми в реабилитации травмированных пациентов для восстановления ими навыков ходьбы. В рамках сотрудничества с заказчиком мы также разработали приложение ExoAtlet Bambini для экзореабилитации детей и веб-систему для анализа данных с экзоскелетов.
Мы с нуля создали информационно-аналитическую систему, которая объединяет в экосистему:
Медицинские приложения для устройств — это вообще перспективное направление, но об этом чуть позже.
Last but not least — группы поддержки на базе приложений. Пациенты с тем или иным диагнозом или врожденной особенностью могут использовать приложение для обмена актуальной информацией о заболевании, для вызова врача, для доступа к опыту других участников и просто для общения с людьми, знающими о вашей проблеме не понаслышке.
Как видите, диапазон потенциальных направлений разработки довольно широк. Науки умеют все больше гитик, а значит, приложения проникают в те сферы, где еще вчера их, казалось, не будет еще долго. А это, в свою очередь, значит, что уже сегодня нужно учитывать актуальные тенденции, чтобы не оказаться с формально новым, а фактически — морально устаревшим приложением на руках.
Начать стоит, конечно, с AI/ML технологий. Обученные нейросети успешно диагностируют заболевания по введенным пользователем симптомам, соперничают с опытным врачом в точности диагностики раковых образований по рентгеновским снимкам, успешно различают неврологические проблемы.
Так, китайский конгломерат Tencent еще в 2019 представил AI-систему для автоматической диагностики болезни Паркинсона. А в 2023 году были презентованы:
Конечно, до полной автономности далеко, но тенденция налицо. При этом потенциал приложений, наделенных теми или иными функциями ИИ, практически не раскрыт. По данным Statista, лишь около 7% приложений для медицинских работников содержат такие возможности. Свято место пусто не бывает, поэтому, очевидно, нас ждет волна умных приложений, помогающих сделать выбор в сложной ситуации, интерпретирующих медицинские данные и даже ставящих предварительный диагноз.
Нелишне упомянуть и свежий Neuralink Илона Маска. Пользователь управляет этой системой через приложение:
Рост популярности приложений для телемедицины очевидным образом начался в 2019 году в эпоху ковида. Если в 2016 году по данным Американской Медицинской Ассоциации удаленные консультации были готовы проводить лишь 14% врачей, то в 2023 — уже 80%. Очевидно, что выросло доверие к инструменту как со стороны врачей, так и со стороны пациентов.
Объемы рынка удаленной медицины колоссальные. В США он оценивается в 82 млрд. долларов. В России — порядка 10 млрд. руб. по данным SmartRanking. Причем темпы роста намного более интересные, чем за рубежом. Как я уже сказал выше, именно телемедицина тащит на себе весь российский медтех. Грех не поучаствовать, если вы уже раздумывали на эту тему.
Интересным ответвлением условно-обезличенной телемедицины является ее персонализированный вариант. Здесь у пациента есть закрепленный за ним специалист, который и осуществляет онлайн-консультации. Доступ к ответам врача пациент получает через приложение.
В чем тут особенность? Персонализация возможна при условии интеграции электронной мед.книжки и истории болезни в приложение. В этом случае каждый закрепленный за пациентом специалист оказывается полностью в курсе всего анамнеза, а значит, может принимать более информированные и взвешенные решения. Более того, в рекомендациях учитываются персональные особенности пациента, а назначения получаются более точечные.
К сожалению, в России и в оффлайн-поликлиниках не всегда доступен такой уровень централизации информации, поэтому в качестве примеров приведу иностранные решения.
Персональная пациенто-центрированная медицина во многом пересекается с уже озвученным мной трендом на использование нейросетей и искусственного интеллекта. И следующие два тренда тоже имеют с ней общие точки.
Нет, это не те консьержи, которые в отелях следят за порядком. Термином concierge medicine обозначается модель предоставления эксклюзивных медицинских услуг по абонентской плате. Причем пациент общается с врачом напрямую, минуя администратора. По сути, это семейный доктор, ведущий лишь ограниченное число пациентов.
Так при чем тут приложения? При том, что по сути это и есть та самая персонализированная медицина, о которой я говорил выше. Пациент может общаться с врачом, получать консультации, делать заказы лекарств и многое другое — все, как в обычном медицинском приложении, но с поправкой на более глубокую вовлеченность и информированность врача. Врач, в свою очередь, избавлен от рутины за счет автоматизации основных действий и документооборота.
В России такая модель до недавнего времени была не особо распространена. Не прижилась — видимо, по историческим причинам. Однако в последние годы с развитием технологий консьерж-медицина выглядит все более привлекательной. Правда, у нас своя специфика. Закон ограничивает диапазон применения услуг удаленной медицины консультациями, а для лечения и назначений препаратов обязателен очный прием. Поэтому в России функциональность консьерж-сервисов сосредоточена вокруг экономии времени, которое клиенты тратят на взаимодействие со сферой здравоохранения.
Например, сервис D1 Медицина помогает найти подходящего специалиста, записаться на прием или плановую операцию, оформить документы, провести check-up, разрулить срочные или нестандартные ситуации и т.д. Этакая медицина «под ключ».
Пойдет ли развитие этого направления в России по общемировому пути, покажет время. Заинтересованность целевой аудитории в подобных решениях есть, особенно в больших городах. По себе знаю, как сложно подчас бывает найти действительно грамотного врача, и сколько времени на это уходит. С удовольствием бы заплатил кому-то, чтобы нашли годного специалиста, а мне потом прислали пуш с назначенным временем приема у него.
Фитнес-браслеты, смарт-часы, а также специализированные носимые устройства для мониторинга различных показателей: давления, пульса, уровня сахара и т.д. используются повседневно, но их медицинский потенциал пока реализован не до конца.
Сегодня есть тенденция к все более полной интеграции носимых устройств с mHealth приложениями, с приложениями персональной медицины и консьерж-сервисами. Действительно: откуда еще брать актуальные данные о состоянии здоровья пациента, как не с умных часов?
На развитых рынках рост интереса к простым трекерам замедляется. Около 40% потребителей в США уже имеют фитнес-трекер или иное носимое устройство. Рынок все еще на подъеме, но темпы уже скромные — около 9% в год. Еще пару лет назад прогнозировался ежегодный рост минимум в 15%. Наигрались? Рискну предположить очередную волну интереса к трекерам в ближайшие годы, когда внедрение AI в носимые устройства станет повсеместным.
А вот в России носимые устройства — это действительно важный тренд. Настолько, что в минувшем году в России стартовал пилотный проект по дистанционному мониторингу состояния здоровья пациентов с диабетом и артериальной гипертензией. Успех проекта откроет дорогу на этот рынок частным производителям персональных трекеров, а значит и новых медицинских приложений для них.
Полагаю, в 2024 году обосновывать необходимость разработки приложения немного поздновато. Очевидно, что запрос на удобные и качественные медицинские программы и приложения высок и среди пациентов, и среди врачей, и среди администраторов клиник.
С другой стороны, спиннеры пару лет назад тоже все продавали и покупали, а сегодня не всякий вспомнит, что это.
Поэтому давайте я просто назову несколько причин, почему вашему медицинскому учреждению действительно стоит вложиться в разработку собственного приложения.
Мода или нет, но эффект толпы никто не отменял. Если у всех есть приложение, а у нас нет, то проигрываем именно мы. Коль скоро индустрия приучила потребителей искать ответы на все жизненные вопросы в первую очередь в соответствующих приложениях, сознательно игнорировать это направление неразумно.
В приложение «для галочки», однако, вкладываться нет смысла. Им просто не будут пользоваться. Правильная стратегия заключается в тщательном анализе бизнес-процессов организации и user flow ее клиентов, чтобы затем создать такое кастомное решение, с которым и первое и второе станет проще.
Эффективная работа клиники завязана на множество пересекающихся процессов, многие из которых можно сильно упростить или вовсе исключить при наличии приложения. Даже такой простой пример, как составление расписания работы врачей, на деле требует виртуозного жонглирования целым рядом факторов:
С приложением проще становится всем. Врачу — выбирать удобное время работы и предупреждать администрацию об изменениях, ставить диагноз и назначать лечение. Пациенту — записываться на прием, дистанционно получать результаты обследований и получать консультацию онлайн, снижая загруженность клиники. Менеджмент клиники повышает эффективность использования врачей и помещений и уменьшает нагрузку на административный персонал. Конечно, все это при условии, что дизайн медицинского приложения был спроектирован с учетом всех процессов.
Если вам удалось убедить человека установить свое приложение, дело за малым — дождаться, когда ему понадобятся услуги врача. Приложение доступно всегда, работает на любом устройстве и в буквальном смысле лежит у пользователя в кармане в каждый момент времени. И как только возникнет необходимость, он запустит приложение и воспользуется вашими услугами.
Правда, тут недостаточно залезть пользователю в телефон. В известном смысле нужно еще и залезть ему в голову, чтобы ваше приложение было первым, о чем подумает клиент, когда заболеет. Впрочем, это тема для другого материала.
Важный плюс заключается еще и в том, что приложение работает круглосуточно, без выходных.
Медицинское приложение можно рекламировать и продвигать независимо. Достаточно сделать так, чтобы приложение имело некоторую самостоятельную ценность для пользователя, а не просто выступало в роли электронной визитки клиники. Примеры годных функций, которые можно и нужно интегрировать в свое приложение, я привел выше.
При этом продвижение медицинских услуг с помощью приложения еще и легко отслеживать. При желании можно полностью оцифровать всю Customer Journey Map пользователя и детально проследить историю его взаимодействия с приложением перед первым обращением в клинику.
С помощью приложения можно существенно сократить расходы клиники или иного медицинского учреждения. Вот лишь некоторые способы сэкономить:
Конечная цель любой медицинской организации — оказать помощь пациентам. Качество этой помощи, конечно, зависит от врачей. Но и приложение способно существенно облегчить взаимодействие врач-пациент и повысить эффективность лечения. Судите сами:
Цифровизация бизнеса — это общий тренд. Сам факт использования медицинской организацией технологичных решений создает ей репутацию современной, следящей за трендами компании, развивающейся, а не статичной.
Окей, с клиниками и больницами все более или менее понятно. Но что в остальных сферах медицины? А там все точно так же. Приведу несколько примеров.
Нижний порог стоимости разработки некого MVP, содержащего необходимые базовые функции, составляет от 3 миллионов рублей в среднем.
Специализированные функции приложения, аппаратные или программные интеграции, наличие комплексных AI/ML решений, способность приложения переваривать высокие нагрузки и т.д. — все это увеличивает стоимость разработки.
Дорого это или нет? Сено, как известно, пахнет по-разному для лошади и для влюбленных. Весь вопрос в сроках окупаемости этой инвестиции и последующем увеличении прибыли клиники. К счастью, немедленно бросаться в омут потенциально дорогостоящей разработки необязательно.
Можно начать с продуктовой аналитики, по результатам которой сформулировать общую цель разработки продукта, оценить ROI внедрения приложения и составить список важных для MVP функций.
Уже затем можно будет точнее оценить сроки разработки. Услугу подобного анализа мы в Siberian.pro предлагаем клиентам, когда они не могут сами определиться с составом MVP.
Подведем итоги.
А вы пользуетесь медицинскими приложениями? Какими и как часто? Поделитесь в комментариях.
Это была длинная статья, спасибо, что дочитали. Больше коротких, но столь же насыщенных историй о мобильной разработке от первого лица — у меня в Telegram-канале.
Мы в Siberian.pro сделали 220+ мобильных приложений, веб-сервисов и цифровых экосистем для бизнеса и с десяток решений в сфере МедТех. Если вам нужна разработка медицинского приложения — пишите мне в личные сообщения или на почту sales@siberian.pro, будем рады вам помочь.