Платформы-гиганты знают все: Google, Uber, Facebook, AirBnb. Эти компании не создают контент, не имеют своего громадного автопарка, не владеют сетями отелей по всему миру. Но почему-то они лидеры на этих рынках.
Google и Facebook - лучшие рекламные площадки, хотя у них нет своих площадей на билбордах и нет своего ТВ канала.
Uber может держать цены на такси максимально низкими и обслуживать людей по всей планете.
AirBnb имеет самый большой выбор для аренды жилья, при этом не имея ни одного отеля в своей собственности.
Что же такое происходит? Почему какие-то выскочки заняли рынок, не имея крупных ресурсов в виде недвижимости, оборудования или людских ресурсов?
Произошла революция платформ, которая изменила мир. В этой статье мы разберем этот феномен и подумаем, как его можно использовать для себя.
Вероятно, вы хотите занять свою нишу в мире платформ, вынашиваете идею создания своей площадки. Эта статья поможет немного структурировать знания по платформенному бизнесу.
Есть прекрасная книга Чаудари, Альстайн, Паркер Революция платформ, которая позволит вам глубже вникнуть в понятие Платформа и ее преимущества и отличие от классического бизнеса.
Суть платформы заключается в обеспечении взаимодействия на неком рынке. Платформа не продает напрямую услуги или товар. Она обеспечивает взаимодействие между участниками рынка.
AirBnb организует взаимодействие владельцев недвижимости с теми, кто хочет арендовать дом, квартиру или комнату.
Facebook дает возможность пользователям бесплатно создавать свои страницы и легко публиковать контент, а также получать контент от других. А деньги они получают от рекламодателей, которые платят за точный таргетинг на пользователя для продажи своих товаров и услуг.
Основная ценность Facebook - в создаваемом контенте и взаимодействии с другими пользователями. Но Facebook не создает сам контент, контент создают пользователи. Люди приходят за контентом в социальную сеть, а это привлекает рекламодателей.
Классический бизнес работает по-другому. Он сам создает ценность в своем конвейере и продает ее клиентам. Компания Toyota сама создает машины и сбывает их через сеть дилеров. Объем выручки для Toyota напрямую зависит от количества произведенных машин.
В случае с Uber и другими бизнес-платформами, количество написанного кода не имеет прямой корреляции с выручкой от сайта-платформы.
Платформа как бизнес - это объединение двух и более активных сторон для организации взаимодействия с целью достижения определенной ценности для каждой группы.
Каждая группа пользователей приходит на площадку с определенной целью.
Посетители AirBnb хотят найти подходящее жилье под свои условия.
Владельцы недвижимости хотят заработать на своей недвижимости, но не знают, как привлечь потребителя. Поэтому они идут на AirBnb, добавляют описание своего дома и просто ждут обращений через сайт. За это они готовы поделиться с платформой частью своей прибыли.
Каждый участвует в площадке по собственной инициативе. Не надо никого заставлять. Должна быть ценность, за которой он придет на площадку.
Ключевое отличие от классического бизнеса - платформа не производит сама ценность. Ценность производят другие участники системы. Платформа обеспечивает их взаимодействие.
Ценность платформы напрямую зависит от количества участников. Чем больше участников, тем больше вариаций для других посетителей для удовлетворения своих потребностей.
Но могут быть и обратные случаи - при увеличении количества участников страдает качество взаимодействия. Некоторые участники могут вызывать негатив на площадке и это вызовет обратный эффект - отток с площадки. Например, на контентной площадке появляется много троллей в комментариях, это отбивает желание у авторов контента создавать новые полезные материалы, и они уходят с площадки.
Платформенный бизнес существует давно.
Самый простой и древний формат - это рынок. Сам рынок ничего не продает, он создает условия для работы торговцев на рынке, а также приглашает покупателей. Можно торговать и в одиночку, но рынок дает дополнительную ценность - обеспечение безопасности, проверка надежности продавцов, широту выбора на рынке, удобные условия для осуществления покупок.
Продавец платит хозяину рынка некую плату за возможность иметь свое место на рынке.
В каком-то смысле государство - это тоже платформа. Государство дает множество различных сервисов для своих граждан и для бизнеса. Это обеспечение безопасности, образование, медицина, социальная помощь и т.д.
При этом государство собирает со своих граждан налоги. Эти налоги идут на жизнедеятельность государства.
Как видите платформы существуют давно, но в прежние века были некоторые ограничения для роста платформ как вида бизнеса.
Все дело в технологическом сдвиге и развитии сети Интернет. Крупные технологические инновации порождают целый веер инноваций в других областях.
Возьмем Google как поисковую систему. Google дает бесплатный доступ к большому количеству информации.
Google не владеет этой информацией. Он - просто диспетчер, который направляет вас на нужный сайт.
С каждым годом доступ в интернет упрощается - снижаются тарифы, повышается скорость доступа, охватываются новые районы.
С появлением смартфонов и безлимитного интернета можно находиться онлайн круглосуточно.
Через интернет все больше людей могут получить доступ к Google поиску, где они могут найти что угодно.
Причем это не только США, но и весь мир. Мог ли Google 16 века добиться такого? Нет, только сейчас технологии позволили обращаться к сервису компании одновременно из множества точек планеты.
Все это создало громадную ценность. Очень много людей ищут информацию. И им можно что-то продать. Особенно то, что они прямо сейчас ищут.
Если я ищу новую машину, то любой автосалон хотел бы, чтобы я увидел его предложение. Это и рождает место для гигантских прибылей Google. Каждому человеку можно "подсунуть" свое персонализированное предложение от рекламодателя. Причем не одно, а сразу пачку предложений, которые будут бороться за этого покупателя.
И это только половина уравнения. Вторая половина - это автоматическая обработка сайтов в сети. Их нужно найти, проанализировать и записать в свой индекс данные по сайту. Все это требует гигантских вычислительных мощностей и систем хранения данных. Это был камень преткновения для возникновения гипотетического Google 16 века.
Новые технологические возможности дают толчок к возможности обработки большого массива данных и параллельного обслуживания миллионов пользователей на одном сайте.
Может ли обычный вещевой рынок вместить сотни тысяч продавцов? Нет. А Амазон, Alibaba может. Нет предела по количеству. Это крайне важный фактор для развития компаний платформенного типа.
Каждый участник платформы получает ту ценность, за которой он пришел на площадку
Потребитель обычно получает много всего, что он не может получить от обычной конвейерной компании:
Бизнес получает доступ к узким сегментам потребителей, у которых есть сформированная потребность. Клиенты приходят со своими запросами. Платформа должна правильно перенаправить этот интерес на поставщиков, которые могут удовлетворить этот спрос.
Бизнесу не нужно тратиться на маркетинг и продвижение товаров. Этим занимаются сервисы платформы. Бизнес должен разместить свои товары и услуги, а задача маркетплейса - привести потребителя к этим услугам.
Бизнес может получать дополнительные цифровые сервисы для своей работы. Например, это может быть CRM для учета бронирования времени при записи на услуги. Или это может быть калькулятор сложных услуг.
Бизнес может снижать риски при работе с клиентом. Площадка гарантирует бизнесу, что он получит деньги при выполнении своих обязанностей. Пример - безопасная сделка на фриланс-биржах.
Сама платформа получает множество преимуществ перед конкурентами классического типа:
Что нужно Uber для подключения еще 1 города? Создать пару записей в базе данных, запустить рекламу и решить организационные моменты.
А если это служба такси? Нужно нанять людей, закупить машины в новом городе. Довольно глобальный проект с большими вложениями.
Платформенный бизнес может быстро расти - затраты роста относительно невысоки. При этом есть большие возможности по экспериментированию - менять интерфейс сайта проще, нежели переделывать здание. Цифровой мир - более податливый материал, нежели реальный.
При этом любое действие на площадке оставляет след, который можно анализировать. Это позволяет делать и проверять много гипотез роста.
Есть множество продавцов на площадке с разных сегментов. Если кто-то из них прогорит, на площадке это никак не скажется. Более того, можно проанализировать его результаты и сделать выводы. Стабильность площадки зависит от стабильности всего рынка.
Дополнительный позитивный момент для площадки - она не несет больших расходов на физическую инфраструктуру. Возьмем AirBnb в период пандемии 2020. Да, прибыль у них вероятно снизилась. Но сама площадка не несет издержки на содержание большого количества отелей или домов. Это риски владельцев. Именно они страдают от пандемии. Для AirBnb это менее болезненный момент. Их прибыль конечно снижается, но они не несут тех потерь, что есть у владельцев недвижимости.
Данная информация позволяет еще более эффективно продавать по сравнению с продавцом-одиночкой. Площадка знает в точности, что популярно, а что нет, какие есть тренды в поведении покупателей.
Площадке проще построить целую линейку сервисов для покупателя, которая будет закрывать спектр потребностей.
Если вы продавец автомобильных шин, то маркетплейс в сфере авто может продавать колеса, услуги шиномонтажа, ремонт в СТО, автомойки, тюнинг авто и многое другое. При прочих равных (цена, качество сервиса, удобство) будет выбирать более полное предложение.
Монетизация платформенного бизнеса зависит от участников рынка.
По большому счету именно они определяют бизнес-модель платформы - за что они готовы платить и на каких условиях.
Участники платформы приходят на сайт за ценностью. Для одних - это прямая ценность в виде контента, информации. Для других - ценность в наличии других участников (клиентов).
Задача платформы - определиться, кто из них будет делиться своей ценностью с платформой. Кто готов заплатить небольшой процент за получаемую ценность на платформе?
Ключевой момент - это негативное влияние этих комиссий на ценности для различных аудиторий на площадке.
Если ваша комиссия для аудитории А негативно влияет на ценность, предоставляемую для аудитории Б - это неправильно. Так в итоге все разбегутся с площадки. Например, если бы с пользователей Facebook брали денег за контент, то рекламодателей на Facebook было бы немного.
Но, если мы берем деньги за платную подписку на fl.ru с исполнителей, это напрямую не скажется на ценности, которую хотят получить заказчики. Более того, на площадке будет больше серьезных исполнителей, которые готовы сделать заказ (а не случайных людей).
Ищите такую монетизацию, которая не будет убивать основную ценность для участников площадки.
Давайте рассмотрим варианты монетизации площадки:
На площадке есть некая ценность, которая привлекает большое количество людей. Этот поток людей привлекает рекламодателей. Чем более точно можно разделить поток посетителей, тем точнее будет действовать реклама (таргетинг). Мы можем определить различные характеристики людей, а также классифицировать их поведение на площадке. Это дает возможность определить множество групп потребителей. Этим группам можно давать рекламное сообщение, заточенное именно на эту группу. Например, женщины до 30 лет, ищущие подгузники.
Google создает ценность за счет быстрого подбора интересующих страниц сайтов в сети. Это привлекает кучу людей, которые могут бесплатно быстро найти ответ на любой вопрос. Рекламодатели настраивают свои рекламные сообщения и условия показа (например, хочу показывать это тем людям, кто набрал в поиске Купить самокат).
Ваша площадка может брать некоторую фиксированную сумму в за месяц. Другими словами, хочешь быть на площадке - плати.
Данная модель также может включать в себя вариант платного и бесплатного аккаунта. Бесплатный аккаунт имеет ограничения. Платный аккаунт имеет некоторые привилегии.
Пример - fl.ru. Исполнитель может быть на бесплатном аккаунте, но для него тогда будут действовать жесткие ограничения. Либо он может заплатить за аккаунт PRO и полноценно использовать площадку.
Дополнительные сервисные функции платформы. Это похоже на платный аккаунт, но оплата берется не периодически, а за разовую услугу или возможность на сайте. Пример - единоразовое поднятие своего объявления в поиске на Avito.
Услуга может быть, как полностью автоматической, так и с задействованием персонала площадки. Если услуга предполагает участие другого человека - это повод замкнуть эту потребность на еще одну аудиторию на площадке. Т.е. возможно привлечь определенных исполнителей для удовлетворения этого спроса.
Если деньги проходят через площадку, то можно брать некий процент с каждой сделки. Комиссию платит либо Исполнитель, либо Заказчик, либо делят ее между собой.
При этом площадка должна давать какой-то дополнительный сервис для участников, иначе велик соблазн работать в обход площадки. Хотя бы одна из сторон должна быть заинтересована в работе строго через площадку. Пример - безопасная сделка. Площадка замораживает деньги за заказ, пока он не будет исполнен с надлежащим качеством. В случае возникновения разногласий, площадка осуществляет арбитраж по сделке, определяет в какой мере заказ был исполнен.
Никто не может сказать заранее какой именно вариант бизнес-модели платформы подойдет конкретной площадке. Нет единого точного правила. Необходимо следовать за рынком и отталкивать от обратной связи, которую дают пользователи сервиса.
С самого начала надо понимать, что это не просто создание сайта. Сайт выступает просто инструментом автоматизации. Сайт реализует те правила для рынка, которые вы заложили.
Создание платформенного бизнеса сродни регулятору на определенном рынке - вы задаете правила и способы взаимодействия. Если они привлекательны для рынка, то он будет участвовать на вашей платформе. Если нет - будет искать другие способы взаимодействия.
Первые вопросы, которые вы должны себе задать при создании бизнес-платформы:
Для какого рынка вы работаете? Достаточно ли он велик, чтобы на нем можно было заработать? Если это рынок парикмахерских в провинциальном городе, то возможно проект не взлетит по причине малого масштаба.
Достаточно ли рынок узкий? Если рынок будет слишком широк (бытовая техника), то вы будете конкурировать с крупными брендами, которые имеют свои магазины, а также с крупными маркетплейсами (Яндекс Маркет, Windberries).
Потребители - это покупатели на выбранном рынке. Они приносят деньги на рынок и забирают товар/услуги.
Партнеры - это те, кому вы помогаете продавать на этом рынке. Они приносят товар и забирают деньги с рынка.
Чем точнее вы будете представлять этих людей, их потребности, возможности и мотивацию, тем проще вам будет их привлечь к работе на вашей площадке.
Это самый главный пункт. Без ценности участнику нет смысла работать на платформе.
Необходимо проверить свои гипотезы относительно ценности: сформулировать предложение, найти представителей целевой аудитории и получить обратную связь по предложению. Цепляет ли их это предложение? Готовы ли они подписаться на ранней стадии?
Для проработки ценности вам не нужен готовый сервис. Вам нужно хорошо проработанное предложение, которое имеет выгоды для участников.
Это совершенно не техническая работа. Это задача владельца продукта - сформулировать ценность для всех участников проекта.
Хорошо понимая, кто и зачем пришел на площадку, мы можем сформулировать минимальный состав требуемых функций площадки.
Чем меньше функций, тем быстрее, дешевле и качественнее будет создана площадка.
Широкий функционал площадки никак не поможет остаться ей на плаву, если они никак не закрывает потребности участников платформы.
В процессе проекта могут возникнуть различные неожиданные ситуации. В идеале нужно продумать различные развороты и альтернативные идеи. Чем больше идей вы сможете проверить в проекте, тем больше шансов найти то самое.
Вы можете проверять различные варианты монетизации, пробовать создание различных ценностей для участников, привлекать крупных или мелких участников, давать различные начальные условия, внедрять партнерские программы, создавать уникальные сервисы на площадке.
Именно перебор идей в итоге может дать нужное сочетание, которое будет привлекать людей на площадку.
Вы не можете знать наверняка, что нужно людям. Но вы можете придумать гипотезы и проверить их на практике.
Технические вопросы по работе площадки играют второстепенную роль. Неверные ключевые бизнес-решения в плане работы площадки никак не могут быть компенсированы технологичностью площадки.
Для площадки остро стоит вопрос курицы и яйца. Покупателям нужен большой выбор поставщиков на площадке. А как привлечь поставщиков, если нет покупателей на площадке?
Есть следующие варианты:
Исполнители никак не представлены на площадке. Вы берете некий процент от сделки. Ваша работа заключается в привлечении трафика и координации работы по заказам.
По мере успешного выполнения заказов, вы постепенно автоматизируете работу исполнителей: 1) создаете для них кабинеты на сайте; 2) публикуете информацию об исполнителях на сайте; 3) создаете кабинет для заказчика, где он может напрямую взаимодействовать с исполнителем.
Затем создаете площадку, загружаете на нее данные исполнителей и начинаете привлекать клиентов сразу как площадка с N исполнителями.
Вы сами выполняете все заказы на своей бирже. Затем постепенно подключаете других партнеров: своих конкурентов и смежных исполнителей по мере увеличения количества заказов.
Вы можете сначала создать свою систему CRM для работы с клиентами. Затем добавить к ней личный кабинет Заказчика. Когда в бизнес-процессах появятся внешние исполнители для них также можно создать личный кабинет.
Сначала вы можете сами быть диспетчером заказов в виде закрытой биржи, и на более поздней стадии дать возможность клиентам/исполнителями выбирать друг друга. И ваша CRM превратится в платформу.
Компания может создать площадку вокруг этих услуг. Она может довольно легко привлечь своих клиентов на такую платформу, а исполнители придут на возникающие заказы.
Не начинайте сразу с большого географического региона или широкой отрасли. Пробуйте на малом объеме.
Чем меньше объем, тем легче будет конкурировать, тем меньше вложения в маркетинг, тем меньше будут финансовые потери при ошибках.
Добейтесь стабильной работы на малых объемах и постепенно расширяйте продукт - подключайте новые отрасли, добавляйте нужные сервисы, привлекайте новую целевую аудиторию.
Подход все и сразу приведет к высоким рискам, долгим срокам запуска, отрыву от реалий рынка и быстрому закрытию предприятия. Высокие финансовые нагрузки увеличивают риски проекта. Нет денег - нет мультиков. Бережно расходуйте бюджет проекта.
Мы - разработчики веб-платформы Falcon Space.
У нас есть несколько готовых решений для создания платформы:
Каждое решение можно развивать и видоизменять. Это обязательная опция для любой развивающейся платформы.
В проектах мы выполняем строго техническую роль - создание платформы и дальнейшее развитие ее функционала. Мы не занимаемся маркетингом площадки, продвижением, контентом и проработкой коммерческой части стартапа.
В этой статье описано как мы работаем в рамках проекта веб-разработки
Если нет ценности, то все остальное не даст результата.
Как бы хорошо вы не сделали сайт, какой бы прекрасный дизайн вы не внедрили - это не поможет, если участник не заинтересован быть на площадке.
Найдите ценность и проверьте ее на будущих пользователях площадки.
Ранние пользователи могут подсказать ценные советы по удобству работы площадки, могут привлечь других пользователей, а также дать обратную связь по вашей бизнес-модели. Чем раньше у вас появится ядро начальных пользователей, тем лучше.
Не нужно бояться, что пользователи украдут вашу идею. Если вы боитесь, что вашу идею может кто-то украсть, вероятно, вы плохо пользуетесь поиском. Большинство идей не уникальны, и отличия площадок для неискушенного пользователя практически невидимы.
Это главный вопрос для стартапа после ценности. Именно на трафике большинство проектов затыкается - ввиду нехватки денег и хорошей команды продвижения.
Очень рекомендую стать самим специалистами по продвижению хотя бы на базовом уровне. Так будет меньше вероятность обмана со стороны подрядчиков по продвижению. А это очень частое явление для продвижения.
В случае создания сайта, проверка очень простая - страница либо работает, либо нет. Но в случае продвижения все гораздо сложнее. Долгая обратная связь влияния на поисковую выдачу, нет гарантий результата - плодотворная почва для обмана.
Изучайте основы продвижения и требуйте прозрачный план действий от подрядчиков по продвижению.
Мы подготовили серию статей о продвижении на маркетплейсах, основываясь на собственном опыте. Рекомендуем посмотреть.
Начните прощупывать партнеров в самом начале - предлагайте разные условия и отслеживайте реакцию.
Здесь важно найти такое решение, которое и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО устроит и подходит вашим партнерам. Не нужно нажимать или уговаривать. Это только повредит дальнейшей конверсии.
Главная задача - выяснить за что готов платить потребитель и на каких условиях.
Если вам хватает функций готового решения, то берите готовое решение. Это быстрее, дешевле, надежнее и функциональнее, нежели долгая заказная разработка.
Но есть одно важное условие - решение можно развивать и видоизменять. Без возможности кастомизации, площадка долго не проживет.
Также учитывайте стоимость изменений. Решение может стоить малые деньги, но любая доработка может стоить как самолет. Это нужно учесть до покупки решения.
Если ваш проект совсем нетиповой, и у вас есть особые требования по производительности и надежности, возможно имеет смысл делать свое решение с нуля на заказ. Заказная разработка с нуля - это очень мутные воды с кучей багов, сложным процессов веб-разработки, управлением командой специалистов. Этот подход имеет смысл применять только в случае, если другие решения совсем не подходят для решения вашей задачи.
Любой стартап имеет отрезок времени, в течение которого он либо докажет, что он имеет право на жизнь, либо закроется из-за нехватки финансирования.
Чем больше вы тратите в проекте, тем меньше этот отрезок. Если вы тратите мало, то у вас меньше рисков закрыться по причине нехватки средств.
Чем меньше людей в проекте, тем ниже финансовая нагрузка.
В проекте веб-разработки мы пришли к тому, что идеальное число разработчиков на проекте - 2:
Убирайте все ненужные элементы из своего проекта. Чем меньше деталей, людей, функций, идей, макетов, дизайнов на начальном этапе, тем быстрее это можно внедрить в эксплуатацию, тем дешевле это будет стоить, тем больше шансов успеть найти свою целевую аудиторию и бизнес-модель до того момента, как закончится внешнее финансирование проекта.
Хотелось бы предостеречь людей, которые захотят попытать счастья в этой золотой лихорадке под названием "маркетплейс".
Создание маркетплейса - долгий сложный процесс. Он требует больших вложений. В первую очередь в трафик и техническое развитие продукта.
Есть множество обращений к нам с идеей сделать маркетплейс, при этом люди с трудом понимают, что такое сайт, как он работает и откуда брать трафик (а что такое трафик?).
Своей целью общения с такими людьми считаю отговорить их от идеи создания маркетплейса. Они просто потеряют деньги. Сначала на создании движка. Затем на продвижении (SEO, реклама). Как кончится бюджет, они просто по-тихому свернут проект.
Ключевые ошибки этих людей:
Делайте проект только с полным пониманием каждого шага. Если у вас есть где-то белые пятна - прорабатывайте их, ищите материал, задавайте правильные вопросы.
Воспринимайте эту статью не как руководство к действию, а как набор полезных идей, которые улучшат и дополнят ваше видение по созданию платформы.
Революция платформ уже произошла. Осталось выяснить только один вопрос - вы пользователь платформ или создатель одной из них?
Ссылки на наши материалы: