MICE-туризм – часть индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением бизнес-мероприятий – год от года демонстрирует способность выживать в любых кризисных ситуациях и успешно приспосабливаться к изменениям в экономике, геополитике, законодательстве и т.д.
Структурно заказы в MICE-туризме в 2024 году не поменялись: клиенты всё также просят организовать логистику для всех гостей мероприятия, забронировать проживание, подобрать площадку и составить культурно-развлекательную программу для своего делового события. Однако как особенность можно отметить, что в 2024 году заказчики не желают делать гала-ужины в месте проведения деловой части события (например, конференции). Более 70% клиентов предпочитают проводить выездные застолья в колоритных ресторанах и банкетных залах. Таким образом у специалистов MICE-туризма добавился «еще один пункт» в списке дел.
Также с прошлого года продолжается тренд на сотрудничество крупных корпораций со специалистами, оформившими самозанятость. Если ранее корпоративная политика заказчиков предполагала жесткие рамки взаимодействия только с единственным агентством MICE-туризма, то сейчас клиенты стали более гибкими в этом отношении. И на одной площадке могут встретиться представители сразу несколько MICE-агентств плюс отдельные самозанятые профи.
Спрос на онлайн-мероприятия пошел на спад, сократившись на треть от пост-пандемийного объема, что позволяет индустрии MICE-туризма оставаться именно индустрией встреч – живых встреч.
Премиум-сегмент в 2024 году это не только про деньги. «Сделайте нам так, как ни у кого не было» – самый редкий вид запроса. Он требует не только значительного бюджета на MICE-мероприятия, но и личную мотивацию заказчика на то, чтобы удивить гостей своего события. Потому что по-настоящему удивить сейчас стало сложно. Люди уже многое попробовали, многое видели. Заказы премиум-уровня предполагают сложный, интересный туристический маршрут, насыщенную экскурсионную программу и комбинирование разных видов туризма, а также сочетание туризма с другими видами отдыха и досуга.
Словосочетание «дружественные страны» в наши действительно можно встретить в каждой второй тендерной заявке. При чем это запросы не просто на групповые туристические выезды, а на полноценное MICE-событие: и с деловой, и с развлекательной программой для своих сотрудников плюс для приглашенных гостей.
«MICE-менеджеры IBC Corporate Travel признаются, что за 28 лет существования агентства мы еще ни разу так часто не считали сметы на мероприятия в СНГ!»
Узбекистан, Азербайджан, Армения, Казахстан, Грузия – регулярно звучат в запросах MICE-заказчиков. Спрос на них только растет.
Экологический, гастрономический, промышленный туризм – это также тренд. При этом MICE-туристы – чаще всего не просто зрители, а полноценные участники действия:
Повышенный спрос влечет за собой необходимость всё бронировать заранее. Что это значит для заказчика? Что весь процесс – планирование, обработка вариантов, согласование, взаимодействие с подрядчиками и поставщиками – требует более раннего старта работы. Создать MICE-путешествие «в последний момент» – тоже возможно, но с определенными неудобствами и для заказчика, и для исполнителя.
На данный момент нет вообще никаких оснований полагать, что MICE-туризм перестанет наращивать обороты или сбавит активность. Будут новые законы и требования – значит, будут новые возможности и новые условия. Но MICE-туризм однозначно будет жить.
Заменит ли искусственный интеллект полностью труд специалистов MICE-туризма? Однозначно, нет. Слишком много держится на человеческом отношении, да и поставщики туристических услуг автоматизированы и оцифрованы далеко не все. А вот привлекать технологические инновации на отдельные участки услуг – вполне уместно. VR, лазерные шоу, QR-визитки, чаты, боты, ИИ-помощники – всё это уже с успехом применяется в индустрии MICE.