Недвижимость: как корпоративный сайт может помочь в решении бизнес-задач?

2010-05-27 19:10:05 2205

«Хороший дизайн не может скрепить разваливающуюся бизнес-модель»
Джеффри Вин, пионер и теоретик веб-дизайна

Интернет не просто проник во все сферы нашей жизни. Глобальная сеть настолько приблизилась к человеку, что фактически появилась зависимость от нее. В хорошем смысле.

Всемирная паутина делает нашу жизнь удобнее, информативнее, насыщеннее, ярче. И сегодня представить динамично развивающую компанию без корпоративного сайта невозможно.

Присутствие в виртуальном пространстве – бесспорно, вопрос имиджа. Это очевидно. А может ли корпоративный сайт решать бизнес-задачи компании? И какие? Всем ли участникам рынка недвижимости нужен корпоративный сайт? Кто готов за него платить? И как не попасть в ловушку к разработчикам? Об этом в интервью газете «Ключевой вопрос» рассказывает директор Дизайн-студии Дмитрия Борового Виталий ДЕНИСЕНКОВ.

Кому и зачем?

Корпоративный сайт, если он есть у застройщиков и агентств недвижимости, в первую очередь, выполняет презентационную функцию. Это своеобразное лицо компании. Потенциальный клиент или партнер с его помощью может составить первичное представление об организации: сколько лет на рынке, с кем работает, где находится, какие услуги оказывает и т.д. И чем больше полезной информации получит этот виртуальный клиент или партнер, тем больше шансов его перехода из потенциального в реального. Но далеко не у всех участников рынка недвижимости есть виртуальная визитка. А нужна ли она?

Виталий ДЕНИСЕНКОВ: «Недвижимость – это сложная категория товаров, и ее нужно уметь продавать. Каждый сегмент имеет своего покупателя. Корпоративный сайт, в первую очередь, нужен тем, кто занимается реализацией объектов: и посредникам, и застройщикам в том случае, если они самостоятельно продают квартиры. К примеру, когда подходит время сдачи дома, телефон строительной компании или агентства недвижимости, которое реализует этот дом, может «разрываться» от звонков, а сотрудники не справляются с потоком вопросов. В данном случае сайт, информация на котором обновляется по мере ее поступления или изменения, смог бы решить эту проблему».

По словам собеседника, практика работы с корпоративными сайтами на рынке недвижимости показывает, что он как минимум должен нести базовую информацию о строящихся объектах, будь то жилой дом, микрорайон или поселок. Кроме того, посетитель должен иметь возможность посмотреть небольшую презентацию, чтобы сформировать визуальное представление об объекте. Но здесь стоит учесть специфику сегмента недвижимости.

«Если речь идет о дорогих объектах, то здесь нужно, помимо информации о ценах, планировках квартир, показывать зоны притяжения, месторасположения, преимущества, — подчеркивает Виталий. — Как в любом товаре: одно дело продавать бюджетный автомобиль, а совсем другое – автомобиль представительского класса. И недвижимость, с точки зрения рыночных законов, ничем не отличается. Премиальные предложения должны быть соответствующим образом представлены потребителю. Отчасти поэтому на рынке активно развивается практика нейминга комплексных объектов недвижимости. И сайт в этом отношении помогает создавать образы, которые откладываются в подсознании потенциальных покупателей и стимулируют продажу».

«Хороший продающий сайт по недвижимости должен давать, во-первых, полную и исчерпывающую информацию об объекте. Во-вторых, он должен помогать покупателям понять, почему этот дом им подходит, указывать на основные ключевые преимущества».

Как реализовать корпоративный сайт?

Разработка, внедрение, продвижение сайта стоит денег. А ресурсы у любой компании ограничены. Небольшое агентство недвижимости из 15-20 человек, возможно, и не сможет сразу позволить включить в статью расходов полноценный функциональный корпоративный сайт. Как быть? Вовсе отказаться от Интернета нельзя. Но можно работать и без «виртуальной визитки», размещая свои предложения на порталах о недвижимости. В таком случае имя компании теряется среди десятков других, сделки купли-продажи проходят в обычном режиме. Если же в планах компании рост, укрупнение и развитие, то сайт необходим. Он позволит повысить популярность, значит, будет работать на имидж, а также поможет решить некоторые бизнес-задачи.

Виталий ДЕНИСЕНКОВ: «Крупной компании, безусловно, корпоративный сайт создавать целесообразнее. Если у компании много объектов, которые они реализуют, процесс обновления и управления базами данных можно автоматизировать, выполнять пакетно, тем самым исключив большое количество рутинной работы администратора сайта. Для этого реализуется механизм экспорта-импорта данных, который позволяет сделать связку базы данных сайта с внутренними системами хранения информации. Реализация пакетного обновления позволяет поддерживать максимально актуализированный каталог предложений на сайте агентства или застройщика, создать своеобразный онлайн-эталон предложений. Возникает логичный вопрос: «Если преимущества такого решения очевидны, почему они внедряются единично? По-моему, вопрос в уровне организации и компании, а также самой специфике строительной отрасли. Но к подобным решениям игроки на рынке постепенно приходят, вопрос остаетсяся в повышении эффективности внедряемых решений и удобства их для пользователей. Надо помнить, что весь мир уже перешел на автоматизированные системы».

«Сейчас востребованы информационные сайты. Флеш, 3D и подобные дизайнерские решения на рынке недвижимости лишь в исключительных случаях могут помочь решить какую-то задачу. В большинстве же своем это бесполезные вещи. Корпоративный сайт должен быть прост и понятен как для пользователей, так и с точки зрения администрирования и поддержки. На корпоративных сайтах компаний, реализующих объекты недвижимости, должны быть актуальные предложения, в таком случае это может быть хорошим сайтом».

«Сайт – хороший онлайн-буклет»

Тем не менее, сайт должен выглядеть как хороший онлайн-буклет. Хорошая графика, качественная картинка, организованная и удобная для посетителя подача информации – вот основные критерии выбора дизайна. Примером успешного корпоративного сайта на рынке недвижимости, по словам Виталия, может служить сайт агентства недвижимости «Твоя столица», ставший одним из победителей интернет-премии «ТИБО-2010» в номинации «Корпоративный сайт».

Виталий ДЕНИСЕНКОВ: «Промо, флеш, летающие шапки и прочее хороши там, где они нужны. Если мы продаем торговую марку пива, там может быть и флеш. Если мы продаем много объектов одновременно, то нужно организовывать информацию: подбор вариантов, выбор по регионам, по направлениям, по метро, по районам города и т.д. Если бюджет позволяет, то по элитным квартирам можно создать виртуальные туры, видеопрезентации, подготовить другие промоматериалы. По новым комплексным объектам должна быть подробная брендированнная интернет-презентация, профессионально сделанные материалы для скачивания, контакты именно тех специалистов, которые занимаются реализацией объекта. К пониманию и реализации подобных и многих других вещей АН «Твоя столица» пришло в конце 2007 года. И на сегодня ресурс www.t-s.by является передовым с точки зрения сайтов, посвященных недвижимости в Беларуси, а само агентство — безусловным лидером рынка. И это совпадение далеко не случайно». Что касается застройщиков, то основная функция их корпоративных сайтов — презентационная. На сайте размещается информация о компании, о структуре, о руководителях, о корпоративной жизни, об услугах, реализуемых и реализованных объектах.

Без доработок невозможно, но можно их минимизировать

Одно дело сайт разработать и внедрить, другое дело – его продвигать. В процессе так называемой эксплуатации выясняется, что здесь не учли один нюанс, там забыли про какую-то функциональную возможность. И заказчику приходится инвестировать половину уже потраченных средств на доработку. Как этого избежать?

Виталий ДЕНИСЕНКОВ: «Сделать сайт, который бы после не пришлось доделывать, практически невозможно. Ведь над его созданием работают живые люди, а не роботы. С момента проектирования до запуска хорошего сайта проходит от четырех месяцев до полугода. Но и за это время все учесть практически невозможно. В частности, практика работы с «Твоей столицей» показывает, что постоянно идет процесс модернизации. Можно и нужно подготовить такую программную платформу, которую легко масштабировать, обновлять и дорабатывать. И тогда средняя доработка на 8-10 часов девелопмента будет стоить примерно $150 долларов вместо $1.500 долларов, когда приходится перерабатывать программную часть целиком».

«Процесс разработки сайта – взаимный. Студия по определению не может сделать хороший работающий сайт без активного участия заказчика. От разработчиков зависит примерно 60-70% успеха. Студия предлагает концепции, подходы, но они могут не нравиться или не подходить заказчику. К примеру, разработчик предлагает расширенную подачу информации, а у заказчика некому этим заниматься. И в этом нет ничего необычного. Масштаб проекта во многом зависит от заказчика».

Масштаб доработок

От чего зависит масштаб доработок? Существуют разные системы управления контентом (CMS), на которых разрабатываются сайты. Одни веб-студии покупают у сторонних разработчиков готовую CMS (так называемые коробочные продукты), продают его заказчику и на нем делают сайт, потому что свой программный продукт они, в силу различных причин, выпускать не могут либо не хотят. Другие компании работают над созданием своих продуктов.

Виталий ДЕНИСЕНКОВ: «Сайт создается на какой-то системе управления, и некоторые студии свои разработки криптуют. Это значит, что доработать сайт без участия разработчика невозможно, потому что код закрыт. В такой ситуации заказчик сайта очень сильно зависит от состояния студии. От этого многие страдают, потому что в силу различных причин (чаще всего – неэффективности бизнеса веб-разработчика) доработки начинают стоить как-то очень дорого или выполняться очень долго.

Некоторые работают на готовых решениях. Но и там есть свои нюансы. Логика уже продумана, и получается, что на тот момент, когда нужно внедрить эксклюзивные моменты, ориентированные на бизнес заказчика, это становится невозможным или неоправданно затратным. Поэтому в результате получается шаблонный сайт, который не решает никаких бизнес-задач, а только кое-как справляется с презентационной составляющей. Поэтому заказчикам следует внимательно подходить к выбору исполнителя».

Клиентоориентированный подход веб-студии заключается в том, что сайт разрабатывается с открытым кодом на самой распространенной платформе без использования специфических/трудномодифицируемых компонент либо решений. Заказчик, при желании, может сам дорабатывать такой сайт».

«Инициатива всегда идет от заказчика. И здесь надо понимать масштабы работы и видеть в Интернете возможности для своего бизнеса. Не может студия прийти и сказать, как сделать. Если в компании не готова инфраструктура, сайт услуги продвинуть не поможет».

Ресурсный и денежный вопрос

Сколько же стоит проект под заказчика? По словам собеседника, бюджет в 5.000 долларов США – это цифра, за которую можно создать хороший корпоративный сайт с индивидуальным подходом. Рынок недвижимости, как правило, требует еще и определенной подготовки заказчика, а также готовности искать решения вместе с компанией-разработчиком. Некоторых потенциальных заказчиков отталкивает от создания корпоративного сайта мысль о том, что для его поддержи нужно нанимать специалиста и оплачивать его труд.

Виталий ДЕНИСЕНКОВ: «Не нужно никого нанимать, ни в коем случае не нужен веб-мастер и т.д. Это порочная практика. Сайты сейчас делаются так, что любой менеджер может им управлять. Весь процесс автоматизирован, есть удобные CMS-решения, которые позволяют быстро и комфортно вносить изменения на сайт. Нужно лишь немного усилий, чтобы разобраться.

Бюджет на продвижение сайта рассчитывается индивидуально исходя из количества запросов, их конкурентности, сложности тематики, региона продвижения. Неоднократно озвученная на различных конференциях величина «среднего чека» на продвижение сайта в регионе Беларусь — $200. Что касается рынка недвижимости, то по опыту могу сказать, что тематика довольно конкурентна и стоимость продвижения сайта, как правило, выше озвученных цифр».

Интересы рынка

Сегодня 90% белорусских пользователей обращаются к ведущим 6-7 порталам. Остальные сотни сайтов выбирают оставшиеся 10% пользователей. Согласно исследованиям, чуть более 3 млн белорусов пользуются Интернетом. Это примерно треть населения нашей страны. Покупатель недвижимости – это человек с определенным жизненным опытом и положением. Интернет для него хорош для сбора первичной информации.

«В целом на рынке, — говорит Виталий ДЕНИСЕНКОВ, — не видно какого-то технологического прорыва. Даже набор банальных функций – пакетного обновления, импорта актуальных предложений, загрузка фото и другого инфоконтента, планировок, наличие актуальной цены, контактов консультантов, привязки к онлайн-картам – используется крайне редко. Большинство агентств работают по старинке, предпочитая в качестве первоначального информирования покупателя более затратный личный контакт интернет-размещению.

Между тем, покупатель недвижимости готов пользоваться сайтами, потому что это удобно информативно и быстро. И количество платежеспособных пользователей сети постоянно растет. Но проблем у белорусского интернета в сегменте недвижимости по-прежнему остается много. И получается, что есть пользователи, которые готовы получать качественный сервис, с другой стороны, есть финансовые реалии, которые не позволяют большинству профессиональных игроков этот сервис разрабатывать и поддерживать. Все бы хотели сделать чудесный сайт по недвижимости, где бы было все… Но это человеческие и финансовые ресурсы, это инвестиции. А из-за слабой монетизации подобных сервисов мало кто из инвесторов готов вкладывать средства в реализацию глобального белорусского проекта».

Текст: Алёна Мазуро, обозреватель еженедельной газеты «Ключевой вопрос»

Источник: Как корпоративный сайт может помочь в решении бизнес-задач?

О нашей студии:

Дизайн-студия Дмитрия Борового — один из лидеров белорусского рынка интернет-разработок. Более 6 лет успешно работает на белорусском рынке веб-разработок. За это время реализовано более 250 проектов, созданные студией сайты получили 10 дипломов международных конкурсов.

Среди наших клиентов: Heineken, РУПП «Белорусский автомобильный завод» (БелАЗ), ОАО «Борисовский молочный комбинат» (ТМ «Здравушка»), ОАО «Паритетбанк», Mitsubishi Motors в Беларуси, группа компаний «Трайпл», ЗАО «РРБ-Банк», комплекс «Минск-арена», сети салонов обуви «AXIS» и «Мегатоп», холдинг Next Media (Россия).

Основные направления деятельности студии: создание сайтов, брендинг и графическое сопровождение брендов, продвижение сайтов, разработка медийной интернет-рекламы и интерактивных презентаций.