Сегодня пользователи все чаще обращаются к голосовым помощникам для получения информации. SEO-оптимизация сайта для подобных запросов может стать ключом к повышению видимости ресурса в выдаче, что поможет привлечь больше трафика. В этом материале мы разберемся, как эффективнее применять методы SEO в связке с голосовыми запросами на смарт-гаджетах.
Голосовой поиск становится все более популярным с каждым годом. Согласно статистике на начало 2023 года, более 70% всех запросов в интернете были произведены голосом. Популярность голосового поиска несложно понять: помощники Siri, Алиса или та же Маруся способны быстро найти необходимую информацию, а вам даже не надо напрягаться, печатая вопрос.
Еще в 2019 году в Microsoft выделили основные сферы использования голосового помощника:
Голосовые запросы — это особенно удобно и эффективно, если вы в пути или заняты другим делом, которое не позволяет печатать. Кроме того, активное развитие умных устройств — «умных» домов, часов, колонок — дали дополнительный толчок развитию голосового управления и включения в нашу повседневную жизнь.
Каким бывает voice search? Запросы делят на два основных типа:
Наиболее популярные — информационные, где звучат слова «что», «как», «когда». Таких запросов больше половины. Коммерческие со словами «стоимость», «цена», «купить» — встречаются чуть реже. Приведем примерную статистику типа голосовых запросов по версии сервиса Demandsage:
Тип запросаДоля голосовых запросов Информация об акциях, скидках, распродажах52%Персонализированные подсказки и инструкции48%Информация о событиях и мероприятиях42%Местоположение и часы работы заведений или магазинов39%Способы связаться со службой поддержки клиентов38%Информация о магазине, бренде или производителе56%
Такая эволюция в жизни открывает возможности для бизнеса, и важно попасть в формирующийся тренд, пока это не стало обыденностью, а значит и конкуренция там будет большой.
Прежде чем перейти к практическим советам о SEO-оптимизации для голосовых запросов, нужно разобраться в особенностях таких запросов.
Как происходит обработка информации? Когда вы задаете вопрос голосом, гаджет преобразует речь в текст и отправляет его на серверы поисковых систем. Алгоритмы анализируют запрос и предоставляют наиболее релевантные ответы.
Ваш контент на сайте должен быть оптимизирован так, чтобы соответствовать голосовым запросам. Проговаривая вопрос, человек задает его более естественным образом, чем если бы писал его в строке поисковика. Поэтому нужно стараться в тексте писать простыми разговорными фразами, и конечно же, использовать ключевые слова, которые могут с большей вероятностью прозвучать именно в голосовом запросе.
Ответ на голосовой запрос должен быть четким и решать конкретную проблему пользователя. Сайты, которые максимально оптимизированы под voice search, отображаются или озвучиваются помощником первыми. То есть алгоритмы анализируют весь ваш сайт, решают, удовлетворяет ли он потребности пользователя, и если да — показывают сайт в выдаче.
Когда используются голосовые запросы? Когда человеку неудобно печатать или нет времени спокойно поискать информацию. Поэтому контент должен легко читаться, чтобы нужную информацию не требовалось вычитывать и высматривать.
Используйте простой и понятный язык, избегайте длинных предложений и затянутых параграфов. В этом деле помогает, кстати, раздел с наиболее популярными вопросами (тот самый FAQ), где представлены и сами вопросы, и уже готовые ответы. Это максимально быстрый способ получить нужную информацию, а также это очень «удобоваримый» формат для голосового ассистента.
Один из ключевых аспектов оптимизации вашего веб-сайта для voice search — это ключевые слова, которые используются чаще всего. В отличие от письменных запросов, голосовые запросы обычно содержат более длинные фразы и естественную разговорную речь.
Если вы уже определились с нишей для работы или продвигаете свой продукт, изучите, какие голосовые запросы наиболее, как люди формулируют вопросы. И уже из них выделяйте ключевые слова и фразы. В этом могут помочь такие инструменты как Яндекс Wordstat, Google Keyword Planner и SEMrush. После того как вы определите семантику для голосового поиска, необходимо оптимизировать страницу таким образом, чтобы она соответствовала этим запросам. Важно разместить ключи в заголовках, мета-описании, а также в основном содержимом страниц.
Что касается самого текста, то он его лучше делать более простым и понятным, чтобы было проще найти нужные сведения. При этом контент должен сохранять полезность и быть релевантным запросам людей, не скатываться в бессмысленность. И не забудьте про блок «Вопрос-Ответ».
Помимо работы с семантикой есть несколько основных факторов, которые следует учесть при оптимизации сайта для voice search.
Сайт должен быстро загружаться
Кажется, что это не самый значительный параметр для именно голосового поиска, однако ни человек ни робот не будут ждать, пока ваша страница ответит на запрос. Мы уже подробно разбирали этот момент в материале про AMP-страницы.
Так как голосовой поиск не всегда подразумевает озвучивание результатов поиска, но также может и выводить их на экран устройства, очень важно, чтобы у сайта был интуитивно понятный интерфейс, чтобы человек сразу мог увидеть необходимую информацию. Ему быстро надоест, если ради нужных сведений ему приходится листать кучу разделов. Ведь он выбрал voice search как раз потому, что не хотел или не мог воспользоваться классическим поиском.
Сайт должен быть совместим с разными устройствами
Уже сейчас поисковик Google, индексируя сайты, во многом отталкивается от того, насколько ресурс удобен для пользователей смартфонов. А для голосового поиска мобильная выдача в приоритете, поэтому так важно, чтобы сайт был адаптирован под гаджеты.
В этом вопросе помогает адаптивный дизайн, благодаря которому страница при загрузке подстраивается под размер экрана гаджета, и искать ответы на свои вопросы удобно.
Оптимизация сайта в региональной выдаче
Этот параметр важен для тех, кто продвигает товар для определенного региона или на очень узкую ЦА. Оптимизация ресурса под локальные поисковые запросы позволяет выдавать более точные ответы для более целевой аудитории.
Чтобы сайт отображался в поисковике по запросам, связанным с конкретным ГЕО, нужно прежде всего использовать ключи с названием места, создать локальные страницы.
Кроме того, на сайте можно включить отображение адреса, контактов, показывать отзывы клиентов и другие сведения, содержащие местоположение вашей компании. Если сайт добавить в карты и онлайн-каталоги, например, в Google My Business, это тоже повысит видимость в локальных поисковых запросах.
У сайта должна быть микроразметка
Микроразметка позволяет поисковым роботам проще ориентироваться на вашем сайте. Они лучше определяют суть сайта, а значит могут предлагать его под запросы вашей ЦА. Кроме того, она влияет на то, как будет отображаться в выдаче сайт: микроразметка используется для сниппета.
В итоге благодаря ей повышается кликабельность сайта. А также растет объем трафика по запросам не только мобильной, но и десктопной выдачи.
Контент должен быть структурирован
Речь о том, что не надо писать тексты сплошняком, они должны быть поделены на заголовки и подзаголовки (от H1-H6), чтобы были абзацы, текст разбавлялся фото и видео и т.д. Структура поможет поисковикам легче понимать суть сайта, и они смогут предлагать ваш ресурс более релевантной аудитории.
Улучшение оптимизации невозможно без работы над ошибками. А ее не сделать, если не собрать информацию по итогам работы. Поэтому важно настраивать аналитику и следить за результатами SEO по voice search.
Google Analytics, Яндекс Метрика помогут вам отследить наиболее популярные голосовые запросы, по которым пробивается ваш сайт, позволят узнать, как юзеры взаимодействуют с ресурсом. С помощью этих инструментов можно понять, насколько мобильный трафик важен для вашей кампании в целом: возможно, с ПК у вас переходов больше, тогда пока можно не тратить силы и время на проработку стратегии для голосовых запросов.
Есть четыре типа сайтов, которым оптимизация под голосовые запросы будет полезной.
SEO-оптимизация сайта под голосовые запросы может повысить его видимость в выдаче и привлечь больше мобильного трафика. Главное тут учитывать особенности работы с voice search — разговорные выражения, простые формулировки, настройка сайта под конкретную локацию в рамках целевого ГЕО и разные гаджеты. Несмотря на популярность голосовых ассистенотов, пока голосовой поиск еще не сильно конкурентная среда, поэтому стоит тестировать и искать эффективные для себя подходы.