Информация в статье актуальна на 2025 год
Создание сайта включает в себя задачи не только для разработчика. В команде ещё работают дизайнеры, редакторы, оптимизаторы и другие. Коммуникация внутри такой команды важна, потому что у каждого специалиста свои задачи и специфика работы, а цель одна. И чтобы её достичь, все должны знать и учитывать цели и задачи друг друга.
Особенно слаженной должна быть работа SEO-специалиста и разработчика. Один отвечает за стратегию продвижения сайта в поиске, второй помогает реализовать стратегию с технической точки зрения. Отсутствие такого тандема может больно ударить по бизнесу.
Если SEO-специалист и разработчик работают асинхронно, то есть шанс упустить возможности для роста или ухудшить позиции сайта в поисковой выдаче. А вот как может работать эффективная команда: оптимизатор находит ошибки, негативно влияющие на продвижение сайта, и передаёт ТЗ разработчику. Разработчик же устраняет ошибки и подсвечивает сложности с технической точки зрения.
Например, при работе с фреймворками Джаваскрипт важно понимать и учитывать разницу в типах рендеринга. Если используется CSR, то прорисовка контента происходит на стороне клиента. В таком случае поисковые боты не смогут увидеть содержимое страницы. Это критично для поисковой оптимизации. Соответственно, на старте нужно предусмотреть настройку пререндера или рендеринг на стороне сервера — SSR.
Разработчик может об этом не знать, но SEO-специалист подсветит необходимость и подготовит понятное ТЗ. Это лишь один пример, когда влиять на эффективность сайта можно и нужно ещё на этапе его проектирования.
SEO-специалист и веб-разработчик вместе могут эффективно реализовать стратегию поисковой оптимизации. Ключевое слово здесь — «реализовать». Если рекомендации SEO-специалиста не взять в работу, то как бы хорошо ни была составлена стратегия, работать она не будет. Разработчик должен внедрить решение, чтобы оно дало результаты.
Конкретные задачи внутри стратегии для оптимизации существующего сайта могут быть такими:
В кейсах рассказываем, какие результаты может принести работа такой команды.
SEO-специалисты могут найти новые возможности продвижения даже в случаях, когда кажется, что трафик вышел на плато. Показательный пример — наша работа с брендом полезных продуктов здорового питания.
Сайт бренда, с которым мы работали, хорошо показывал себя в выдаче, но наши SEO-специалисты заметили новую возможность. Наши подборки рецептов с сайта не появлялись в Google-рецептах, зато там были статьи конкурентов. Мы решили разобраться, почему так получилось, и продвинуть статьи с подборками рецептов в галерее рецептов Google.
Чтобы задачу решить, нужно было внедрить микроразметку для рецептов Recipe. Микроразметка нужна, чтобы бот мог считать и распознать тип контента на странице. Эту же информацию поисковые системы могут подтягивать в сниппеты. В случае с рецептами в сниппеты могут попадать данные о КБЖУ, количестве порций, времени приготовления и рейтинге.
Попасть в подборку рецептов — важная задача для продвижения связанного с едой сайта. В Google подборки чаще всего находятся выше других результатов органической выдачи.
Кратко о том, что мы сделали:
Результаты. Сниппеты страниц компании появились в галерее рецептов Google, и трафик на страницы вырос.
Поиск точек роста с помощью SEO-специалистов помогает сайту развиваться, а соблюдение даже простых рекомендаций может значительно увеличить трафик. Без аналитики и изучения конкурентов не получилось бы найти эту точку роста, а без специалистов разработки — внедрить решение, которое дало такие результаты.
Картинки и фото на сайте нужны не только для пользователей, но и для поисковых ботов. За счёт того, что боты обнаруживают картинки, они могут показывать сайт в разделе «Картинки» или выводить расширенный сниппет. Но если бот не может считать иллюстрацию, сайт может исчезнуть из подборок, тогда объём трафика уменьшится.
Показательная история произошла с крупным брендом, который обратился к нам за редизайном сайта. Мы сопроводили редизайн, и сайт успешно работал. Однако во время очередного аудита, чтобы найти точки роста, наши SEO-специалисты заметили, что трафик из блока рецептов изменился.
Мы стали искать причины проблемы и выяснили, что изображения на сайте выпадали из поискового индекса. Основной сайт был размещён на одном домене, а изображения — на другом, закрытом для индексирования. Поисковые боты не могли попасть на домен, где размещены картинки. А в таких случаях страницы могут пропасть из блоков, где наличие фото обязательно. Объём трафика стал падать.
Чтобы исправить ситуацию, наши SEO-специалисты дали рекомендации разработчикам клиента. Команда разработки внесла коррективы, настроив серверные правила так, чтобы адреса изображений соответствовали основному домену.
Результаты. Изображения начали индексироваться, сниппеты страниц вернулись в выдачу, а поисковый трафик стал возвращаться к прежним показателям.
Даже когда сайт хорошо работает, необходимо постоянно мониторить показатели, чтобы вовремя обнаружить и исправить проблему. Эта ситуация ― вовсе не подтверждение того, что решение вынести картинки на поддомен было неправильным. У него тоже были здравые основания ― желание улучшить скорость загрузки страниц сайта, снять с основного сайта лишнюю нагрузку. Но только при взаимодействии разработчика и SEO-специалиста можно найти компромисс, чтобы и нарастить трафик, и решить задачи разработки.
В работе над сайтом и его продвижением важна каждая мелочь, которая может быть неочевидна заказчику или другим командам специалистов. Поисковые системы развиваются и уже оценивают не только ключевые слова в тексте на странице, но и скорость загрузки ресурса, тип разметки и другие атрибуты кода. SEO-специалист знает об этих факторах и подсвечивает их важность. А разработчику нужно учитывать SEO-рекомендации при написании кода.
На рынке множество антикейсов, когда SEO-специалист работает качественно, а эффекта нет, потому что до реализации его рекомендации не дошли. Нередко случается обратная ситуация ― в компании много сильных разработчиков, но алгоритмы поисковиков они не учитывают. В итоге страдают бизнес-цели. Чтобы сайт выполнял свои задачи, SEO-стратегию нужно реализовывать уже на уровне кода. Для чего разработчики должны сотрудничать с командой SEO с начала проектирования сайта или его разделов.
Впервые статья была опубликована в Академии IT-Agency, где можно изучить другие материалы об интернет-маркетинге, SEO, CRM, а также управлении, аналитике и устройстве агентства.
Если вам понравилась статья, делитесь мыслями в комментариях, а ещё подписывайтесь на наш Телеграм-канал. Там наши сотрудники делятся опытом, как помогают бизнесу расти с помощью диджитал-каналов.