БАЗА: первая образовательная платформа для хоккеистов КХЛ

19 Окт 2024 Время чтения 20 мин 755

Почему для уроков мы выбрали формат подкастов? Для чего мы интересовались жизненными ценностями игроков? Как мемы повлияли на брендинг и продвижение платформы?

  • 15 экспертов приняли участие в создании курсов
  • 4 онлайн-курса создано на основе проблем и запросов хоккеистов
  • 31 урок в формате подкастов, видеолекций и карточек
  • 760 минут видеоматериалов записано для проекта

Задача

Континентальная Хоккейная Лига утвердила стратегию развития Лиги на 2023–2026 гг. И обратилась к нам с задачей реализовать её образовательную часть. Одна из целей плана — развитие нематериальной поддержки игроков с помощью обучающих курсов. Согласно гипотезе менеджмента КХЛ, работа над жизненными навыками хоккеистов увеличит их комфорт и производительность в жизни и на льду. В долгосрочной перспективе это поможет повысить зрелищность игр и нарастить аудиторию болельщиков.

Перед нами стояла задача создать вовлекающее онлайн-обучение для спортсменов, которое даст применимые знания без отрыва от тренировок и матчей.

Разработали первое в России масштабное онлайн-обучение для хоккеистов

Миссия КХЛ — дарить людям положительные эмоции и хоккей высочайшего мирового уровня. Повышать образованность хоккеистов — вторичная цель, которая может повлиять на мотивацию игроков и качество матчей. Поэтому в прошлом Лига точечно внедряла образовательные механики, но не занималась разработкой масштабного обучения и привлечением в него игроков — пока не появилась новая стратегия.

Аналогичных по объёму проектов не было и в других спортивных организациях, поэтому нам предстояло «прощупать почву» и создать новое решение на рынке образования для спортсменов. За 6 месяцев мы разработали систему обучения «под ключ»: провели образовательное и маркетинговое исследования, разработали брендинг нового продукта, 4 курса, 31 урок и 760 минут видеоматериалов и реализовали коммуникационную стратегию для продвижения проекта.

Погрузились в мир хоккея: исследовали контекст клиента и аудиторию, чтобы создать интуитивно понятный и полезный продукт

В решении проекта важно было учесть интересы двух аудиторий. Помочь стейкхолдерам достичь своих бизнес-целей по укреплению имиджа Лиги и создать для игроков действительно релевантное обучение. Поэтому перед началом разработки мы исследовали две аудитории.

Провели интервью с руководителями КХЛ, узнали, как работает Лига и взаимодействует с игроками, какие есть сложности или слепые зоны в этом процессе. Выводы исследования легли в основу программы будущих уроков.

Результаты интервью с руководителями КХЛ

Проект предполагал создание абсолютно нового продукта и бренда. Поэтому было важно понять, как мыслят, живут и воспринимают информацию хоккеисты. Подробный портрет целевой аудитории помог разработать позиционирование и выбрать Tone of voice, которые будут понятны и близки спортсменам.

Исследование аудитории разбили на несколько этапов. Изучили все прошлые опросы и материалы КХЛ. Провели большое кабинетное исследование. Изучили все открытые источники клубов: сайты, каналы, соцсети и коммуникации клубов. Сравнили брендинг, маскотов и коммуникации российских и иностранных клубов. Просмотрели десятки открытых соцсетей спортсменов, нашли закономерности и отличия в публикациях, подписках и интересах. Посетили десятки игр, сходили на экскурсии в клубы, узнали фирменные фразы и мемы — прониклись азартом хоккея с ног до головы и всей душой.

Результаты кабинетного исследования помогли поставить первые гипотезы, которые уточнили и расширили на глубинных интервью с хоккеистами, тренерами, агентами, менеджерами и спортивными психологами.

Выжимка интервью с хоккеистами КХЛ

В беседах обсудили самые разные аспекты жизни. Узнали, как игроки обучались и относятся к образованию для лучшего понимания позиционирования продукта. Выяснили, что смотрят и читают, какими ресурсами пользуются, на какие соцсети подписаны и как проводят свободное время. Это помогло выбрать тон коммуникаций и форматы обучения.

Чтобы понять, какую ключевую ценность может закрыть обучение, подробно обсудили цели, мотивации и авторитеты игроков. Выводы стали неожиданностью и опровергли первые гипотезы.

Создали новый бренд внутри КХЛ на основе результатов исследования

В первых гипотезах мы предлагали создать бренд вокруг образов азарта, соревнования и достижений. Всё, что близко и важно любому спортсмену. Но в ходе глубинных интервью с хоккеистами стало то, что главной человеческой мотивацией игроков является семья — базовая безопасность, благополучие и обеспеченность близких. А спорта хватает в спорте.

Также мы узнали, что с ранних лет хоккеисты живут в напряженном графике, бытовые вопросы помогают уладить агенты или клубы. Когда карьера заканчивается, многие жизненные задачи спортсменам приходится изучать и решать впервые. Но знаний и ресурсов не всегда хватает, потому что со многими ситуациями они никогда не сталкивались.

Хоккеисты хотят обеспечить своей семье безопасность и благополучие, но не владеют достаточными знаниями, чтобы управлять своими ресурсами.

Так мы поняли, что новые знания смогут стать опорой в будущей жизни, дать базовые навыки и привить большую уверенность в неспортивных контекстах. На стыке ценности благополучия и запроса на стабильность родился бренд с двойным смыслом.

В ходе интервью мы поняли отношение аудитории к обучению. Это помогло определить ориентиры в tone-of-voice — современная культура и популярный контент в Интернете. То, что чаще всего потребляют хоккеисты. Бренд должен считываться молодёжным, лёгким, простым и дружелюбным, не ассоциироваться с обучением в институте и скучными лекциями.

Для всех коммуникаций мы предложили использовать короткую форму названия. БАЗА отсылает к популярным мемам, передаёт суть каждого урока и курса, а также напоминает спортсменам их внутренний термин — место сбора команды.

Разработали несколько вариаций фирменного стиля, протестировали на аудитории и выбрали самый релевантный

Дизайн бренда должен был продолжать позиционирование — создавать ощущение основательности, стабильности и уверенности. При этом оставаться дружелюбным и понятным молодой аудитории. Мы исследовали несколько направлений стиля: спортивные, игровые композиции с обилием деталей, спокойные и строгие, мужественные в духе обложек фильмов. «Приземляли» идеи на обложки курсов, страницы будущего сайта, плакаты и другие цифровые форматы. Нашли и создали сотни референсов. Лучшие версии решили проверить на аудитории и запустили опрос среди игроков.

Хоккеисты предпочли спокойные и лаконичные образы, которые транслируют комфорт, но сохраняют содержательность и структурность. Шрифт логотипа и заголовков похож на блоки, что передаёт ощущение основательности и устойчивости.

Чтобы оживить бренд, добавили реалистичных персонажей — визуализации молодых спортсменов, в которых аудитория может узнать себя или своих товарищей по команде.

Персонажи отличаются по настроению от курса к курсу. В уроках по финансовой и юридической грамотности это серьёзные эксперты, которые показывают глубокое понимание вопроса. Для курсов по психологии и личному бренду — наставники демонстрируют ощущение спокойствия и осознанности от полученных знаний.

Провели образовательное исследование и составили гибкую программу обучения, чтобы игроки сами выбирали, что изучать сначала  

Параллельно маркетинговому исследованию приступили к разработке наполнения курсов. Начали с исследования рынка и аудитории. Сделали тренд-анализ спортивного образования, изучили университетские программы, курсы в онлайн-школах, исследования по теме спортивного обучения и образовательные продукты в сфере спорта. Это помогло определить методологию будущей программы и выяснить, какие жизненные ситуации вызывают у спортсменов проблемы.

Определили, что обучение будет разбито на 4 сферы: финансы, психология, право и личный бренд. Изначально планировался фокус только на работе с ситуациями вне хоккейного льда. После интервью с представителями КХЛ поняли, что есть знания, которые решат проблемы не только в личной, но и в профессиональной сфере. Так мы дополнили структуру курсов экспертными материалами от Лиги.

Курсы проектировали методом обратного дизайна. Сначала прописывали результаты — что должен знать и понимать спортсмен после прохождения программы, а потом строили занятия и задания. Только в одном из четырёх курсов сделали фиксированный порядок уроков, потому что в нём важна последовательность. В остальных же дали игрокам возможность выбора уроков, в которые хочется погрузиться в первую очередь.

Мы знали, что некоторые темы могут вызвать сопротивление. С гибкой программой игрок сможет сначала поближе познакомиться с теми вопросами, которые ему больше знакомы, и затем вернуться к другим, когда доверие к продукту будет больше.

Выбрали нестандартные форматы уроков, чтобы обучение было вовлекающим и нескучным

Исследование аудитории показало, что атлеты готовы открывать новое и потребляют много информации в Интернете, но не готовы к классическим форматам образования и ограничены во времени. Стандартные образы материалов — видеолекции и лонгриды — могли вызвать отторжение.

Поэтому мы пошли по уникальному пути и решили воссоздать контент, который аудитория потребляет в свободное время — видеоподкасты, интервью с экспертами и краткие карточки для чтения.

В качестве ведущих подкастов пригласили действующих и бывших игроков Лиги. По задумке ведущий разбирает с приглашённым экспертом вопросы от имени студента — любого игрока КХЛ. Так старалась вызвать доверие у зрителя, потому что всегда проще поверить человеку, с которым есть что-то общее.

Для каждого курса отобрали экспертов с опытом работы со спортсменами, чтобы обсуждать максимально близкие хоккеистам примеры. Среди них — арбитры Дисциплинарного комитета КХЛ, тренер КХЛ, спортивный психолог, хоккейный пиар-агент и спортивные юристы. Каждый материал согласовывали с руководителями КХЛ, чтобы не допустить неточностей. Всего в курсе приняло участие 15 экспертов.

Написали сценарии, подобрали локации, провели съёмки, смонтировали уроки и упаковали в приложение

Обычно подкасты предполагают расслабленный разговор без сценария. В случае учебного формата они должны были раскрывать тему уроков, а собеседники придерживаться заданных рамок. Поэтому для каждого курса мы написали сценарии, на которые могли ориентироваться ведущие и эксперты. Это помогало не сбиваться с мыслей и не исказить результаты урока, которые мы задали на старте разработки.

Чтобы визуал соответствовал высокому качеству контента, который потребляет аудитория, мы тщательно подошли к дизайну кадра. Отсмотрели сотни часов подкастов и интервью разных жанров, собирали референсы и генерировали концепт-арты с помощью нейросетей по нашим дотошным промптам. Сравнивали студии видеопродакшена по десяткам критериев — оборудование, реквизит, команда, постпродакшен и даже уют в гримёрке. Рассматривали варианты с виртуальными фонами и готовыми студиями для съёмок, делали тестовые макеты с посадкой спикеров.

В итоге остановились на «живых» кастомных декорациях. Для каждого курса художник-декоратор разработал уникальный дизайн, но сохранил единую систему. Мы сознательно отошли от холодных пустых студий в сторону домашней, доверительной атмосферы, чтобы поддержать дружелюбие фирменного стиля. Спикеры общаются в уютных студиях на фоне книг и спортивных отсылок. На полках можно увидеть логотип КХЛ, брендинг проекта или хоккейные атрибуты.

В съёмках участвовали десятки человек. Чтобы скоординировать работу и подготовить спикеров, провели репитиции и брифинги, подготовили фирменные памятки с расписанием и подборки комплектов одежды, по которым можно выбирать аутфиты.

Смонтировали финальные ролики, наложили графику, сделали заставки. Для каждого курса подготовили тизеры со смешной нарезкой фраз. Они передают настроение уроков и сразу отделяют обучение на БАЗЕ от привычных онлайн-курсов. Каждый урок начинается и заканчивается с фирменной фразы: «Это БАЗА!», что отсылает к Youtube-форматам.

Все уроки, видеоролики и карточки с дополнительными материалами упаковали в брендированное приложение: внутри фирменный логотипы, нейминг и заставки.

Начали продвижение проекта: разработали портал, базу знаний и запустили Telegram-канал  

Через клубы, менеджеров и руководителей КХЛ сделали рассылку на игроков и привлекли первую группу студентов в ранний доступ к урокам. Программу курсов презентовали на промо-сайте проекта.

Во время раннего доступа продолжили совершенствовать портал, чтобы увеличить конверсию регистрации. Собрали аналитику сайта: провели глубинные интервью с первыми пользователями, сделали анализ тепловой карты и карты кликов. По результатам доработали навигацию и содержание, чтобы не терять внимание пользователей ни на одной странице сайта.

Для обратной связи с аудиторией создали закрытый Telegram-канал. В нём размещаем анонсы проекта и делимся полезными материалами, которые дублируются в базу знаний на портале. Задача статей — прогревать интерес к темам обучения. Мы учли особенность образа жизни хоккеистов и выбрали короткие лёгкие форматы, которые при этом не теряют свою полезность. Например, регламенты КХЛ объясняем на мемах со Стэтхемом. В комиксе с демоном рассказываем, как не надо поступать, когда заключаешь рекламный контракт.

  • Хоккеисты получили прочную образовательную базу для решения ежедневных хоккейных и жизненных вопросов
  • Менеджмент нашёл эффективный инструмент нематериальной помощи хоккеистам и повышения их эффективности на льду
  • КХЛ получила площадку, чтобы доносить важную информацию и помогать спортсменам за пределами хоккейной коробки
Юлия Грибанова
Руководитель образовательных проектов КХЛ
Я рада, что мы выбрали Tetraform, как разработчика продукта, потому что у нас полностью совпало понимание того, как должен выглядеть продукт. Мы хотели сделать классное обучение, отличающееся от всего остального на образовательном рынке, и оно таким и получилось. Отличный визуал, стильный брендинг, свежие форматы, высокое качество подготовки и исследований. Видеоподкасты с приглашёнными хоккеистами — решение, которое лично мне очень нравится, как способ вовлечения аудитории в разработку! Верю, что мы делаем что-то очень полезное для игроков КХЛ!

Как построить согласованную образовательную экосистему для сотрудников?
Навестите нашего чат-бота, а он подарит вам свежий гайд о корпобучении!

Комментарии
Написать комментарий...